/img/tv1.svg
RU KZ
Можно ли зарабатывать на подкастах в Казахстане

Можно ли зарабатывать на подкастах в Казахстане

Новые перспективы применения аудиоформата.

15:53 06 Август 2020 4883

Можно ли зарабатывать на подкастах в Казахстане

Автор:

Мария Галушко

Подкасты – это аудиопрограммы, сериалы или блоги, которые можно скачивать или слушать онлайн. Как медиаформат он растет быстро и охватывает более 100 различных языков по всему миру. В качестве бизнеса подкасты привлекательны низким порогом входа. Их проще и дешевле создавать, чем тот же видеоконтент. В мире этот формат активно набирает популярность. По данным Musicoomph, ожидается, что к 2022 году выручка от подкастов достигнет $1,6 млрд. На данный момент существует более 850 тыс. активных подкастов и более 30 млн эпизодов подкастов. В Казахстане этот рынок еще не настолько развит. Большинство проектов записаны любителями и не приносят прибыли. Но есть и другие примеры. Корреспондент Inbusiness.kz пообщался с казахстанским фул-тайм-подкастером из Нур-Султана Елдаром Кудайбергеновым и узнал, как он зарабатывает на этой деятельности и что думает о дальнейшем развитии рынка.

Елдар, расскажите о своей деятельности фул-тайм-подкастера. Как давно Вы этим занимаетесь и с чего все начиналось? Чем Вы занимались до запуска своих подкастов?

Моя история начинается в далеком 2008 году. Тогда я с интересом слушал российские подкасты. Мне нравился такой формат получения информации своей не привязанностью к экрану. В то время большинство авторов были анонимными, Интернет – медленным, а YouТube не так развит. Подкасты выходили в формате разговоров, рассуждений, интервью или рассказов. В тот период я решил создать собственный подкаст о рок-музыке Казахстана. Встречался с местными музыкантами из Алматы. Мы сидели у них на репетиционных базах и общались. Они пели свои песни в акустике, рассказывали о них, о группе, делились историями из жизни. Готовый подкаст я выкладывал на российский сайт, который сейчас закрыт.

Затем я пошел в армию, и деятельность пришлось прекратить. Когда вернулся, устроился в Internews Kazakhstan веб-мастером (по первому образованию я программист). Потом мы с другом запустили стартап. Он не приносил прибыли, и пришлось его закрыть. Дальше мне предложили работу в полиции, в отделе информационной безопасности. Там я проработал пять лет. Получая второе высшее образование юриста, необходимое для работы, я заметил, что при равных условиях кто-то учится хорошо, а другим студентам это дается с трудом. Решил разобраться, почему так происходит. Оказалось, что в Казахстане действительно нигде не обучают тому, как именно нужно учиться, справляться с буллингом, стрессом. В то время как в США создана целая экосистема, посвященная этой теме. В этот период (2018 год) мне пришла идея создать подкаст об учебных навыках. В реализации идеи меня поддержал мой друг Николай Колесников. Мы нашли студию и начали приглашать туда людей. Первые гости были наши друзья, мы разбирали их опыт обучения. Так родился подкаст «Как учиться», который существует до сих пор.

Два года назад я начал задумываться о том, чтобы уйти из полиции. Осенью 2019 года решение было принято окончательно, и сейчас подкастинг – это мой основной род деятельности, на котором я зарабатываю. В этом важную роль сыграла моя жена. По сути, это был единственный человек, поддержавший меня, когда я сказал, что ухожу из полиции и хочу заниматься только подкастами.

Когда у Вас появились первые заработки от подкаста?

Изначально это был творческий порыв, который нужно было реализовать. О том, чтобы превратить это в свою работу, я и не думал. Подкастингом я активно занимаюсь два года, но прибыль деятельность начала приносить в этом году. Основной мой подкаст «Как учиться» не приносит денег, а создает имя. Через него люди видят, что я умею делать, и могут заказать консультацию, нанять внештатным сотрудником или заказать создание целого подкаста. Так я и зарабатываю.

Подкаст «Как учиться» независимый. Никто не влияет на его политику, и я могу задавать прямые вопросы. Прибыль он может приносить благодаря рекламе, но пока подходящих предложений не поступало. Реклама должна быть полезна для слушателей, а поступают предложения, которые далеки от сферы образования.

Второй подкаст – «Осознанный отец», создан по заказу UNFPA Kazakhstan. Тут мы обсуждаем тему семьи с психологами и другими специалистами.

В подкастинг сейчас приходит много людей, не знающих, что это такое. И одна из причин, почему я решил сделать это своей основной деятельностью, – я хочу, чтобы это направление не испортилось, как тот же блогинг.

Из чего состоят Ваши рабочие процессы? Как происходит процесс создания подкаста?

У меня есть домашняя студия, и до карантина я приглашал людей в нее. Раньше я привязывался ко времени и еженедельно выкладывал один эпизод. Потом понял, что лучше делать тогда, когда есть что-то стоящее. Сейчас эпизоды выходят раз в две недели или месяц. Сделать полностью один эпизод разговорного подкаста можно за два дня, если очень стараться. Потом его нужно отложить еще на пару дней, чтобы заново прослушать. Итого с момента записи до публикации занимает пять-семь дней. Чем сложнее эпизод, тем больше времени на него требуется. Когда я не знал, как редактировать, работать со смыслом и убирать лишнее, процесс занимал меньше времени.

Каково среднее число прослушиваний одного выпуска? Знаете ли Вы, сколько у Вас слушателей вообще?

Статистика довольно непонятная вещь, потому что каждая платформа показывает по-разному в зависимости от сервиса. Какой-то сервис сразу вещает аудио, которое лежит у меня в хостинге, на телефон. Есть сервисы, которые сначала скачивают к себе и раздают от себя. Именно поэтому статистика может различаться. Есть эпизоды, которые набирают за месяц 5 тыс. прослушиваний. В среднем это тысячу прослушиваний. На статистику сильно влияет приглашенный гость.

Как Вы понимаете, понравился подкаст слушателям или нет? Есть ли обратная связь?

У меня критерий один – если подкаст мой, то этот эпизод в первую очередь должен нравиться мне. Если подкаст заказчика, то должен нравиться ему. К аргументированным комментариям я прислушиваюсь, некоторым объясняю, почему где-то вышло так, а не иначе. По большей части выпуски хвалят.

Самое главное при создании подкаста – определить целевую аудиторию: кому конкретно ты вещаешь. Аудитория подкаста «Как учиться» – это студенты первых-вторых курсов университетов или колледжей и ученики 10-11 классов.

Как Вы себя продвигаете?

Тема образования не очень популярна, и маркетингом я особо не занимаюсь. О том, что вышел эпизод, рассказываю в социальных сетях.

Какие расходы есть у подкастеров?

В подкастинг порог вхождения очень низкий сейчас. Например, в том же 2008 году этот порог был высоким из-за того, что не было необходимого оборудования, Интернета, сервисов. Сейчас все намного проще.

Первым моим вложением была покупка микрофона за 50 тыс. тенге. Но это не обязательно. На самом деле подкаст можно записывать даже на телефон. У большинства телефонов на Andriod хорошо записывают диктофоны, а для iOS рекомендую диктофон RODE Reporter. Для редактирования есть специальные программы, поэтому реализация не сложна. Бесплатная и простая программа Audacity доступна как для Windows OS, также для Mac OS и Linux. Есть условно бесплатная программа Reaper. По подписке доступна программа Adobe Audition. Сложная и мощная.

В подкастинге сейчас главное не техника и логотипы, а то, насколько интересна и продумана концепция подкаста. Перед тем как начать запись подкаста, нужно его полностью продумать, вплоть до момента, когда и в каком месте его будут слушать. Это намного облегчит процесс создания. Например, я планирую так, что мой подкаст слушает студент первого-второго курса казахстанского университета в первой половине субботы, во время завтрака или уборки. Работа сильно упростится, если все это продумать вначале.

На каком этапе рынок подкастов в Казахстане сейчас и как он будет развиваться дальше, по Вашему мнению?

Сейчас этот рынок на стадии зародыша. Он еще не самостоятельный. Обычно запись подкастов у людей – это хобби или дополнительный заработок. И пока я единственный на всю страну, кто этим занимается как основной деятельностью. Еще аудитория делится на казахскую и русскую, и нас эта проблема не обошла стороной. Если сейчас делать качественный подкаст на казахском языке, то это привьет людям понимание качества. Чтобы достичь этой цели, с моим другом мы разрабатываем бесплатный онлайн-курс на казахском языке и ищем для него спонсоров.

Сфера подкастинга будет развиваться, появятся независимые подкаст-студии и отделы подкастинга при СМИ. Мои правила качественного подкаста следующие: нормализовать звук, уважать слушателей, делая максимально емкие и полезные эпизоды, и всегда выполнять то, что обещаешь в начале эпизода (раскрывать тему).

Какой совет Вы можете дать начинающим подкастерам?

Не спешите делать подкаст. Это дело кажется простым, хотя на самом деле трудное. Читайте книги про подкасты. Например, автора Эрика Нюзума «Пошумим». Одна из самых важных и полезных книг в этой сфере про смыслы подкастинга. Больше слушать, не только авторов СНГ, но и зарубежных. Чем больше слушаете, тем больше узнаете. Тут должен быть вкус, а он вырабатывается, когда ты много слушаешь и делаешь.

Мария Галушко
Фото из личного архива Елдара Кудайбергенова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

МСБ продлят освобождение от налогов с ФОТ до 1 января 2021 года

Опубликовано соответствующее постановление правительства.

24 Сентябрь 2020 17:25 3220

Субъектам малого и среднего предпринимательства продлят освобождение от налогов с фонда оплаты труда до 1 января следующего года. Соответствующее постановление правительства опубликовано на площадке нормативно-правовых актов.

В постановлении указывается установить: поправочный коэффициент «0» к ставкам обязательных профессиональных пенсионных взносов, социальных отчислений, взносов и отчислений на обязательное социальное медицинское страхование; поправочный коэффициент «12/19» к ставке социального налога, за исключением лиц, занимающихся частной практикой.

Данное положение применяется в отношении лиц, занимающихся частной практикой, а также субъектов микро, малого или среднего предпринимательства, осуществляющих деятельность по перечню видов деятельности, и их работников по обязательствам, срок уплаты (перечисления) по которым наступает в период с 1 октября 2020 года до 1 января 2021 года, за исключением уплачиваемых индивидуальным предпринимателем за себя. Постановление вводится в действие с 1 октября 2020 года.

Однако в проекте приказа отсутствует перечень отраслей.

Напомним, с 1 апреля по 1 октября этого года 29 видов деятельности в Казахстане были освобождены от отчислений в фонд оплаты труда и взносов в ЕНПФ. Подробный перечень отраслей представлен по ссылке . В частности, данная норма коснулась наиболее пострадавших отраслей в период карантина и ЧП.

Как ранее рассказал председатель правления Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблай Мырзахметов, бизнесмены ставили много вопросов по теме исчерпывающего перечня отраслей, которые можно считать пострадавшими, на которые распространяются налоговые послабления, особенно по фонду оплаты труда.

По ситуации в настоящее время глава НПП рассказал о результатах опроса 10% казахстанского МСБ (порядка 70 тыс. субъектов бизнеса) в наиболее пострадавших отраслях экономики.

«Так, опрос показал следующие результаты. Более 30% опрошенных к началу сентября были вынуждены пойти на оптимизацию персонала, 16% из опрошенных уже провели сокращения – 80 тысяч работников уже сокращены, 90 тысяч сотрудников отправлены в отпуск без сохранения заработной платы. Эти цифры мы не наблюдаем в официальной статистике, стоит задача – как нивелировать эти последствия. Более 30% опрошенных находятся в преддверии закрытия бизнеса – общепит, частные школы и сады, туризм. Если экстраполировать полученные данные на остальной бизнес, то можно понять, с каким масштабом сокращений и закрытия бизнеса мы столкнемся в ближайшее время», – резюмировал Аблай Мырзахметов.

Редакция inbusiness.kz обратилась в министерство труда с запросом уточнить перечень отраслей, которым продлено освобождение от налогов с ФОТ.

Майра Медеубаева

Подпишитесь на наш канал Telegram! 

Будущее – за онлайн-услугами, обучением и торговлей

Какие выводы делают бизнесмены после пандемии и карантина, и как в Нур-Султане спасался цветочный бизнес

19 Сентябрь 2020 09:00 2411

Нурлан Баукенов больше трех лет занимается цветочным бизнесом в Нур-Султане. Его компанию хорошо знают столичные красавицы и местные романтики. А в период жестких ограничений во время карантина клиентская база пополнилась обычными казахстанцами, которым вдруг захотелось сделать приятное родным, приободрить их в домашнем заточении или поздравить с днем рождения, находясь при этом в другой стране с закрытыми границами. Вот так выживал цветочный бизнес. В интервью корреспонденту Inbusiness.kz Нурлан рассказал, какой главный опыт он извлек из работы в режиме пандемии и почему не готов отказаться от роз, орхидей и пионов в пользу менее рискованного бизнеса.   

Нурлан, порадуйте нас, расскажите, что все карантинные месяцы казахстанцы вдруг стали внимательными к своим домочадцам, активно закупали у Вас цветы и Ваш бизнес сегодня «цветет и пахнет» во всех смыслах?

Да, рассказать есть что. В первые дни карантинных ограничений и мы, и наши заказчики пребывали в небольшом замешательстве. Никто не знал, какие новые сюрпризы подготовит нам завтрашний день. Люди массово скупали крупы, консервы, маски, антисептики и туалетную бумагу. Поэтому мысли о цветах или о каких-либо других подарках немного отошли на второй план. Но Вы правы, с течением времени мы стали замечать, что с каждым днем ситуация стабилизируется. Стали преобладать заказы просто так, без повода, чтобы подбодрить и поднять настроение своим близким. Также, конечно, с гордостью можем заявить, что стали неким связующим звеном для людей, которые из-за закрытых границ не смогли поздравить своих родных людей с памятными датами вживую. Тогда они обращались к нам посредством мессенджеров, заказывали букеты, писали тексты для открыток и курьер уезжал радовать получателя неожиданным презентом. К сожалению, не могу сказать, что сейчас все «цветет и пахнет». Все-таки пандемия ударила практически по всем направлениям бизнеса, и мы не исключение. Если посмотреть на статистику, то с каждым годом мы отмечали постепенный рост продаж. В нынешней же ситуации мы наблюдаем замедление темпов роста. Но мы не опускаем руки и верим, что скоро все вернется на круги своя.

Вернемся к первым ограничениям в марте. Как Вы поступили со своим цветочным бизнесом тогда, когда стало впервые понятно, что грядет непростое время и актуальным останется только разве что аптечный бизнес и продуктовый. Какие решения тогда приняли?

Самая важная мысль, которая была у меня в голове, – это сохранить все то, что создавалось нашей командой упорным трудом на протяжении нескольких лет. Мы посоветовались с сотрудниками, взвесили все «за» и «против», и приняли решение работать до тех пор, пока это будет возможным. Также, конечно, я чувствовал большую ответственность перед своими коллегами. Мы вместе работаем уже более трех лет, и оставить нас всех в подвешенном состоянии было бы крайне безответственным. Я очень благодарен нашему небольшому коллективу, что мы просто взяли себя в руки и продолжили делать то, что умеем, несмотря ни на что.

Вы работали на доставку. Но тогда здесь вопрос – было ли что продавать? Насколько я знаю, у Вас поставки цветов идут из Голландии в основном. И кстати, да, почему Вы не продаете цветы, выращенные в Казахстане?

Да, как только правительство начало вводить карантинные меры, мы стали работать исключительно в режиме доставки. С поставками из Голландии и других стран, выращивающих цветы, действительно были большие проблемы. Но некоторые наши партнеры-поставщики смогли обеспечивать нас ограниченным количеством растений. Также не стоит забывать о стабилизированных растениях и сухоцветах, которые не портятся и тоже очень нравятся покупателям. Что по поводу местных производителей. К сожалению, большей частью цветы, выращенные в нашей стране – это розы классических сортов и расцветок. Но мы работаем в несколько ином направлении.

Простые розы можно купить везде, а мы больше ориентируемся на букеты, составленные из экзотических сортов цветов, которые не продают в каждом цветочном киоске. Еще одним немаловажным фактором является то, что пока что наши плантации цветов, к сожалению, не могут конкурировать по цене и качеству с зарубежными производителями. Мы бы были рады поддерживать наших производителей, но на данный момент это направление в Казахстане только-только набирает обороты. Радует, что появляются небольшие фермы, выращивающие что-то помимо роз. Мы с большим любопытством наблюдаем за ними и потихонечку начинаем сотрудничать.

Кто был Вашим покупателем чаще всего? Какие цветы приобретали, были ли в ходу дорогие, роскошные букеты, к которым мы привыкли в Instagram, или все-таки чувствовалось социальное напряжение, финансовые затруднения казахстанцев даже в выборе цветов?

Карантин карантином, но жизнь ведь все-таки продолжалась. У людей также были дни рождения, юбилеи и другие памятные даты. Также, повторюсь, в карантин цветочные магазины стали связующим звеном между вынужденно разлученными людьми в разных городах и странах. Дети отправляли цветы мамам, внуки бабушкам и так далее. Конечно, многие заказчики хотели подарить что-то роскошное, но из-за перебоев с поставками мы не всегда могли удовлетворить запросы всех покупателей. Но они прекрасно видели всю сложившуюся ситуацию и с пониманием к этому относились. Люди, так же, как и в «докарантинное» время, покупали как недорогие букеты, так и букеты подороже. Но мы не планировали снижать планку своих работ, и когда понимали, что ничего красивого и необычного из оставшихся в наличии цветов мы предложить не можем, закрывались и не принимали заказы до следующих поставок.

Подобьем кассу – как в финансовом выражении карантин повлиял на Ваш бизнес? Есть ведь и позитивные моменты, когда не нужно тратиться на аренду – много случаев, когда арендодатели входили в положение – и владельцы хорошо экономили, активизируясь в онлайн-магазинах. Другими словами, в цифрах – сегодня Вы в плюсе или в минусе?

Конечно, наши арендодатели пошли нам навстречу и сделали хорошую скидку на аренду, за что им большое спасибо. Но и я, в свою очередь, понимал, что это тоже заработок владельца помещения, и как только ситуация начала стабилизироваться, снова начал оплачивать сумму по договору. В финансовом положении, естественно, пострадали практически все сферы. Кто-то больше, кто-то меньше. Но те, кто изначально был заточен под онлайн-торговлю, почувствовали изменения в своей работе немного меньше. По поводу вопроса в плюсе мы или нет, отвечу так: мы в плюсе, но карантин замедлил темпы нашего развития.

Не секрет, что цветочный бизнес очень зависим от праздничных дат. В Вашем случае упущены мартовские праздники, майские школьные звонки и выпускные, 1 сентября. Получается, Ваш бизнес всем этим может быть парализован очень долгое время. Вы можете успешно работать только при возврате к полноценной жизни…

8 марта – день, являющийся самым главным в работе каждого цветочного магазина, к счастью, мы не упустили. А что касается других праздников, то мы изначально сильно не акцентировали на них внимания. Считаю, что работать только из-за праздников и сильно на них концентрироваться не совсем правильно. Лучше работать над тем, чтобы ежедневно были стабильные продажи, чем «выстреливать» несколько раз в году.

Нурлан, не возникало желания заняться менее рискованным бизнесом? Таким, чтобы мог выжить в любых, самых экстремальных условиях? Согласитесь, цветы – и в спокойное время весьма сложный бизнес.

Я работаю с 9 класса, и за все свои 29 полных лет занимался разными сферами бизнеса. И то, чем я занимаюсь сейчас, мне очень нравится. Да, продажа живых цветов – достаточно рискованная сфера деятельности, но все приходит с опытом. Бизнес – это всегда определенные риски, как ни крути. Иногда, конечно же, возникают мысли о другом виде деятельности. Но это не значит, что нужно закрывать одно и начинать что-то другое. При желании, можно успешно управлять несколькими направлениями одновременно.

Вы большой оптимист. Чему из позитивного научил Вас опыт работы в карантин? Какие выводы Вы для себя сделали? С каким багажом готовы к работе в условиях второй волны коронавируса, о которой сегодня много говорят?

Самый главный вывод, который я для себя сделал в очередной раз: «Будущее за онлайн услугами, обучением и торговлей». За время карантина мы выявили свои сильные и слабые стороны. Но сейчас вопрос в другом: с каким опытом и багажом знаний придет к возможной второй волне наше правительство. Удастся ли им продумать свои постановления так, чтобы дать функционировать как можно бОльшим сферам деятельности и тем самым сохранить рабочие места своих граждан.

Подсчитывали ли Вы, сколько должно пройти времени – мы говорим о формате прежней жизни – чтобы Ваш бизнес нормально функционировал, и можно было бы строить планы на его масштабирование?

Нет, такие подсчеты я не производил. Но считаю, что как только снимут все ограничения, во всех сферах ситуация начнет выравниваться. Потому что все сферы деятельности связаны между собой. Сотрудник офиса идет тратить заработок в магазины одежды, салоны красоты, кафе и рестораны, сотрудники этих заведений едут в путешествия, идут покупать технику, смотреть кино, дарят цветы и так далее по цепочке. И пока что-то функционирует, а что-то нет, этот баланс нарушен, а это отражается на нас всех.

Вы правильно отметили ответственность государства. Как считаете, Нурлан, достаточную ли поддержку предусмотрело правительство для отечественного МСБ в период ЧП и карантина? Вы обращались за предложенной помощью – я говорю о единовременных выплатах, мораториях по налогам и прочее?

Я не подавал заявок на выплаты и не обращался в банки за бизнес-кредитом, поэтому мне сложно о чем-либо рассуждать. Конечно, большим облегчением стало освобождение от налоговых выплат макро и малого бизнеса с 1 января 2020 года. В сложившейся ситуации это оказалось как никогда кстати. Но хотелось бы обратить внимание правительства на еще одну большую проблему, с которой мы столкнулись во время карантина – постановления санитарных врачей. К примеру, работать в режиме доставки, согласно документу, было можно, но при попытке оформить пропуск на передвижение по городу, в ответе Оперативного штаба, который пришел только через 19 дней, мы получили отказ. Обращались с этим вопросом в Палату предпринимателей, там отвечали, что согласно этому же постановлению, работать нам можно и нам должны были выдать разрешение. Хотелось бы, чтобы правила и алгоритмы работы были продуманы более детально, и пункты не противоречили сами себе.

Успехов Вам, Нурлан. Спасибо за беседу.

Мадина Ерик


Подпишитесь на наш канал Telegram!