В ушедшем году у активной части общественности возникало множество вопросов к деятельности ТОО "Оператор РОП". Inbusiness.kz получил ответы на некоторые из них в ходе интервью с генеральным директором Медетом Кумаргалиевым. Кроме того, после беседы оператор дополнительно предоставил комментарии по уточняющим вопросам, они также представлены в этом материале.
– Г-н Кумаргалиев, будет ли национализирован РОП? Кто его учредители и как вообще будет улучшаться управление? Будете ли вы публиковать финансовую отчетность, может быть какие-то итоги, отчитываться перед народом, не только перед минэкологии? Потому что всех волнует, все будут платить за утильсбор на упаковку, который будет взиматься со следующего года.
– Разделим этот вопрос на несколько составляющих. Во-первых, вы говорите о финотчете предприятия, да?
– Финотчет – сколько вы получаете от государства, сколько передаете и распределяете между предприятиями, которые сборкой или переработкой занимаются, и в целом как зарабатываете на перепродаже переработанного сырья? $1 млрд озвучили цифру…
– $1 млрд, скажите, пожалуйста, для меня это очень большая цифра, это 385 млрд тенге. Я разделю ответ на несколько составляющих. Касательно того, что мы должны зарабатывать, – это кардинально неправильно поставленный вопрос. Миссия оператора не заключается в заработке денежных средств. Мы действуем в рамках Экологического кодекса, нормативно-правовых актов в области охраны окружающей среды. Информация о том, что за три года ТОО "Оператор РОП" заработал 400 млрд тенге, не соответствует действительности. На счета оператора не поступали средства в таком размере. Стоит отметить, что все поступившее средства на счета оператора не являются государственными – это обязательства физических, юридических лиц, которые производят или импортируют продукцию, которая подпадает под действие РОП.
– Механизм объясните, как вам попадают эти средства от импортеров или производителей.
– Например, машина, которая заезжает в Казахстан, подпадает под действие РОП, импортер вносит утилизационной платеж, который поступает на счета Оператора РОП. После оператор распределяет их на экологические проекты согласно стратегии, утвержденной уполномоченным органом. Инвестиционная политика также согласовывается уполномоченным органом. И, согласно утвержденной политике, мы направляем средства на болевые точки. Теперь о деньгах. За время существования, то есть три года, в компанию поступило 220 млрд, а не 400 млрд тенге. Из 220 млрд тенге на стимулирование автопрома было направлено 75 млрд тенге.
- Стимулирование или утилизацию?
- Нет, это стимулирование. Зарубежное авто, ввозимое на территорию Казахстана, не стимулируется. Лишь отечественный бизнес, который формирует производство автомобилей в стране, стимулируется оператором. Производители отечественного авто вносят утилизационный платеж по таким же ставкам, как и зарубежные производители. Но отечественным производителям оператор компенсирует производственные затраты. Это первое, 75 млрд.
На сбор, транспортировку, переработку и утилизацию твердых бытовых отходов (ТБО) и автокомпонентов было направлено 11,5 млрд тенге.
– Это масла или упаковки какие-то, аккумуляторы?
– Это автокомпоненты и упаковка. Я хочу сделать акцент на упаковку, на которую распространяется действие РОП при нулевой ставке, но не взимается утилизационный сбор. Но сегодня в министерстве экологии, геологии и природных ресурсов прорабатывается вопрос о взимании утилизационного сбора с физических и юридических лиц за ввоз упаковки. Вопрос касательно установки цен утверждается и рассматривается уполномоченным органом.
Предположим, для утилизации пластиковой бутылки от подсолнечного масла утильсбор будет составлять порядка 12 тиын за 1 кг, и устанавливаем сказанную цену совместно с министерством экологии и министерством индустрии. Самая высокая ставка утильсбора – для стеклянной бутылки из-под пива, которая составляет 1 тенге. Здесь надо внести ясность для населения: от оператора РОП не зависит повышение или понижение цен, те 12 тиын будут направлены на стимулирование и переработку отходов упаковки. И самое важное – на упаковку социально значимых товаров РОП не будет распространяться. Теперь вы задали мне вопрос, какова стратегия РОП.
– Нет, я хочу узнать, будет ли национализация РОП или нет, и финансовую отчетность вы будете публиковать?
– Обязательно будем. Я уже в сенате озвучил основные цифры. Остаток средств от внесения утилизационного платежа от физических и юридических лиц составляет порядка 77 млрд тенге. По вопросу национализации – это вне компетенции Оператора РОП.
– Остатки на счетах?
– Остатки на счетах. Поступило 220 млрд. Налоговые отчисления – 20 млрд. На стимулирование автокомпонентов направлено 75 млрд, на утилизацию старых авто – 36,5 млрд тенге, на утилизацию отходов автокомпонентов – 11,5 млрд. Из них на шины и масла – 5 млрд 275 млн, на переработку отходов ТБО – 6,2 млрд тенге. Пожалуйста, это вам есть отчет.
– Но вы будете публиковать финансовую отчетность каждый год, обычно до мая АО публикуют.
– Это частная компания, но, в принципе, мы готовы. Мы позиционируем себя как открытую компанию, и мы готовы опубликовать финансовую отчетность.
– Хорошо, кто учредители у вас?
– Информация об учредителях оператора РОП есть на портале e-gov. Забиваете наш БИН и находите. Для справки: учредителем ТОО Ecowaste Solution является Мухтарова Шнар Оразгаловна. И самое интересное, ОЭСР в своем руководстве по расширенным обязательствам производителей и импортеров, сформированном им по итогам обобщения и анализа опыта реализации РОП во всем мире, делает выводы, что в первую очередь существующие Операторы РОП являются неправительственными организациями. Государственные операторы РОП функционируют в Китае – в части электрического и электронного оборудования, ряде штатов США, Беларуси, Китайском Тайбэе и все. Все остальные Операторы РОП (а это более 400 изученных систем во всем мире) представлены различными формами негосударственных организаций.
– А в России?
– В России он негосударственный.
– Негосударственный? А говорят, что они 30 млн рублей получают в год.
– Нет, это дотация от государства. Я еще хотел бы вам сказать о том, что Светлана Николаевна Коротенко – это первый руководитель, первый генеральный директор компании. Сегодня она пошла на повышение. Она будет теперь заниматься не операционным менеджментом, а стратегическими целями. Она сегодня является председателем наблюдательного совета.
– А кто у вас там сидит, экологи есть там?
– Да, экологи есть. Я 19 лет работаю в области экологии.
– Да, вы же бывший чиновник.
– Мне очень импонируют ваши вопросы с приколами. Я вам тоже с приколом расскажу (оставлено в оригинале). Вы можете мне найти чиновника, который начинал свою деятельность в области экологии с канцелярии департамента экологии, с производства. Я знаю эту сферу от А до Я, и говорить о том, что в РОП нет ни одного эколога, – это неправильно.
Я работал простым специалистом экспертизы, работал в сфере мониторинга, возглавлял департамент управления отходами. С 2011 по 2019-й, с перерывом в один год, возглавлял разрешительно-экспертную деятельность всего Казахстана. Я подписывал разрешения, начиная от магазина, заканчивая заводами и фабриками.
– Это эмиссии или что это?
– Эмиссии. Мало того, я сам являлся работником этого управления. В комитете экологии есть большое управление экспертизы разрешения, где выдается заключение по четырем категориям. Экспертное разрешение - это самый главный документ в области охраны окружающей среды. Его выдает акимат, его выдает госэкспертиза, его выдает комитет экологии. Я специалист, который выдавал разрешения, работая в акимате; выдавал разрешение, экспертизу, работая в госэкспертизе; и выдавал разрешение в комитете – я прошел все стадии. Я не чужой человек РОПу, наоборот, я этот РОП сам и курировал с сентября 2016 года.
– Это ваша идея была?
– Нет, это не моя идея. Внедрению в Казахстане передового подхода в экологической политике предшествовала большая подготовительная работа. Покрытие части расходов на сбор и утилизацию отходов заложено в Концепции по переходу к "зеленой экономике" и в 2013 году обозначено в документе как одно из ключевых направлений по управлению отходами. Когда мы в сенате выступали, показали мультипликативный эффект, то была дана оценка. В свое время при запуске этой системы РОП были сомнения. Но сегодня этот мультипликативный эффект показал, статистика – вещь строгая. На момент создания РОП уровень переработки отходов составлял 2,7%.
– А сейчас он сколько?
– Сейчас показатель 13,2%. За три года в пять раз вырос.
– Я читал, что министерство ставило на этот год 14%, разве нет? Какие показатели у вас получаются?
– По данным министерства экологии, планируется достичь 14% доли переработки до конца года.
– Я говорил с бизнесом в сборе отходов, и его представитель сказал, что в прошлом году был введен приказ о запрете вывоза макулатуры, и сейчас проблема в том, что им все-таки выгоднее возить ее в Россию. Если, например, в Уральске проводится сбор, то в Алматы, условно, на "Казахстан Кагазы" везти макулатуру невыгодно по логистике. Бизнес говорит, что перерабатывающие предприятия, которые бумагу собирают и перерабатывают, от РОП-оператора получают субсидии в размере от трех до 27 тенге. Но в регионах стоимость макулатуры оказывается 50 тенге, и из-за расстояния невыгодно отправлять на юг. Как решить этот вопрос?
– Во-первых, вопрос логистики – это вопрос бизнеса. Это вообще не касается оператора РОП, сразу хочу сказать. Запрет на вывоз макулатуры за рубеж – это было постановление правительства. Это не приказ РОП, не приказ минэкологии, это постановление правительства. Я знаю, что оно вводилось по инициативе самой ассоциации упаковщиков. Со слов господина Аубакирова Батырбека, председателя ассоциации, это их идея, она вполне здоровая. Зачем мне сегодня упаковка за 10 тенге, лучше я здесь переработаю, буду замещать импорт. То, что проблема в Уральске – это проблема двух бизнесменов. Благодаря данной политике переработано около 12 тыс. тонн макулатуры. Мы уже импортозамещаем, казсодержание увеличиваем. Первый вопрос, мы должны понять, нужен ли нам свой продукт, который будет намного дешевле, либо импортировать тот, который будет намного дороже. Второй вопрос насчет Уральска. Я разговаривал по этой проблеме с председателем ассоциации упаковщиков, он мне сказал, что вскоре они поедут в Уральск презентовать проект по строительству завода. Это предложение турецких коллег. Если общество готово отказаться от импортозамещения, упаковка будет производиться на территории страны, это поспособствует созданию новых рабочих мест, конъюнктуре рынка, которая будет порождать еще отдельный бизнес.
– Как вы выбираете предприятия, которым переправляете платежи от импортеров и производителей?
– Проводим тендер. Сегодня мы при утверждении стратегии говорим, что будем выделять деньги: на переработку столько-то, на сортировку столько-то, на утилизацию машин столько-то, рассчитывая долю и потребность рынка. После утверждения стратегии на общественном совете при минэкологии публикуем на своем портале тендерную документацию. Согласно тендерной документации, люди подают заявку на участие в тендере. Есть процессуальный срок, все, кто желает, сдают документы, вся процедура прозрачная. Мы без привязки к региону объявляем цифру.
Приведем интересный пример – отработанные автомобильные масла. Утильсбор на масло составляет 25 тенге, он относится к автокомпонентам. Рынок показал, что за 25 тенге никто его не утилизирует. Изучив рынок, мы поставили сумму 85 тенге. Мы от импортеров и производителей берем за 25 тенге, и те деньги, которые нам импортные автомобили платили, добавляем. Потом люди смотрят, сдают документы, мы через процессуальные свои сроки говорим об итогах документов – кто прошел, кто не прошел.
– Это вывешивается на сайте?
– Обязательно! Сейчас объявлен тендер, принимаются заявки. Есть реестр предприятий, выигравших тендер и получающих выплаты. Есть сроки по устранению замечаний. После вскрытия заявок приглашаются все переработчики. Под аудиозапись вскрываются пакеты заявок и там же рассматривается. Не бывает такого, чтобы вы сдали пакет документов, а потом я потихонечку вскрыл и посмотрел.
– Какая-то у вас есть такса на содержание организации на какую-то единицу переработанной продукции, то, что вы выделяете? Или можете сказать, сколько у вас средняя себестоимость утилизации авто, к примеру? Чтобы можно было понять, какая экономика у РОП и тех предприятий, с которыми он работает.
– Вы же не можете дать мне гарантию, какая машина приедет. 121 тыс. авто собрано, 102 тыс. переработано. В зависимости от автомобиля, кубометров, а когда к грузовым автомобилям перейдешь, то переработка будет у "Жигулей" одна, у Toyota другая, а у автобусов третья, все зависит от объема. При утилизации этот автомобиль не будет грудой металла – он идет на плавку.
– Потом это продается?
– Да, это уже продукция, из нее уже получается лом, который успешно продается на рынке. Я еще хотел бы сказать о сжигании отходов, который мы сегодня подняли. Он очень актуален. Недавно (я еще работал в министерстве) мы в проектном офисе при канцелярии премьер-министра доложились о планируемом пилотном запуске мусоросжигающих заводов.
– Какой тариф будет у электричества, производимого за счет сжигания?
– Грубые расчеты минэкологии, это еще будет утверждаться на республиканской бюджетной комиссии, когда поставим шесть заводов, средняя выработка электроэнергии в год составит 468 млн киловатт-час. Притом, что общая выработка в стране составляет 106 млрд киловатт-час в 2018 году, то есть эти шесть мусоросжигающих заводов будут выдавать всего лишь 0,44% от общей годовой генерации, это меньше, чем ВИЭ, в 1,5-2%. Мы не только в пять раз увеличили долю переработки, но и сегодня имеются потенциальные инвесторы на сумму 127 млрд тенге, они за счет своих средств будут реализовывать проект по строительству мусоросжигающих заводов, это не будут деньги РОП. Сегодня есть 44 ценовых группы электростанций. Мы взяли в среднем у истоков энергопроизводящих компаний по 5,735 тенге за киловатт-час, не включая перекупщиков. Энергетическая утилизация в общей этой массе составляет 0,42 тенге, следовательно, если наши шесть мусоросжигающих заводов за 12 месяцев выдадут 468 млн киловатт-час, то будет 6,154 тенге за киловатт-час.
– А в каких регионах будут эти мусоросжигающие заводы – дефицитных, на западе? Сырья хватит им или нет?
– Знаете, какой вопрос нам задали господа инвесторы, говорят, два условия – дайте зеленый тариф.
– 17 тенге который, солнечный или биомасса?
– Зеленый тариф начинается от 32 тенге. Мы рассчитывали вообще от 95 тенге. Верхняя "мертвая" точка у ВИЭ на солнце 32 тенге, а потом где-то по факту 17-18 тенге, как аукцион решит. Здесь мы поставили 95 тенге, просто это расчеты.
– Это же ужасно много.
– Это не будет отражаться на физлицах, это будет отражаться на производителях электроэнергии. Для человека на полтенге увеличится и все. И инвесторы задали нам два вопроса: дайте нам зеленый тариф, сингапурская компания пришла и сказала 0,15 цента, за 47 тенге за киловатт-час нам достаточно. И второе – обеспечьте мусором.
– У нас, мне кажется, столько мусора нет.
– Нет, мы ведем расчет согласно объему образования. Например, в Нур-Султане планируем до 2021 года осуществить запуск. В течение двух лет у нас есть поручение от правительства для запуска этого кластера. Инвесторы говорят: обеспечьте нас мусором. По нашим расчетам объем образования составит порядка 300 тыс. тонн в год. С учетом объема образования будут определены мощности заводов. По словам инвесторов, изучив наше законодательство, они опасаются ежегодно проводимых тендеров на вывоз мусора, который проводит акимат. Они попросили гарантию на поставку мусора на постоянной основе. Это серьезный вопрос. Потому что завтра же может быть, что инвестор придет, завод поставит, начнет утилизировать, а рядом кто-то построит полигон ТБО, и там будут храниться эти отходы. Мы же должны понимать, что, привлекая инвестора, мы должны решать проблему утилизации ТБО, а не захоронения.
Что касается экологичности. Заводы будут строиться по передовым технологиям в сфере экологии.
– Где будут строиться?
– Мы сейчас рассматриваем Нур-Султан, Алматы, Тараз, Актобе, Оскемен, Шымкент. Это те наши пилотные проекты, которые мы хотим развить. У многих людей формируется антипатия к таким заводам, потому что они сравнивают его со сжиганием на костре. Но это не костер, это серьезный технологический объект, вырабатывающий энергию! В мире сегодня функционирует около 2,5 тысячи мусоросжигающих заводов, большинство из них в высокоразвитых странах. И мы должны понимать, что с учетом их отношения к своим гражданам, уровня контроля выбросов в окружающую среду они, естественно, не допустили бы функционирования объектов, которые априори вредны!
Если завод появится в столице, где перерабатывается 15 процентов всего мусора, то все остальное будет полностью попадать в печь завода. То есть 85 процентов. Но, естественно, все не горит, будет небольшой остаток, исходя из опыта других стран, это обычно 15-20 процентов всего мусора. В Нур-Султане подобный завод произведет 5-6 МВт электроэнергии.
– Какова эффективность РОП – сколько РОП собирает отходов на каждый собранный тенге? Сколько отходов было перенаправлено от захоронения к переработке благодаря их влиянию?
– Важно отметить, что принцип РОП в Казахстане является важным, но не единственным звеном государственной политики в сфере охраны окружающей среды и обращения с отходами. В целом необходимость внедрения принципа РОП как элемента природоохранной политики была определена в Концепции по переходу Республики Казахстан к "зеленой экономике", утвержденной Указом президента Республики Казахстан от 30 мая 2013 года № 577. Внедрение принципа РОП позволяет эффективно решать накопленные в республике проблемные вопросы в сфере обращения с отходами, в первую очередь благодаря созданию эффективного механизма обеспечения финансовой устойчивости бизнеса, задействованного в сфере обращения с отходами.
Оператором РОП и другими заинтересованными организациями, госорганами с момента внедрения РОП проведена масштабная работа, достигнуты хорошие показатели в части обеспечения сбора и переработки отходов. На момент внедрения принципа РОП процент переработки в стране не превышал 2%, на сегодня процент доли переработки составляет 14%.
За 2016-2018 г. было простимулировано порядка ста собирающих и перерабатывающих отходы предприятий. С момента внедрения РОП на территории Республики Казахстан появилось более 20 предприятий по сбору, переработке и утилизации отходов. Также появилась новая отрасль – авторециклинг. Для сбора старых автомобилей во всех крупных городах Казахстана Оператором РОП были открыты специальные пункты приема, что позволило охватить территорию всей страны системой по приему автохлама. В стране действуют программы по стимулированию населения и бизнеса к сдаче вышедших из эксплуатации транспортных средств (ВЭТС). При содействии оператора переработано и утилизировано 75 тыс. тонн изношенных шин, свыше 62 тыс. тонн аккумуляторных батарей, 12 782 тонны отработанных масел, 120 364 тонны упаковки.
– Рынок вторсырья – 60 млрд тенге. Растет ли он? Вы говорите, импортозамещение – будет ли у нас запрет на вывоз мусора в Китай или Россию, может быть, не только макулатуры?
– Вообще, на сегодняшний день вывоз мусора движение отходов регулируется Базельской конвенцией по трансграничным перемещениям. Это не предмет РОП. У нас сегодня направление – переработка и утилизация ТБО. В общей сетке твердые бытовые отходы занимают всего лишь 10%. С созданием РОП пошло регулирование твердых бытовых отходов – правильное, жесткое и закономерное.
Утильсбор на электронные отходы тоже отсутствует. Мы запустили социальный проект на базе мусоровывозящей компании Clean City по вывозу электронного оборудования. Два электромобиля объезжают Нур-Султан и вывозят электронные отходы. Создали цех и рабочие места. В цеху трудятся люди с ограниченными возможностями.
– Вы выполняете 2% квоты согласно законодательству?
– Это было сделано по нашей инициативе. Не знаю, общество это оценит или нет, переработали 72 тонны отходов. Средняя зарплата у работников цеха с ограниченными возможностями составляет 150 тыс. тенге в месяц.
– Почему нерегулярная работа у РОП – год собираете электронные отходы, потом год не собираете? Почему процесс сбора электронных отходов был перегружен никому не нужными бумажками – надо было собирать ИИН тех, кто сдает старый монитор или смартфон?
– Согласно экологическому законодательству оператор самостоятельно не осуществляет деятельность по сбору, транспортировке, переработке, обезвреживанию, использованию и/или утилизации отходов, образующихся после утраты потребительских свойств продукции или товаров, на которую или которые распространяются расширенные обязательства производителей или импортеров, и ее или их упаковки. В рамках организации данной деятельности для непосредственного ее осуществления оператор, руководствуясь правомочиями, регламентированными статьями 285-2 и 285-4 Экологического кодекса, на основании прозрачных и открытых процедур закупок привлекает на конкурсной основе предприятия, специализирующиеся в данной сфере.
– По тарифам на мусор – нам обещают в столице повысить, говорят, восемь лет не повышалось, через общественный совет прошло обсуждение. Туда какой именно объем средств, затрачиваемых на переработку мусора, будет закладываться? В других городах будет повышаться тариф. Там будет компонент именно на переработку и на сбор?
– 390 тенге будет за одного человека, житель частного сектора заплатит 414 тенге, после для юрлиц будут устанавливаться объемы. Есть 404-й приказ, методика определения тарифов, она состоит из нескольких показателей, в том числе вывоз, переработка, утилизация, транспортировка, захоронение отходов. Сегодня 220 тенге тариф – это немного. В Сеуле, в Европе достигает 10 евро, или 4 тыс. тенге на человека. Там плата зависит от веса мусора. Мы хотим жить в чистоте, в благоустроенном городе, но не хотим за это платить. И самое интересное, оплачивают вывоз мусора лишь 40% абонентов. Многие даже не платят.
– Что по проекту переработки мусора в Астане, сколько на него уже потрачено, повышение тарифа на мусор с этим связано?
– На проект по утилизации органической фракции средств потрачено не было, так как проект не был реализован. Повышение тарифа на мусоровывоз не связано с проектом по утилизации органической фракции.
– РОП-оператор – практически естественная монополия. Будет ли его регулировать КРЕМ?
– В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Предпринимательского кодекса антимонопольное регулирование осуществляется в целях защиты конкуренции, создания условий для эффективного функционирования товарных рынков, обеспечения единства экономического пространства, свободного перемещения товаров и свободы экономической деятельности в Республике Казахстан. В соответствии с подпунктом 21 пункта 5 статьи 372 Налогового кодекса не является оборотом по реализации получение операторами расширенных обязательств производителей или импортеров платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и/или утилизации отходов. Таким образом, отмечаем, что оператор не оказывает каких-либо возмездных услуг либо реализации товаров, не является выгодоприобретателем от осуществляемой им деятельности. Вносимая оператору плата является исполнением производителями и импортерами своих законодательно установленных обязательств.
В свою очередь задача оператора заключается в сборе платы и ее распределении на организацию сбора, транспортировки, утилизации и переработки отходов, а также на создание и совершенствование эффективной инфраструктуры по сбору, транспортировке, переработке и утилизации отходов. Таким образом, оператор действует исключительно в рамках исполнения возложенных на него функций, без извлечения дохода от данной деятельности. Под предпринимательством же, согласно ст. 2 Предпринимательского кодекса, подразумевается самостоятельная, инициативная деятельность, направленная на получение чистого дохода путем использования имущества, производства, продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг, основанная на праве частной собственности, частного предпринимательства.
При этом статья 164 Предпринимательского кодекса четко обозначает круг лиц, которые являются субъектами рынка и регулируются разделом 4 "Экономической конкуренции" Предпринимательского кодекса – физическое лицо, юридическое лицо, иностранное юридическое лицо, его филиал и представительство и некоммерческая организация, осуществляющие предпринимательскую деятельность. На основании вышеизложенного оператор в рамках деятельности по сбору платы и ее распределению не может рассматриваться как субъект антимонопольного регулирования.
– Как увеличатся цены на продукты после начала выплат утильсбора на упаковки в 2020 году?
– Повышение цен не отразится на социально значимых товарах. Предложение об освобождении производителей и импортеров социально значимых продовольственных товаров от РОП нашло свое отражение в Экологическом кодексе.
Для импортеров: согласно подпункту 5) пункта 2 статьи 285-1 Экологического кодекса требования по РОП не распространяются на импортеров в части полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и/или металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, в которые упакованы социально значимые продовольственные товары, перечень которых утверждается правительством Республики Казахстан.
Для производителей: в соответствии с подпунктом 1-1) статьи 285-2 Экологического кодекса оператор направляет деньги на компенсацию производителям социально значимых продовольственных товаров расходов, связанных с внесением платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и/или утилизации отходов производителями/импортерами полимерной, стеклянной, бумажной, картонной и/или металлической упаковок, упаковки из комбинированных материалов, применяемых для упаковывания социально значимых продовольственных товаров.
Вышеназванная компенсация реализуется согласно соответствующему приказу, принятому уполномоченным органом в области охраны окружающей среды.
– Будете ли вы вовлекать общественность, науку, власти и переработчиков в определение своей дальнейшей политики, в том числе инвестиционной?
– Стратегию развития деятельности и инвестиционную политику с предусмотренными в них направлениями расходования и суммами такого расходования до их утверждения оператор направляет на согласование общественного совета при министерстве экологии, геологии и природных ресурсов и непосредственно в министерство. В состав общественного совета входят представители министерства экологии, геологии и природных ресурсов, объединений юридических лиц промышленных, экологических, аудиторских организаций, а также переработчиков отходов, научных и образовательных организаций, физические лица – ученые и граждане. Таким образом, в обсуждение направлений и сумм расходования утилизационного платежа вовлекается общественность в лице уполномоченных органов, представителей науки и непосредственно переработчиков.
– Почему в этом году увеличили коэффициент утильсбора на автомобили – так писал в соцсетях один предприниматель. Такое реально было, и если да, то почему повысили коэффициент?
– Ставки утилизационного платежа устанавливаются уполномоченным органом. В соответствии с подпунктом 29) статьи 17 Экологического кодекса уполномоченный орган в области охраны окружающей среды утверждает методику расчета платы за организацию сбора, транспортировки, переработки, обезвреживания, использования и (или) утилизации отходов. Данная методика устанавливает базовую ставку и коэффициенты, на основании которых рассчитывается утилизационный платеж на автомобили. Оператор работает на основании нормативных правовых актов, утвержденных в установленном порядке.
– Внесены изменения в некоторые приказы министерства энергетики РК по вопросам расширенных обязательств производителей и расчета платы за утилизацию отходов. Получается, утильсбор на сельхозтехнику сейчас вносят?
– Приказом исполняющего обязанности министра экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан от 5 декабря 2019 года № 95 "О внесении изменений и дополнений в некоторые приказы министерства энергетики Республики Казахстан" введены ставки утилизационного платежа на сельхозтехнику. Приказ опубликован в Эталонном контрольном банке НПА РК 12.12.2019 г. и вступает в силу по истечении 10 календарных дней после его опубликования, то есть 23 декабря 2019 года. Таким образом, с 23 декабря 2019 года импортеры, в случае ввоза сельхозтехники на территорию Республики Казахстан, и производители, в случае производства сельхозтехники, должны будут вносить оператору утилизационный платеж.
– Что дают раздельные контейнеры в Астане?
– В рамках проекта по организации системы раздельного сбора ТБО в г. Нур-Султане на 2565 контейнерных площадках установлено 6276 контейнеров для раздельного сбора "сухой" фракции ТБО. Контейнеры желтого цвета предназначены для сбора металла, пластика, стекла, макулатуры. Неотсортированное вторичное сырье попадает на сортировочные линии. Для остальных бытовых отходов предназначены зеленые и оцинкованные контейнеры. Обслуживание желтых контейнеров осуществляют 25 новых единиц специализированной техники. Собранное вторичное сырье перерабатывается на мусороперерабатывающем комплексе г. Нур-Султана.
Объем переработки вторичного сырья – картон, пластик, стекло и так далее в прошлом году составил свыше 12% и постепенно начинает увеличиваться в связи с внедрением раздельного сбора. Раздельный сбор позволяет перерабатывать до 90% отходов, образующихся у людей: с внедренным и доступным раздельным сбором выкидывать практически нечего – все идет в дело. В Казахстане уже есть перерабатывающие предприятия, и все они недозагружены, поэтому развивать систему раздельного сбора с нуля не нужно. Кроме того, на производство мусора тратятся ресурсы: нефть, древесина, чистая вода. Раздельный сбор дает возможность этим ресурсам не пропадать. Для системы раздельного сбора почти все отходы – это вторичное сырье, которое можно еще не раз использовать для производства новой продукции. Раздельный сбор в разы снижает углеродный след, так как для производства продукции из вторичного сырья требуется от 5 до 20% от того объема затрат, который уходит на первичное производство.
Данияр Сериков