/img/tv1.svg
RU KZ
Мораторий на проверки и освобождение от налогов

Мораторий на проверки и освобождение от налогов

Малому и среднему бизнесу дают встать на ноги.

13:29 15 Январь 2020 7963

Мораторий на проверки и освобождение от налогов

Автор:

Майра Медеубаева

За 2019 год количество малых и средних предприятий в Казахстане увеличилось на 7%. Об этом сообщает комитет по статистике минэкономики. В 2020 году для стимулирования развития МСБ в Казахстане предпринят ряд норм, в частности, на три года введен мораторий на проверки бизнеса и освобождение от налогов. Рассмотрим подробнее, какие предприятия не будут платить налоги и в каких случаях проверки будут осуществляться.

С 1 января 2020 года до 1 января 2023 года малый и микробизнес освобождены от уплаты КПН, ИПН, СН и ЕЗН

С 1 января 2020 года до 1 января 2023 года лица, применяющие специальные налоговые режимы и признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога, уменьшают на 100 процентов подлежащую уплате: сумму корпоративного (индивидуального) подоходного налога (кроме удерживаемого у источника выплаты); сумму социального налога; сумму единого земельного налога.

Положения не распространяются на налогоплательщиков, осуществляющих деятельность, связанную с оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров; производство и (или) оптовую реализацию подакцизной продукции; деятельность по хранению зерна на хлебоприемных пунктах; проведение лотереи; деятельность в сфере игорного бизнеса; деятельность, связанную с оборотом радиоактивных материалов; банковскую деятельность (либо отдельные виды банковских операций) и деятельность на страховом рынке (кроме деятельности страхового агента); аудиторскую деятельность; профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг; деятельность кредитных бюро; охранную деятельность; деятельность, связанную с оборотом гражданского и служебного оружия и патронов к нему; деятельность в сфере недропользования, в том числе деятельность старателей; реализацию полезных ископаемых, в том числе деятельность трейдеров, деятельность по реализации угля, нефти; розничную реализацию отдельных видов нефтепродуктов бензина, дизельного топлива и мазута; внешнеэкономическую деятельность.

Таким образом, лица, применяющие специальный налоговый режим (СНР) и признаваемые субъектами микропредпринимательства или малого предпринимательства, в том числе плательщики единого земельного налога, освобождаются на 3 года (с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года) от уплаты:

  • КПН – по упрощенной декларации, по СНР с использованием фиксированного вычета, СНР для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов;
  • ИПН – по патенту, по упрощенной декларации, по СНР с использованием фиксированного вычета, СНР для производителей сельскохозяйственной продукции и сельскохозяйственных кооперативов;
  • социального налога – по упрощенной декларации;
  • единого земельного налога – по СНР для крестьянских или фермерских хозяйств. При этом напомним, что с 1 января 2020 года исчисление единого земельного налога производится налогоплательщиком самостоятельно путем применения к объекту налогообложения за отчетный налоговый период ставки в размере 0,5%.

Напомним, субъектами малого предпринимательства являются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица и юридические лица, осуществляющие предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более ста человек и среднегодовым доходом не свыше 300 000-кратного МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года. Субъектами микропредпринимательства являются субъекты малого предпринимательства, осуществляющие частное предпринимательство, со среднегодовой численностью работников не более пятнадцати человек или среднегодовым доходом не свыше 30 000-кратного МРП, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года.

Мораторий на проверки бизнеса

26 декабря 2019 Касым-Жомарт Токаев подписал указ о введении моратория на проведение проверок и профилактического контроля и надзора с посещением. В частности, центральным государственным и местным исполнительным органам указано прекратить с 1 января 2020 года до 1 января 2023 года проверки и профилактический контроль и надзор с посещением субъектов малого предпринимательства, в том числе субъектов микропредпринимательства. Исключением являются проверки, направленные на предотвращение или устранение нарушений, которые потенциально несут массовую угрозу жизни и здоровью населения, окружающей среде, законности и общественному порядку; прямую или непосредственную угрозу конституционному строю и национальной безопасности, а также проводимых по основаниям, предусмотренным Законом Республики Казахстан от 4 июля 2003 года «О государственном регулировании, контроле и надзоре финансового рынка и финансовых организаций».

Также исключением служат проверки и профилактический контроль с посещением, проводимые на основании обращений субъектов предпринимательства в отношении собственной деятельности, проверок по основаниям, предусмотренным Уголовно-процессуальным кодексом; проверок органов прокуратуры по поручению президента и генерального прокурора; таможенных проверок; встречных налоговых проверок; тематических налоговых проверок по вопросам определения взаиморасчетов между налогоплательщиком и его дебиторами, постановки на регистрационный учет в налоговых органах, исполнения распоряжений о приостановлении расходных операций по кассе, вынесенных налоговым органом; профилактического надзора с посещением в целях отбора и проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы продукции для осуществления мониторинга безопасности продукции в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия населения; проверок и профилактического контроля с посещением за соблюдением законодательства Казахстана об аккредитации в области оценки соответствия; недропользователей.

Майра Медеубаева

В Казахстане могут ввести квазиналог на гаджеты

20 Октябрь 2020 08:00 5978

Организация, которая не выплатила с 2017 года ни одному автору вознаграждение, потребовала от казахстанских импортеров 0,7% от стоимости устройств, которые могут воспроизводить аудио- или видеоконтент. Разбираемся здесь, должны ли казахстанцы переплачивать за гаджеты в пользу сомнительных «сборщиков квазиналогов».

Недавно прошла онлайн-встреча между министерством юстиции РК, НПП «Атамекен», организациями по коллективному управлению авторскими правами и смежными правами, правообладателями, представителями компаний – импортеров и производителей электробытовой и компьютерной техники, а также с представителем агентства РК по противодействию коррупции. Поводом для встречи стало обращение бизнес-омбудсмена Рустама Журсунова к премьер-министру Аскару Мамину о приостановлении действия Постановления правительства РК от 26 июня 2019 г. № 445 «О внесении изменений и дополнений в некоторые решения правительства Республики Казахстан».

Речь идет о потенциальном авторском сборе в 0,7% от стоимости устройств, таких как мобильные телефоны, телевизоры, компьютеры и т. д., воспроизводящих аудио- и аудиовизуальные произведения. Авторский сбор за воспроизведение в личных целях произведений на физические носители подлежал выплате в соответствии с законом об авторском праве с 1996 года. Закон об авторском праве возложил выплату сбора на производителей и импортеров техники. Однако до сегодняшнего дня авторский сбор не собирали, поскольку не было необходимых нормативных актов. Сейчас, когда перестали копировать на болванки, авторский сбор пытаются взимать с рынка объемом порядка 500 млрд тенге. Точных цифр никто не знает, так как при принятии постановления правительства РК не провели анализа регуляторного воздействия на рынок, а также последствий введения такого сбора на рядового казахстанца, который фактически будет выплачивать сумму авторского вознаграждения с каждого приобретаемого им устройства, и она будет доходить до 2% от нынешней стоимости устройства, возможно, и больше.

Более того, офис бизнес-омбудсмена выразил озабоченность бизнес-сообщества тем, что сбор такого авторского вознаграждения будет осуществлять ОЮЛ «Союз «Евразийский союз правообладателей» (ЕСП), чья аккредитация и методы работы вызывают вопросы антикоррупционного агентства, о чем сообщила представитель данного агентства в ходе онлайн-встречи.

Сколько денег получит Евразийский союз правообладателей, и почему самим правообладателям достанется меньше трети

По закону учредителями организации по коллективному управлению правами (ОКУП) должны быть непосредственно правообладатели, однако учредителями ЕСП являются два ТОО. Согласно открытым источникам egov, это ТОО All music и ТОО DLS BUILDING MANAGEMENT, обе компании не имеют отношения к сфере коллективного управления правами, последняя и вовсе работает в сфере аренды и эксплуатации недвижимости. Это не единственное нарушение, так, ЕСП проигнорировал требования к аккредитации ОКУП о наличии не менее двух лет опыта и выплате вознаграждения правообладателям не менее восьми раз до подачи заявления на аккредитацию. Согласно собственным отчетам этой организации, с даты регистрации в 2017 году структура выплатила 0 тенге правообладателям. Впрочем, это не помешало ЕСП потребовать от импортеров 0,7% от таможенной стоимости товаров, а также раскрытия коммерческой тайны импортеров, присваивая себе функции государственного органа.

«Впервые уполномоченный по правам предпринимателей Казахстана обратился в правительство РК с просьбой приостановить его постановление и внести изменения в законодательство по причине нарушения прав бизнес-сообщества – производителей и импортеров электробытовой и компьютерной техники. При введении новых регуляторных инструментов в отношении субъектов предпринимательства законодательство РК обязует инициатора провести анализ регуляторного воздействия, но в случае с рынком производства и импорта техники этого не было сделано.

В данный момент участникам рынка навязывается заключение договоров с ЕСП, компании принуждают к раскрытию коммерческой тайны, охраняемой законом, администрированию выплат и исполнению штрафных санкций. То есть частная организация ЕСП возлагает на себя фактически функции государственного органа. Все это нарушает права предпринимателей.

В настоящий момент подзаконные акты направлены на защиту авторского контента от копирования на физические носители. Такое копирование при развитии обширного доступа в Интернет у пользователей устройств практически не используется, население прослушивает аудио и просматривает потоковое видео в личных целях онлайн. В связи с этим участники рынка бытовой и компьютерной техники считают, что действующее законодательство не соответствует современным реалиям, поэтому возникла необходимость его пересмотра», – сказал председатель КАТЭКС Сергей Архипкин.

В соответствии с законом ЕСП имеет право оставить себе на административные расходы 30% от всех сумм авторских вознаграждений. Другие ОКУП, которые получат деньги от ЕСП для распределения, также вправе оставить себе еще по 30%. Получается, что казахстанским авторам и правообладателям в лучшем случае едва ли останется меньше трети, поскольку часть авторского вознаграждения также должна быть отправлена зарубежным авторам, соответственно, доли вознаграждения отечественных авторов и правообладателей и вовсе могут быть размыты до минимума.

При этом не опубликована методика выплаты вознаграждения правообладателям. Это косвенно говорит о том, что методики либо нет, либо она не прошла апробацию.

Есть вероятность, что даже те небольшие деньги, которые останутся казахстанским правообладателям, могут быть распределены между конкретными авторами в ущерб общему развитию культуры. Нам всем хорошо известны методы «объявления в розыск» зарубежных правообладателей на сайтах самих ОКУП, и после бесплодных поисков, разумеется, эти суммы снова попадают в карман недобросовестной ОКУП. А та, в свою очередь, имея на руках возможность каких угодно махинаций, заново распределяет такие суммы в пользу авторов – своих же учредителей. Такие нелегальные доходы не нуждаются в отмывании, ведь никто и не спрашивает отчета о распределении и не наказывает за незаконное обогащение.

«Необходимо изменить систему управления правами правообладателей и правила аккредитации организаций в законе об авторском праве. Например, ввести механизмы контроля за использованием денег организациями по коллективному управлению правами для собственных нужд. А при аккредитации организаций по коллективному управлению правами требовать предоставления методики по распределению вознаграждения авторам», – поделилась Наталия Шаповалова, эксперт по вопросам охраны и защиты интеллектуальной собственности, кандидат юридических наук, партнер компании «Тукулов и Кассильгов Литигейшн».

Какие товары предлагается обложить квазиналогом

Благородный принцип выплаты вознаграждения авторам при каждом воспроизведении их произведений в личных целях был подменен одноразовой «индульгенцией», оплату которой возложили на импортеров и производителей устройств, но всем понятно, что в итоге заплатит обычный потребитель.

В перечне товаров, которые предлагается облагать авторским сбором, значатся мобильные телефоны, телевизоры, ноутбуки, персональные компьютеры и носители информации. Кроме того, в список попали бытовые видеокамеры, кинокамеры, кинопроекторы, не содержащие звукозаписывающие или воспроизводящие функции, или такие редкие аппараты, как устройства для просмотров микрофильмов, которые не имеют функций копирования. Так, перечень имеет широкие формулировки, неизвестно, когда в него попадут автомобили со звуковой аппаратурой, электронные фортепиано, детские игрушки с функцией записи и так до бесконечности.

И все бы ничего, но вот только современные реалии указывают, что казахстанцы все чаще пользуются приложениями и стриминговыми сервисами и платят за доступ к легальному контенту, и этот контент, заплатив один раз, можно смотреть на нескольких устройствах. Спрашивается, если сбор взимается за воспроизведения в личных целях, то почему не спросили у самих «личностей», копируют ли они аудио- и видеоконтент на физические носители и готовы ли они платить авторский сбор за контент, который не копируют.

Где здесь логика, вопрос открытый.

«Право на воспроизведение включает в т. ч. копирование в сети Интернет. Значит, закон об авторском праве должен решать вопрос о взимании вознаграждения за копирование в личных целях, в т. ч. в сети Интернет, список плательщиков вознаграждения должен быть дополнен и определена схема взимания и распределения вознаграждения за копирование объектов авторского права и смежных прав в личных целях в сети Интернет. И в этом направлении в европейских странах, например во Франции и Германии, такие обсуждения уже давно ведутся и обсуждаются определенные методики сбора вознаграждения», рассказала эксперт по защите интеллектуальной собственности Наталия Шаповалова.

Что делать с «квазиналогом»?

Эксперты считают, что закон об авторском праве 90-х годов прошлого века в большей части безнадежно устарел, так как изначально был направлен на «болванки» и копирующие на такие «болванки» устройства. Сегодня, когда практически 100% аудио- и видеоконтента размещается в сети Интернет, а затем уже копируется, если вообще копируется, на устройства, на повестке остро стоит вопрос о защите авторских прав и контента от е-пиратства. И государство обязано защищать правообладателей, ведь их убытки исчисляются миллионами, а как мы с вами уже знаем, те небольшие деньги за копирование объектов на физические носители, которые попадут казахстанским авторам, вряд ли можно назвать достойной компенсацией.

Необходимо решительно пересмотреть сам принцип «разовой индульгенции» и ее бесконтрольного распределения несколькими организациями с учетом прав авторов и правообладателей, потребителей и предпринимателей цифрового Казахстана, который, в отличие от авторского законодательства ХХ века, уже на пороге смелого шага в третье десятилетие XXI века.

Будет ли сформирована рабочая группа и как быстро изменится законодательство – вопросы открытые. Пока же архаичность казахстанского законодательства по защите интеллектуальной собственности открывает множество лазеек для различных недобросовестных организаций требовать самые разные суммы денег не только с импортеров и производителей техники, но и со всех граждан нашей страны. Эксперты говорят, что вследствие введения квазиналога для импортеров в Казахстане стремительно подорожают вся бытовая техника и гаджеты. Платить, увы, придется, потребителям, на плечи которых лягут авторские сборы и содержание ЕСП.

Саян Абаев


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Актюбинское ТОО «Жигер Актобе» считает неправомерным доначисление более 160 млн тенге налогов

16 Октябрь 2020 16:20 1756

В областном департаменте госдоходов и министерстве финансов не видят никаких нарушений в действиях фискалов.

ТОО «Жигер Актобе» работает на рынке с 2007 года. Занимается поставкой и монтажом лифтового оборудования, которое закупается в Беларуси и Китае.

Беда пришла, откуда не ждали

«В мае 2018 года областной ДГД сообщил нам о проведении налоговой проверки в рамках требования прокуратуры. Основанием ее проведения стало то, что мы работали с компанией «Енбек Актобе». А у них возникли проблемы с законом, поэтому стали проверять всех контрагентов компании. Нам не дали на подготовку к ней ни дня. Проверка началась в мае 2018 года и продолжалась до декабря 2019-го. Ее все время откладывали, затем продлевали, требовали дополнительные документы, которые мы предоставляли без проблем и вопросов.

Это была уже не первая проверка за время существования нашего предприятия. Мы привыкли к тому, что налоговые доначисления так или иначе будут. Были готовы их выплачивать – от ошибок никто не застрахован. Причем налоговая служба шла нам навстречу, позволяя оплачивать доначисления в рассрочку. Поэтому, как обычно, планировали разойтись миром. В 2019 году создается ТОО «Qaz-Bel Лифт» с намерением построить завод по производству лифтов в индустриальной зоне «Актобе», – рассказывает главный бухгалтер ТОО «Жигер Актобе» Виктория Филиппова-Федина.

По словам бухгалтера, за время проведения проверки, а это целых 20 месяцев, ДГД не озвучивал предприятию даже примерного результата проверки. Когда в 2019 году ТОО «Qaz-Bel Лифт» обратилось к ТОО «Жигер Актобе» с просьбой поддержать строительство завода, предприятие согласилось стать основным инвестором. Никто не ожидал большой суммы доначисления.

«Когда мы уже были готовы инвестировать деньги в строительство, пришел акт налоговой проверки, согласно которому ДГД исключил расходы из вычетов и НДС по взаиморасчетам с контрагентами, являющимися абсолютно нормальными организациями

При заключении договоров с поставщиками мы проверяли их по базе налогоплательщиков. Налоги платят, состоят на учете по НДС. Неблагонадежными признаны не были. Но эти предприятия меньше ТОО «Жигер Актобе». У них нет лицензии, они не участвуют в госзакупках. Это просто поставщики. Но в ДГД сочли или выяснили, что наши контрагенты, пытаясь уйти от налогов, работают с неблагонадежными поставщиками. Убрав их из наших расходов, доначисляют нам огромную сумму налогов, включая пени – 162 млн тенге. А у тех предприятий, которые уходили от налогов, убирают доход. Поставщики остаются белыми и пушистыми без доначисления налогов. Ведь у них из дохода убрали то, что они продали нам. Получается, что этот товар мы нигде не могли приобрести – его нет, а значит, не могли расходовать», – продолжает Виктория Филиппова-Федина.

У предприятия есть все договоры, бухгалтерские документы. В ТОО согласились с тем, что из расходов убрали одну компанию, так как она действительно зарекомендовала себя плохо. Две другие компании сами не согласны с тем, что у них убрали доход. Но они тоже ничего не могут сделать.

Покупатель за продавца не в ответе

ТОО «Жигер Актобе» направило жалобы и дополнения к ним в министерство финансов Республики Казахстан. В связи с карантином все рассматривалось в режиме онлайн. В конечном итоге минфин полностью согласился с актом проверки ДГД Актюбинской области.

«Мы не согласны с решением министерства финансов и обратились в областной экономический суд. Думаем, что Фемида нам пойдет навстречу. Требования должны возлагаться не только на ТОО «Жигер Актобе», но и на поставщиков – компании-контрагенты. Как бухгалтер, хочу сказать, что нонсенс не в том, что убрали расходы, такое часто бывает, а убрали доходы! Мы в шоке! Мало ли откуда поставщик взял товар, мы же его официально купили и оплатили.

Я допускаю мысль: ТОО «Жигер Актобе» более платежеспособная организация с лицензией и основными средствами, которая вряд ли захочет пустить себя под банкротство. А компании «Лифт Строй Инвест» и «Строй Лифт» – организации молодые и мельче», – рассуждает бухгалтер.

У предприятия был период, когда счет оказался закрыт. Вся сумма доначисления с минусом зафиксировалась на нем. Организация не смогла участвовать в госзакупках и потеряла заказы. Но основная проблема в том, что заморожено строительство завода по производству лифтов ТОО «Qaz-Bel Лифт».

«Если мы все средства вложим в строительство завода, то не сможем заплатить налоги. Спасибо СПК «Актобе», которая пошла нам навстречу. Предоставлен земельный участок в долгосрочную аренду в индустриальной зоне. По плану в октябре этого года завод должен уже начать работу. А фактически график строительства переносился несколько раз и пока только огорожен участок. В СПК попросили нас пока только платить земельный налог. А это небольшая сумма – около 24 тыс. тенге в месяц. Но строительство стоит, хотя проект очень привлекателен для региона», – резюмирует Виктория Филиппова-Федина.

Аргументы другой стороны

В решении минфина по результатам рассмотрения жалобы на уведомление о результатах проверки сделан акцент на то, что ТОО «Лифт Строй Инвест» и ТОО «Строй Лифт» являются аффилированными компаниями в отношении товарищества. По взаиморасчетам с ТОО «Лифт Строй Инвест» исключены из вычетов расходы по приобретению запасных частей к лифтовому оборудованию и товарно-материальных запасов за 2016-2017 годы и НДС из зачета за III и IV кварталы 2016 года, II квартал 2017 года.

ДГД подал иски в областной СМЭС о признании недействительными договоров поставки, оказанных услуг, сделок, заключенных между поставщиками товарищества второго и третьего уровней, где налоговики усмотрели нарушения.

То есть не между ТОО «Жигер Актобе» и контрагентом, а между поставщиками. То же касается и относительно взаиморасчетов с другими контрагентами.

Минфин результаты проверки ДГД области оставил без изменения, а жалобу – без удовлетворения.

Предприятие обжаловало уведомление о результатах проверки в областном экономическом суде. К сожалению компании, результат отрицательный. Теперь ТОО «Жигер Актобе» будет обжаловать решение суда.

Семён Данилов


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!