Мукомолы страны просят признать АО "Астык транс" монополистом

21779

Зернопереработчики жалуются на постоянное повышение тарифов и отсутствие альтернативных перевозчиков.

Мукомолы страны просят признать АО "Астык транс" монополистом

Коллективное письмо в администрацию президента, премьер-министру, КНБ и комитет по регулированию естественных монополий поступило от Союза мукомолов страны. В нем производители просят признать АО "Астык транс", предоставляющее зерновозы для перевозки урожая внутри страны и на экспорт, монополистом, а значит, регулировать тарифы на его услуги в соответствии с законодательством.

Зернопереработчики уверяют, компания четырежды подняла тариф на свои услуги с сентября 2020 года, но другой альтернативы им в стране нет.

"Один из факторов, влияющих на конечную стоимость муки и хлеба (а также яйцо и мясо птицы, мясо МРС и КРС), – транспортные затраты на перевозку зерна от производителя до потребителя. На рынке перевозки зерна в Казахстане доминирует компания АО "Астық транс". На эту компанию приходится до 50% от общих объемов перевозки зерна, причем во внутренних перевозках этой компанией перевозится до ¾ общего объема перевозки зерна. В то же время АО "Астық транс", пользуясь своим доминирующим положением на рынке, периодически увеличивает стоимость своих услуг (только за последние пять месяцев – четыре раза – в денежном выражении до 60 тысяч тенге на вагон), что ощутимо сказывается на стоимости социально значимых продуктов внутри страны и на конкурентоспособности наших зерна и продуктов его переработки на внешних рынках. Просим признать АО "Астық транс" субъектом естественной монополии в части перевозок зерна вагонами-зерновозами и включить его в Государственный регистр субъектов естественных монополий, а также провести проверку обоснованности повышения тарифов с заинтересованными структурами и бизнес-сообществом", – говорится в коллективном письме за подписью президента ассоциации юридических лиц "Союз зернопереработчиков Казахстана" Евгений Ган.

Мукомолы страны просят признать АО Астык транс монополистомМукомолы страны просят признать АО Астык транс монополистом

Сейчас стоимость зерна на элеваторе составляет 93-95 тысяч тенге за тонну, говорит руководитель компании Grain House-555 Жанна Зубарева, доставка стоит 8-9 тыс. тенге за каждую тонну хлеба. При этом стоимость мешка муки за это время не поднялась ни разу, как была 6500 тенге, так и осталась. Предприниматели признались, что поднимать цены им запрещают местные власти во избежание социальной напряженности из-за роста цен на продукт первой необходимости – хлеб.

"В сентябре мы платили 423 тысячи тенге за вагон, сейчас тариф выставили 500 тысяч тенге, рост на 15%. Вы являетесь единственным арендатором всех зерновозов государственных 3500. Отдайте их обратно в "Казтемиртранс", мы сами будем их обслуживать. Хотя бы на год", – предлагает предпринимательница.

Другой мукомол из Туркестанской области Гайбилла Ерметов считает, что представители отрасли имеют право требовать льготные тарифы, тем более в условиях пандемии и кризиса.

"Внутренние тарифы во всех странах на 30-40% ниже экспортных, чтобы поддержать отечественный рынок и производство. Иначе мы становимся сырьевым придатком. Нам нужны льготные тарифы, и мы будем их требовать. Это правило любого государства. Вы подняли тарифы четыре раза с сентября. Другие компании, которые имеют крытые вагоны, за 2020 год ни разу не поднимали, а некоторые даже на 5-6% спустили цены. Крытые вагоны есть, есть конкуренция. Вы является монополистом в РК по зерновозам. Вы доминирующая организация. Автоматически вы монополист", – говорит руководитель ТОО "Акбура 555" Гайбилла Ерметов.

Однако операторы вагонов признать себя монополистами не согласны, о чем они прямо и заявили в ходе зум-конференции, в которой приняли участие около 60 представителей мельниц, АО "Астык транс" и "КТЖ – Грузовые перевозки". Президент АО "Астык транс" Санжар Елюбаев сообщил, что доля компании на рынке зерновозов всего 10-15%, всего вагонов в стране 1 млн 250 тысяч, из которых 200 тысяч пригодны для перевозки зерна. При этом заместитель косвенно подтвердил, что зернопереработчики, большие ориентирующиеся на внутренний рынок, преимущественно выбирают их. Правда, якобы только из-за низких тарифов. Повышение же требуется для ремонта вагонов.

Мукомолы страны просят признать АО Астык транс монополистомМукомолы страны просят признать АО Астык транс монополистомМукомолы страны просят признать АО Астык транс монополистом

"Всего задействовано в перевозках около 12 тысяч вагонов, а можно привлечь всего около 200 тысяч. И наша доля с пятью тысячами вагонов точно не монопольна. Но я оговорюсь, 85% выбирают все-таки наши вагоны, в целом с учетом всех штрафов и всего прочего наши тарифы дешевле. Просто остальные операторы заинтересованы в экспортных перевозках", – подчеркивает первый вице-президент АО "Астык транс" Сергей Мосолкин.

Что касается повышения тарифа, его, мол, обговорили с производителями дважды.

"АО "НК КТЖ" повысило свой тариф с 1 января, и мы повысили за счет того, что увеличили нормативные сроки пребывания на станциях отправления и назначения. Наше поднятие составляет до 6%, как мы говорили на двух совещаниях. Ж.-д. тариф по сравнению с декабрем будет увеличен на 6-7%. Если вы остаетесь на старом договоре, сутки погрузка и сутки выгрузка, то наш тариф остается старым а ж.-д. в любом случае увеличивается на 7%", – поясняет вице-президент по коммерческой работе АО "Астык транс" Жандос Куанышев.

Однако зернопереработчики, особенно базирующиеся в Туркестанской области, по ним больше всех ударило повышение тарифа на транспортировку, считают, что компания просто решила повесить на них свои убытки. По словам мукомолов, с сентября по декабрь был коллапс с зерновозами, связанный с пробкой на китайской границе из-за пандемии коронавируса.

За год социальный хлеб в регионе дорожал дважды, сейчас 400-граммовая булка хлеба из муки первого сорта стоит минимально 80 тенге.

Мира Бахытова, Шымкент, Туркестанская область


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!