Концепции соответствующих поправок в Конституционный закон РК "О выборах в РК" и поправок в Конституционный закон РК "О республиканском референдуме" представил на межведомственной комиссии в министерстве юстиции РК заместитель председателя Центральной избирательной комиссии РК Владимир Фоос. Пожалуй, самыми интересными поправками являются увеличение количества резервных бюллетеней с 1% до 3%, аннулирование нормы об отмене регистрации кандидата за клевету, а также расхождение при декларировании доходов/расходов на сумму в денежном эквиваленте менее одной минимальной заработной платы (МЗП) – 24459 тенге.
Он отметил, что последние основные изменения, не считая внесенных по инициативе главы государства в текущем году, вносились в 2007 году.
"Мы предлагаем, чтобы члены ЦИК приостанавливали членство в политических партиях на время работы Центральной избирательной комиссии. Мы предлагаем: увеличить состав участковых избирательных комиссий в зависимости от количества избирателей на избирательных участках для распределения нагрузки между членами комиссий; повысить зарплаты членам комиссий во время электорального периода, потому что они все у нас на общественных началах работают; определить, что в составе комиссии должно быть не более половины работников одной организации, это вечное замечание ОБСЕ; уточнить, кем созывается первое заседание комиссии после выборов в маслихаты, неясность, в законе вечная путаница; уточнить полномочия членов с правом совещательного голоса – есть у нас такие от политических партий, которые не смогли иметь своих представителей в комиссии", – сказал Владимир Фоос.
Также предлагается определить процедуру отзыва аккредитации международных наблюдателей.
"Потому что мы уже сталкивались с такими делами, а в законе у нас не прописано это. Определить, как пересматриваются границы округов и участков, этого нет в законе. Упорядочить регистрацию избирателей. Вы знаете, что с состоянием регистрации избирателей у нас проблемы. Тем более что у нас сейчас появились временно зарегистрированные граждане. Нужно думать, что делать с ними. Определить изменения или дополнения в цикле агитации – это издания средств массовой информации по тиражу, которые плавают в зависимости от того или другого кандидата, – сказал он. – Это определение дебатов, кроме тех, которые проводит Центральная избирательная комиссия. Много вопросов стало, как упорядочить или определить работу с интернет-ресурсами. У нас много предложений по этому вопросу. Каким-то образом нужно хотя бы обозначить эту работу".
Владимир Фоос также сообщил, что ЦИК сохранит возможность проведения дебатов между кандидатами, несмотря на рекомендации ОБСЕ.
"Вы знаете, что республиканские партии не получают средств из республиканского бюджета на агитационную кампанию, и Центральная избирательная комиссия организует дебаты для кандидатов. ОБСЕ говорит, чтобы это дело неподконтрольно Центральной избирательной комиссии. Мы на это дело пойти не можем. Дебаты, которые проводит Центральная избирательная комиссия, так и останутся, но мы хотим еще прописать, что сами политические партии из средств избирательных фондов, пожалуйста, имеют право проводить дебаты", – сказал замглавы ЦИК, добавив, что, как и где проводить дебаты, будет уже головной болью самих партий.
И никакой клеветы
Кроме того, концепцией законопроекта предлагается выделять конкретную сумму на выступления кандидатов в СМИ, а не объемы. Действующая норма в законе гласит, что СМИ "обязаны распространять информацию о мероприятиях по выдвижению всех кандидатов и партийных списков, их регистрации избирательными комиссиями в равных объемах печатной площади, эфирного времени".
"Предложить, что гарантии государства для выступления кандидатов в средствах массовой информации были выражены в денежном выражении, а не как сейчас, потому что исполнять, как написано сейчас, у государства средств не хватит. Определить, как проходит агитация в воинских частях. Уточнение сроков доставки избирательных бюллетеней, децентрализация полномочий избирательной комиссии, изготовление бюллетеней на выборы в маслихаты в регионах. Выборы в маслихаты проводить из средств местного бюджета. Определить как собираются подписи и признаки их недостоверности. У нас есть вопросы к статьям закона о снятии кандидатов за декларацию и снятии за клевету, определить время окончания выдвижения и регистрации в законе, порядок размещения лиц в партийном списке, распределение депутатских мандатов и приведение статей в соответствие для исключения имеющихся противоречий", – сказал Владимир ФООС.
По его мнению, это позволит выполнить часть рекомендаций ОБСЕ.
"Кроме того, мы являемся членами Венецианской комиссии ОБСЕ. Нам необходимо еще их рекомендации каким-то образом изучать и принимать в какой-то мере, чтобы они, так сказать, не предъявляли претензий государству, что мы игнорируем их рекомендации. Что касается закона о выборах.
Позднее, отвечая на вопросы членов МВК, он пояснил позицию ЦИК по клевете.
"Мы хотим снять. Коротко скажу: у нас есть, за клевету снимаются с регистрации, если это установлено судом. Вы представляете, много с ОБСЕ дебаты идут, чтобы убрать клевету из уголовного законодательства или прочего. У нас эта норма недействующая, потому что за клевету, то есть ложное обвинение, как говорится, защита чести и достоинства может быть только в период агитации. Это 20 дней, а может быть, и меньше. Вот представьте себе: кто-то определится, что его ложно обвинили, оклеветали, подаст в суд. Гражданское делопроизводство все пройдет, избирательная кампания давно закончится, – рассказал Владимир Фоос. – По гражданскому иску он либо выиграет, либо проиграет – это уже его личное дело, которое не относится к избирательной кампании. А норма висит как красная тряпка для ОБСЕ. Если ее убрать, в законе совершенно не убавится, не прибавится. Единственное – уберется норма, которая совершенно не действует. Кроме этого, в законе у нас есть, если кого-то ложно обвинили, он имеет право в средствах массовой информации бесплатно точно так же выступить. Поэтому мы считаем, что и государству было бы выгодно".
Концепцией также предлагается увеличить количество резервных бюллетеней с одного процента до трех.
"Что касается увеличения числа избирательных бюллетеней. Да, вы видите, какая большая явка у нас на выборах, особенно при выборах президента. Мы действительно ощущаем иногда нехватку бюллетеней, потому что один процент – что такое? Даже если 100 избирателей на одном участке, то один процент – это всего один бюллетень. А приехали туда с открепительными удостоверениями и прочим – 98% явка, а так будет хоть три бюллетеня у них в запасе. Только из-за этого. Вопрос финансовый – эти дополнительные два процента совершенно не повлияют на сумму оплаты за объем избирательных бюллетеней, потому что, вы знаете, чем больше объем, тем меньше оплата становится", – прокомментировал г-н Фоос.
Избирательные комиссии избираются на пять лет, и все они работают на общественных началах, но во время электорального периода, который длится два месяца, эти комиссии работают за счет средств республиканского бюджета. Часть этих денег идет на оплату труда членов комиссий – три минимальные заработные платы на человека.
"В свое время, когда это новшество было введено, это была очень внушительная сумма. Теперь у нас работать в комиссиях народ, так сказать, отказывается в связи с малой оплатой. Мы предполагаем повысить хотя бы до трех минимальных заработных плат, а может быть, и больше, если договоримся, на этот электоральный период. Выборы, вы знаете, у нас проходят раз в пять лет", – сказал Владимир Фоос.
Можно ошибиться на одну МЗП
Вице-министр юстиции Зауреш Баймолдина поинтересовалась у замглавы ЦИК, не является ли отмена действующей нормы об отмене регистрации кандидата при расхождении в заявленных и декларированных доходах и расходах коррупциогенной.
"В концепции вы предлагаете отменить действующую норму, которая предусматривает отмену регистрации кандидата в связи с непредоставлением постоянной информации по декларации. То есть когда сведения предоставляются недостоверные о доходах и имуществе. Там указывается сумма, если ошибка произошла на сумму ниже эквивалента минимальной заработной платы. Вопрос, не противоречит ли ваше предложение Закону "О противодействии коррупции"?" – спросила она у докладчика.
"Мы не собираемся отменять эту норму. Мы хотим сделать в ней люфт, как Вы правильно заметили, в одну минимальную заработную плату. Мы проанализировали недавно опять последние выборы. И, действительно, еще раз удостоверились, что снятие кандидата может быть, у нас есть суммы, самая маленькая сумма знаете сколько? За 39 тенге. Это касается коррупции? Ответ излишний, мне кажется. Но в 2016 году после больших выборов Верховный суд РК делал отчет об этих выборах. Он перед нами поставил вопрос о том, что при таких маленьких отклонениях, когда снимаются на местах, Верховный суд не видел ни вины, ни умысла", – ответил г-н Фоос, отметив, что предложение не противоречит антикоррупционному законодательству.
"Я думаю, действительно, когда есть 40 тысяч тенге расхождение в декларируемых доходах и расходах. Хотя 40 тысяч тоже какая коррупция? Когда уже за сотни тысяч – возникает, но у каждой свой вид. Мы хотим сделать люфт в размере одной минимальной заработной платы. То есть это, так сказать, та граница, которая дается на ошибку либо еще на что-нибудь", – добавил он.
По его мнению, это поможет кандидатам, исключив человеческий фактор при декларировании доходов. При этом г-н Фоос отметил, что это "в какой-то мере" является рекомендацией ОБСЕ.
При этом члены МВК в ходе обсуждения отметили, что многие нарушения Закона "О выборах" совершаются сейчас посредством Интернета, а не через печатные СМИ, телевидение и радио.
"Конституционный закон регулирует только агитацию через телевидение и печатные материалы, хотя многие нарушения Закона "О выборах" совершаются сейчас посредством Интернета. Предлагается законодательно урегулировать вопросы, связанные с высказываниями, побуждающими голосовать "за" или "против, распространением фото- и видеоматериалов кандидатов, онлайн-голосованием и предварительными опросами в Интернете", – сказал первый заместитель генерального прокурора РК Гизат Нурдаулетов.
В связи с этим было предложено "законодательно урегулировать вопросы, связанные с высказываниями, побуждающими голосовать "за" или "против", распространением фото- или видеоматериалов кандидатов, онлайн-голосованием и предварительными опросами в Интернете".
Г-н Фоос также отметил, что Закон "О республиканском референдуме" не изменялся с 1999 года, кроме тех точечных изменений, которые были в этом году инициированы президентом.
"Там необходимо привести его в соответствие с нормами, которые прописаны в Законе "О выборах": определить сбор подписей, оплату инициативной группы, срок действия инициативной группы по инициативе референдума, определить, что такое представители от регионов, которые будут участвовать. Ну и, естественно, уточнить, привести в соответствие с полномочиями избирательных комиссий с законом о выборах", – отметил он.
В целом данные поправки потребуют расходов республиканского бюджета в сумме 300 миллионов тенге.
Жанболат Мамышев