- Мухтар Серикович, поздравляю вас с наградой к 25 лет независимости.
- Спасибо. На самом деле мы достаточно долго работаем в этой сфере. Привыкли видеть, что, как правило, к подобным юбилейным мероприятиям награждают промышленные предприятия, сельхозформирования. И не очень часто отмечаются заслуги служб сервиса, объектов туризма и ресторации. Это дополнительный стимул для нас. Уверены, что все плоды нашей работы еще впереди.
- Ваше заведение стало популярным среди иностранных гостей, первые интуристы, которые приезжали в этом году по групповой визе, тоже побывали у вас…
- Да, так уж получается, что за 18 лет существования большинство гостей города мимо нашего заведения не проходят. У нас бывали очень многие люди: голливудские звезды, олимпийские чемпионы, голландские и китайские туристы. Всех туристов наши туроператоры считают необходимым провести через нас. Мы, осознавая это, стремимся работать сервисно, разнообразно. Учитываем специфику приехавших гостей, их вкусы.
- Как удается оперативно подстроить свою кухню под любого потребителя? Наравне с обычными блюдами готовить и традиционные блюда других народов? Как справляетесь?
- У нас пять-шесть поваров, каждый из которых станет украшением любого заведения и на него будут все равняться. Это команда поваров, которую мы формировали с самого основания ресторанного комплекса. В заведении работают ребята, которые пришли к нам с колледжей и работают на протяжении практически всего существования заведения. Я вас уверяю, в городе больше нет такого заведения, где повара бы работали 13-15-17 лет и получали бесценный опыт. Каждый год мы проводим обучение, возим лучших профессионалов алматинской «Ассоциации Шеф Поваров Казахстана». Выезжаем на международные выставки в Россию, в Алматы и Астану. И в курсе всех последних веянии гастрономической моды.
- А если не секрет, сколько зарабатывают ваши шеф-повара?
- Секрет (улыбается). Много желающих узнать, сколько зарабатывают у нас повара. Мы никогда не отвечаем на этот вопрос. Потому что к каждому у нас индивидуальный подход. Это точечный бизнес. Здесь невозможно брать людей на работу под какое-то штатное расписание.
- Есть ли какие- то особенные предпочтения туристов, с которыми сложно справиться? И как вам удается угождать всем?
- Когда ты не подготовлен, конечно, это сложно. Наш секрет в точечном подходе. Нужно хорошо ориентироваться в разных группах туристов. То есть, нужно понимать, что к примеру европейцы никогда мясо с жиром не едят. И откровенно говоря, бешбармак они пробуют из чувства деликатности, но это не их меню. Они едят минимум постного мяса, много овощей и много соусов. У китайцев совершенно своя специфика. Если шесть дней иностранный гость будет кушать куырдак и бешбармак, он с ума сойдет и просто сбежит от вас. Нужно абсолютно четко понимать, есть континентальная, есть европейская кухня, есть китайская, итальянская и так далее. Казахская кухня при всей нашей любви к ней достаточно тяжелая.
Мы пытаемся работать, ориентируясь на разного потребителя. В ресторанный комплекс входят пять совершенно непохожих кафе и ресторанов: лаунж-клуб KeyDiBar, кафе восточной кухни «Барбарис», летняя веранда Summer club, летняя терраса BarbaLeto и караоке HIT. Пять независимых заведений с абсолютно разными форматами кухни, начиная от самой демократичной, это восточная, казахская, узбекская, уйгурская кухни до европейской. Самое последнее веяние гастрономической моды это KeyDiBar, где посетителей ждет паназиатская, итальянская и другая экзотическая кухня. Наши заведения сосредоточены на разную социальную аудиторию. На разный карман. Мы четко знаем, что есть люди, которые за 15-20 тысяч тенге спокойно заказывают блюдо и есть люди, которым нужно сделать его за 1,5-2,5 тысячи тенге. Поэтому мы стараемся диверсифицировано работать, делая разное ценовое предложение.
- За годы существования вы наблюдаете тенденцию роста количества туристов, следовательно, и ваших посетителей?
- К сожалению, мы находимся в тупиковой зоне ВКО. При всем природном разнообразии, который мы имеем. С маршрутной точки зрения. То есть, к нам транзитно невозможно попасть, к нам нужно специально ехать, поэтому достаточно тяжело идет развитие туризма. Но я думаю, проблема в общей неосведомленности людей. Нужно каждому говорить «а ты знаешь, что у нас в Катон-Карагае есть национальный заповедник. А ты знаешь, у нас в Риддере есть 6-7 туристических маршрутов, выбрав которые можно увидеть красоты нашего Восточного Казахстана». Надо больше в этом направлении работать, повышать информированность людей. И это наша общая задача. И это должно стать предметом заботы каждого восточноказахстанца.
И только за счет въездного туризма мы можем жить и процветать. Знаете, какие удивительные цифры я вам приведу сейчас. Я много езжу по миру. Вот недавно побывал в Грузии. Там живет около 3,5 млн человек. А количество туристов, которые посещают страну переваливает за 4 млн человек ежегодно. Соотношение туристов в Узбекистане, в Монголии и в Киргизии в разы больше чем в Казахстане. На наше 15-16-милионное население приходится 20-40 тысяч «чистых» туристов, которые приехали не в гости, не в командировку. В Узбекистане, к примеру, я только вернулся оттуда, таких в десятки-сотни раз больше.
- А в чем секрет?
- Мы должны понимать, что своей улыбчивостью, расположенностью к людям можем поменять ситуацию в сфере привлечения туристов.
- То есть, нам не хватает гостеприимства?
- Конечно. Только легенды ходят о казахском гостеприимстве, которые мы проявляем к конкретным, отдельным уважаемым людям. «Төрге отырғызу керек» деп. А нужно ко всем проявлять это гостеприимство и достойный сервис. Нужно со всеми людьми так здороваться и улыбаться. К примеру, в Грузии не встретишь агрессивных людей. К сожалению, у нас это по-другому выглядит.
У нас, например, очень легко обучить сервисности, улыбчивости официанта из Ташкента или из Шымкента, чем из Усть-Каменогорска. Наши люди гораздо менее расположены к сервису, они холоднее, не любят ухаживать за другими людьми. Это особенность нашего региона и здесь сложнее все это внедрить. Думаете, хозяева ресторанов не знают, что у них недостаточно улыбчивых официантов? Они прекрасно это знают. Но они работают с теми людьми, которые у нас есть. В отличие от Европы наша ментальность такова: пусть человек живет со средним достатком, но он считает унизительным отправить своего ребенка на работу официантом.
У казахов такая ментальность: «намысымыз бар гой». И это замкнутый круг. И как вы хотите, ориентируя детей на не почетность работы официантом получать хороший сервис?
- И как вы выходите из этого положения?
- Воспитываем сами…
Жанар Асылханова, Усть-Каменогорск