– Сколько обращений поступило к Вам за последнее время?
– В 2016-2018 годах – 17 053 обращения по линии защиты предпринимательства. Около 46% обращений нашли полное либо частичное решение. Наибольшее количество обращений поступило в сфере земельных правоотношений – 17%, налоговых отношений – 9%, по вопросам закупок – 7%. На правоохранительные органы поступило 8% от всего количества обращений.
– А именно от актюбинских предпринимателей?
– От предпринимателей Актюбинской области в 2018 году поступило 283 обращения по вопросам защиты бизнеса. Из них 164 обращения нашли положительное решение.
– Что сильнее всего тормозит бизнес?
– Значительным барьером для бизнеса стали избыточные требования контролирующих органов. Это является головной болью предпринимателей. Ежегодно совместно с Министерством экономики РК проводится широкомасштабная работа по улучшению предпринимательской среды. В результате была кардинально пересмотрена система государственного контроля и надзора. Если в 2011 году действовало 1115 всевозможных лицензий и разрешений, то сейчас их осталось 315. Удалось добиться сокращения более 800 разрешений и лицензий, или 72%. Эффект от такой оптимизации – ежегодное снижение финансовых потерь для бизнеса на 1,5 млрд тенге.
– Насколько сейчас активен бизнес в решении своих проблем?
– Сегодня бизнес реально поднимает свои проблемы, и он же говорит об их решении. Практически все государственные программы были разработаны с участием бизнеса. Предприниматели дают очень хорошие предложения по корректировке той или иной программы. Например, детские сады в рамках программы ГЧП. Предприниматели спрашивают, почему в комиссии сидят одни чиновники? Давайте 50 на 50. Ведь это государственно-частное партнерство. Мы подали предложение в МОН. Теперь одна половина комиссии – чиновники, вторая – общественники, депутаты и так далее. Когда я езжу по регионам, то получаю много интересных предложений.
Бизнес стал сейчас намного мудрее. Много вопросов по субсидиям в сельском хозяйстве. Но знаете, в одном из регионов фермеры меня спросили: а зачем нужны субсидии? Они необходимы в первые пять лет для становления, а потом это превращается в иждивенчество. Говорят, набирают землю миллионами гектаров, а потом не могут обработать или специально рассчитывают на субсидии. Пусть возьмут участок поменьше и подстраиваются под конъюнктуру рынка. Не только жалобы поступают, но и конструктивные предложения.
– Подписанная в Актобе дорожная карта поможет решить проблемы региона?
– Есть системные проблемы, а есть региональные, которые озвучивает бизнес. Конечно, не все зависит от региона. Но я всегда говорю: "Сядьте за круглый стол и проанализируйте, что это за проблема, решаема она или нет. Если нет, то почему. Дорожная карта дает возможность бизнесу и власти сесть за один стол и сообща решать проблемы.
– Дорожная карта, получается, для каждого региона своя?
– Да. Актюбинская область – это уже пятый регион, который я объезжаю. И везде с акимами областей мы подписываем дорожную карту. Те проблемы, которые могут решить акимы областей, мы включаем в дорожную карту. Остальные решаются центральным органом на уровне Правительства, министерств. Там у нас налажены тесные взаимоотношения. Есть отдельные планы мероприятий с Генеральной прокуратурой, Агентством по делам по противодействию коррупции для минимизации коррупционных рисков в сфере закупок, земельных отношений. Есть отдельная дорожная карта, принятая с Верховным судом. Решение системных проблем ведется также в рамках поручений Канцелярии Премьер-министра совместно с Министерством экономики.
– Как Вы оцениваете бизнес-климат Актюбинской области?
– Мы сейчас проводим исследование делового климата, итоги которого подведем в декабре, и обязательно вам сообщим.
– Что Вы можете записать в актив института бизнес-омбудсмена с большим знаком плюс в первую очередь?
– Мы проехали по всем регионам, и предприниматели сами навели на те вопросы, которые нужно решать в первую очередь. Это гуманизация уголовного законодательства по экономическим преступлениям. На личном приеме предприниматели жаловались, что осуждены за незначительные нарушения. А осужденный человек, как понимаете, не может участвовать в бизнесе, не может взять кредит, то есть везде закрываются перед ним двери. И это стало нашей первоочередной задачей.
1 ноября 2016 года было отправлено письмо на имя Адильбека Джаксыбекова, который тогда возглавлял Администрацию Президента РК, чтобы донести до сведения главы государства информацию о необходимости принятия закона об экономической амнистии.
Глава государства поддержал нас. 16 декабря 2016 года Закон РК "Об амнистии в связи с 25-летием независимости Республики Казахстан" был подписан Президентом РК. В результате 649 предпринимателей, которые были осуждены за экономические преступления, возвращены в экономическую деятельность страны.
В результате взаимодействия с Генеральной прокуратурой РК на сегодняшний день снизилось число санкций за правонарушения в предпринимательской среде. Например, только количество уголовных дел по экономическим правонарушениям сократилось в пять раз.
В июле 2017 года внесены поправки в Уголовный кодекс. Учтены совместные предложения Генеральной прокуратуры по снижению санкций по экономическим правонарушениям. В частности, исключена статья 215 "Лжепредпринимательство", в шесть статей включены примечания об освобождении от ответственности, если деяние совершено впервые и ущерб добровольно возмещен, и другие.
Семён Данилов