Реальность такова, что борьба с торговлей людьми в Казахстане сводится к решению последствий, а не к противодействию ее причин. А вся официальная статистика лишь "верхушка айсберга", заявил глава МВД РК Марат Ахметжанов на форуме по вопросам противодействия торговле людьми, передает корреспондент inbusiness.kz.
За январь-сентябрь 2022 года в Казахстане официально зарегистрировали 79 досудебных расследований по фактам торговли людьми. Ежегодно в стране регистрируют более 100 досудебных расследований по фактам торговли людьми (2019 год – 182, 2020 год – 111, 2021 год – 103, и за девять месяцев 2022 года – 79). В 2019 году ликвидировали две ОПГ, занимающихся торговлей людьми. В 2020 году – одну, в 2021-м – две, в 2022-м – шесть.
Отмечено, что ликвидируются каналы вывоза граждан РК с целью эксплуатации в Королевство Бахрейн, Южную Корею и другие страны. Например, в августе пресечена деятельность организованной преступной группы в составе 11 человек в Шымкенте, которая занималась торговлей людьми, сексуальной эксплуатацией, содержанием притонов и вовлечением в проституцию, в том числе несовершеннолетних. В целом доказана причастность задержанных к совершению 23 преступлений, установлено 18 потерпевших, среди которых 6 несовершеннолетних.
По данным международных организаций и НПО, количество пострадавших от сексуальной и трудовой эксплуатации многократно превышает число уголовных дел. В 2021 году в мире насчитывалось 28 млн человек, находящихся в ситуации принудительного труда. Больше половины случаев принудительного труда приходится на страны с доходами выше среднего и с высоким уровнем дохода.
Основную часть жертв торговли людьми представляют женщины – 70%, из них несовершеннолетние – 20%, и еще 20% пострадавших – мужчины. Половину жертв торговли людьми покупают с целью сексуальной эксплуатации. Не менее 38% попадают в ситуацию принудительного труда, 6% жертв торговли людьми вовлекаются в криминальную деятельность, около 1% попадают в ситуацию принудительного попрошайничества, менее 1% продают на органы.
"Откровенно говоря, на протяжении многих лет никто предметно и комплексно этой проблемой в Казахстане не занимался. Не осуществлялся анализ истинных причин и условий, способствующих таким преступлениям. Сейчас мы не имеем полного представления о жертвах торговли людьми. Как они попадают в ловушку? Из-за чего не могут из нее выбраться? Почему не знают своих прав, не обращаются в полицию?" — отметил глава МВД.
По его словам, ведомство перестраивает свою работу на проблемно ориентированный подход и пересматривает партнерские отношения с общественными институтами. Сегодня Казахстан является участником более 60 многосторонних договоров в сфере прав человека. Из них 13 напрямую связаны с противодействием современным формам рабства. Но отношения в этой сфере регулируются множеством законов, различными приказами госорганов.
"Все разрозненно, специального закона нет. Полной правовой информацией не владеют даже сотрудники госорганов, не говоря о жертвах. Ответственность размыта – спроса нет. Не определены уполномоченные органы и нет четкой компетенции. Никто системно вопросами профилактики, установлением рисков полноценно не занимается", – сказал министр.
Говоря о проекте Закона "О противодействии торговле людьми", который разрабатывает МВД, министр отметил, что он должен устранить все существующие "белые пятна" и "слепые зоны" в правоприменении.
Законопроект предусматривает определение понятия "жертва торговли людьми" вне зависимости от возбуждения уголовного дела. Например, жертва сможет получить необходимую социальную помощь: медосмотр, временное место проживания, обеспечение предметами первой необходимости.
Кроме того, вводится понятие "потенциальная жертва торговли людьми" – человек, который может стать объектом эксплуатации в результате материальной или иной зависимости, в том числе связанной с несовершеннолетним или престарелым возрастом, беременностью, психическим заболеванием и иными состояниями.
Рекомендации межведомственной и региональных комиссий по противодействию торговле людьми будут учитываться в правительственном плане. Комиссии будут наделены компетенцией правового воздействия на общественные отношения в этой сфере.