Коллективное письмо в администрацию президента, премьер-министру, КНБ и комитет по регулированию естественных монополий поступило от Союза мукомолов страны. В нем производители просят признать АО "Астык транс", предоставляющее зерновозы для перевозки урожая внутри страны и на экспорт, монополистом, а значит, регулировать тарифы на его услуги в соответствии с законодательством.
Зернопереработчики уверяют, компания четырежды подняла тариф на свои услуги с сентября 2020 года, но другой альтернативы им в стране нет.
"Один из факторов, влияющих на конечную стоимость муки и хлеба (а также яйцо и мясо птицы, мясо МРС и КРС), – транспортные затраты на перевозку зерна от производителя до потребителя. На рынке перевозки зерна в Казахстане доминирует компания АО "Астық транс". На эту компанию приходится до 50% от общих объемов перевозки зерна, причем во внутренних перевозках этой компанией перевозится до ¾ общего объема перевозки зерна. В то же время АО "Астық транс", пользуясь своим доминирующим положением на рынке, периодически увеличивает стоимость своих услуг (только за последние пять месяцев – четыре раза – в денежном выражении до 60 тысяч тенге на вагон), что ощутимо сказывается на стоимости социально значимых продуктов внутри страны и на конкурентоспособности наших зерна и продуктов его переработки на внешних рынках. Просим признать АО "Астық транс" субъектом естественной монополии в части перевозок зерна вагонами-зерновозами и включить его в Государственный регистр субъектов естественных монополий, а также провести проверку обоснованности повышения тарифов с заинтересованными структурами и бизнес-сообществом", – говорится в коллективном письме за подписью президента ассоциации юридических лиц "Союз зернопереработчиков Казахстана" Евгений Ган.
Сейчас стоимость зерна на элеваторе составляет 93-95 тысяч тенге за тонну, говорит руководитель компании Grain House-555 Жанна Зубарева, доставка стоит 8-9 тыс. тенге за каждую тонну хлеба. При этом стоимость мешка муки за это время не поднялась ни разу, как была 6500 тенге, так и осталась. Предприниматели признались, что поднимать цены им запрещают местные власти во избежание социальной напряженности из-за роста цен на продукт первой необходимости – хлеб.
"В сентябре мы платили 423 тысячи тенге за вагон, сейчас тариф выставили 500 тысяч тенге, рост на 15%. Вы являетесь единственным арендатором всех зерновозов государственных 3500. Отдайте их обратно в "Казтемиртранс", мы сами будем их обслуживать. Хотя бы на год", – предлагает предпринимательница.
Другой мукомол из Туркестанской области Гайбилла Ерметов считает, что представители отрасли имеют право требовать льготные тарифы, тем более в условиях пандемии и кризиса.
"Внутренние тарифы во всех странах на 30-40% ниже экспортных, чтобы поддержать отечественный рынок и производство. Иначе мы становимся сырьевым придатком. Нам нужны льготные тарифы, и мы будем их требовать. Это правило любого государства. Вы подняли тарифы четыре раза с сентября. Другие компании, которые имеют крытые вагоны, за 2020 год ни разу не поднимали, а некоторые даже на 5-6% спустили цены. Крытые вагоны есть, есть конкуренция. Вы является монополистом в РК по зерновозам. Вы доминирующая организация. Автоматически вы монополист", – говорит руководитель ТОО "Акбура 555" Гайбилла Ерметов.
Однако операторы вагонов признать себя монополистами не согласны, о чем они прямо и заявили в ходе зум-конференции, в которой приняли участие около 60 представителей мельниц, АО "Астык транс" и "КТЖ – Грузовые перевозки". Президент АО "Астык транс" Санжар Елюбаев сообщил, что доля компании на рынке зерновозов всего 10-15%, всего вагонов в стране 1 млн 250 тысяч, из которых 200 тысяч пригодны для перевозки зерна. При этом заместитель косвенно подтвердил, что зернопереработчики, большие ориентирующиеся на внутренний рынок, преимущественно выбирают их. Правда, якобы только из-за низких тарифов. Повышение же требуется для ремонта вагонов.
"Всего задействовано в перевозках около 12 тысяч вагонов, а можно привлечь всего около 200 тысяч. И наша доля с пятью тысячами вагонов точно не монопольна. Но я оговорюсь, 85% выбирают все-таки наши вагоны, в целом с учетом всех штрафов и всего прочего наши тарифы дешевле. Просто остальные операторы заинтересованы в экспортных перевозках", – подчеркивает первый вице-президент АО "Астык транс" Сергей Мосолкин.
Что касается повышения тарифа, его, мол, обговорили с производителями дважды.
"АО "НК КТЖ" повысило свой тариф с 1 января, и мы повысили за счет того, что увеличили нормативные сроки пребывания на станциях отправления и назначения. Наше поднятие составляет до 6%, как мы говорили на двух совещаниях. Ж.-д. тариф по сравнению с декабрем будет увеличен на 6-7%. Если вы остаетесь на старом договоре, сутки погрузка и сутки выгрузка, то наш тариф остается старым а ж.-д. в любом случае увеличивается на 7%", – поясняет вице-президент по коммерческой работе АО "Астык транс" Жандос Куанышев.
Однако зернопереработчики, особенно базирующиеся в Туркестанской области, по ним больше всех ударило повышение тарифа на транспортировку, считают, что компания просто решила повесить на них свои убытки. По словам мукомолов, с сентября по декабрь был коллапс с зерновозами, связанный с пробкой на китайской границе из-за пандемии коронавируса.
За год социальный хлеб в регионе дорожал дважды, сейчас 400-граммовая булка хлеба из муки первого сорта стоит минимально 80 тенге.
Мира Бахытова, Шымкент, Туркестанская область
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!