/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 304,15 Пшеница 465,40
Погода:
-3Нур-Султан
+2Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 304,15 Пшеница 465,40
Мы помним, как все начиналось

Мы помним, как все начиналось

20 лет тому назад, 6 декабря, было принято решение  о реструктуризации Каспийского Трубопроводного Консорциума (КТК).

06 Декабрь 2016 13:38 1693

Мы помним, как все начиналось

20 лет тому назад...
В этом году в Каспийском трубопроводном консорциуме отмечают знаменательную для компании дату: 6 декабря 1996 года было принято решение о реструктуризации КТК. Это событие стало поворотным: Россия и Казахстан передали в реорганизованную структуру существующие трубопроводные активы, оцененные по рыночной стоимости.

При этом, 50 процентов акций КТК получили частные нефтедобывающие компании – в обмен на обязательство полного финансирования строительства первой очереди нефтепроводной системы Тенгиз – Новороссийск и ввода ее в эксплуатацию.

Напомним, что КТК – это одна из важных трубопроводных магистралей, по которой львиная доля добываемой в Казахстане нефти уходит на мировые рынки. Трубопровод, длиной более полутора тысяч километров, пролегает по территории России, а берет свое начала на нефтеносном западе Казахстана, а если быть конкретнее с месторождения Тенгиз.

В своих воспоминаниях о решении реструктуризировать КТК, тогдашний первый заместитель Минтопэнерго РФ Анатолий Шаталов обратил внимание на единую позицию казахстанской и российской сторон.

«Все участники переговорной группы понимали, что нужно привлечь крупнейшие компании, такие как Chevron, ExxonMobil, и тогда их примеру последуют остальные. Переговоры завершились успешно. Немаловажно, что в результате реструктуризации в плюс к российской 34-процентной доле еще 20 % акций тогда получили отечественные нефтяные компании – «ЛУКОЙЛ» и «Роснефть», - рассказал Анатолий Шаталов, слова которого процитированы в сообщении пресс- службы Консорциума по случаю 20 – летнего юбилея.

Время показало правильность принятого решения. Участие ведущих мировых нефтегазовых компаний в проекте КТК не только обеспечило финансирование проекта, но и дало возможность применить современные технологии и оборудование, международные стандарты управления.

Напомним, что строительство нефтепровода началось 17 ноября 1999 года. А 13 октября 2001 года на Морском терминале КТК была осуществлена загрузка первого танкера.   

Месячный рекорд отгрузки на Морском терминале КТК
И вот спустя теперь уже 15 лет после первой отгрузки танкера, КТК выдал своеобразный рекорд. По итогам ноября текущего года на морском терминале Консорциума было отгружено около 4, 5 миллионов тонн нефти (чуть более 35 миллионов баррелей).

Это рекордный месячный объем за все время эксплуатации нефтепроводной системы Тенгиз – Новороссийск.

По данным Консорциума, предыдущий рекорд был установлен в марте 2016 года – тогда за месяц на танкеры было загружено  4, 2 миллиона тонн нефти.

В целом, за всю историю Консорциума на Морском терминале загружено более 4,3 тысяч танкеров, на них перевалено свыше 460 миллионов тонн нефти. Из них на долю казахстанских производителей приходится около 398 миллионов тонн нефти, остальное – российских.

То есть почти 90% казахстанской нефти, благодаря наличию КТК, попадает на мировые рынки потребителям, что, естественно, сказывается на пополнении государственный казны республики.

Кстати, новый месячный рекорд по отгрузке нефти стал возможен благодаря проекту по расширению производственных мощностей трубопровода. Напомним, что решение о расширении КТК было принято в конце 2010 года. 

Пропускная способность трубопровода должна была увеличиться почти вдвое, до 67 миллионов тонн нефти.

Однако, следует отметить, что на сей раз инициатором расширения выступил Казахстан, а не Россия. Это объяснялось рядом  причин. Во – первых, в 2008 году Тенгиз стал «набирать силу», увеличив нефтедобычу почти вдвое с 14 миллионов тонн до 25 миллионов тонн в год. А КТК уже не мог «проглотить»  эти объемы.

К тому же, это был период высоких цен на «черное золото». И упускать Казахстану возможности продать своей нефти, как можно больше, было бы глупо.

Инициатива о расширении КТК исходила от руководства нашей страны. Именно тогда президент страны Нурсултан Назарбаев первым поднял вопрос о расширении КТК (Каспийской системы трубопроводов).

Мы уже писали о том, что в эксклюзивном интервью abctv.kz один из уважаемых аксакалов казахстанской «нефтянки», ныне заместитель Председателя Ассоциации KazEnergy Узакбай Карабалин  рассказал о малоизвестном широкой публике факте.

«Именно глава государства Нурсултан Назарбаев смог пробить вопрос о расширении КТК.  Во время своего очередного визита в Москву, он узнал о том, что его российский коллега (на тот момент) Борис Ельцин лежит в больнице. Назарбаев поехать навестить его», - рассказал Узакбай Карабалин.

По его словам, прямо в больничной палате, президент Казахстана вновь поднял вопрос о необходимости расширения КТК и смог на сей раз убедить Ельцина, лежащего на больничной койке.

«Российский президент дал свое согласие, пообещав, что соответствующее распоряжение оформит после своего выздоровления. Но Нурсултан Абишевич настоял на том, чтобы он  тут же «закрепил» свое решение письменно. И так как под рукой не было ни гербовой бумаги, ни бланка, свою роспись под фразой: «Разрешаю расширить КТК»  российский лидер поставил на обычной медицинской салфетке. «Добро» Бориса Ельцина на таком «документе» дало старт новому крупнейшему проекту  - проекту расширения КТК», - добавил Узакбай Карабалин.

Тем не менее, окончательное решение по расширению КТК было принято в конце 2010 года.  Трудности не обошли этот проект. Все работы по расширению должны были завершиться два года тому назад, еще в 2014 году.

Но лишь в октябре, за месяц до возобновления добычи на Кашагане,  генеральный директор КТК Николай Горбань заявил на пресс- конференции в Астане, что все работы по расширению этого трубопровода завершатся к середине будущего года.

Но при этом трубопровод уже в октябре текущего года принял первые баррели кашаганской нефти.

"Физическую мощность трубопровода мы планируем довести до 67 миллионов тонн по итогам проекта расширения (к середине 2017 года), сегодня предварительных заявок – порядка 65 миллионов (на следующий год), но это предварительно, это все еще будет уточняться до конца года", - сообщил ранее Николай Горбань.

По его словам, из этих 65 миллионов тонн нефти 52,5 миллиона тонн приходится на заявки казахстанской стороны (общий объем добычи нефти в Казахстане колеблется от 78 миллионов до 81 миллиона тонн в год – прим. автора), а остальная нефть пойдет по трубе КТК с российской стороны.

Кульпаш Конырова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: