"В Алматы начат прием документов для получения социальных выплат казахстанцам, лишившимся доходов в связи с введением чрезвычайного положения", – сообщила заместитель руководителя управления социального благосостояния г. Алматы Айнур Мукажанова.
Выплаты будут осуществляться из Государственного фонда социального страхования (ГФСС) в размере минимальной заработной платы – 42500 тенге, согласно правилам осуществления соцвыплат.
Владельцы бизнеса – в числе получателей
Право на получение этого пособия имеют работники микро-, малого и среднего бизнеса, индивидуальные предприниматели и лица, занимающиеся частной практикой – нотариусы, частные судебные исполнители, адвокаты и профессиональны медиаторы. Также все граждане, которые являлись плательщиками единого совокупного платежа (ЕСП).
"Есть определенные требования: человек должен быть участником системы государственного социального страхования. То есть должен быть официально трудоустроен, и за него должны поступать пенсионные и социальные отчисления", – пояснил заместитель руководителя управления социального благосостояния г. Алматы Данияр Алкебайулы.
Непрерывность отчислений в течение трех месяцев (как условие получения пособия) роли не играет. Есть предприниматели, которые отчисления делают поквартально. Поэтому самое главное, чтобы за последние 12 месяцев было хотя бы три отчисления.
"Имеет ли право на получение выплаты сам владелец бизнеса, если его бизнес приостановлен в связи с введением ЧП?"
Отвечая на этот вопрос inbusiness.kz, Айнур Мукажанова пояснила: сам работодатель является плательщиком социальных отчислений, поэтому он также имеет право на выплату минимальной зарплаты.
"Могут ли это пособие получить самозанятые?"
Данияр Алкебайулы пояснил: "В эту категорию у нас входят либо индивидуальные предприниматели, либо плательщики ЕСП. Они имеют право подать документы и получить эти выплаты, если у них в связи с введенным карантином приостановлена деятельность".
По работникам, занятым на сезонных работах, работодатель также может подать заявку.
"Если подтвердится, что в связи с введением карантина сезонная работа не началась или еще какие-то проблемы, то штабы будут рассматривать эти случаи в индивидуальном порядке. В штабах есть соответствующие службы, они дадут оценку, если примут решение, что положена выплата, то она обязательно будет произведена", – сообщил Данияр Алкебайулы.
Кто не сможет получить пособие
Айнур Мукажанова сообщила, что работники, которым частично сохранили заработную плату, рассчитывать на получение такого пособия не смогут. Оно предназначено только для тех граждан, кто остался без какого-либо содержания.
Также соцвыплата не положена работникам госучреждений. Каждый случай увольнения из госоргана должен рассматриваться отдельно, в индивидуальном порядке – сам ли работник подал заявление, в связи с чем и т. д.
"Предлагаю обратиться в госинспекцию труда для рассмотрения трудовых отношений, там дадут консультативный ответ на этот вопрос", – пояснила Айнур Мукажанова.
Данияр Алкебайулы дополнил: не смогут получить выплату и работники, которые получали зарплату "в конвертах". Этот платеж предусмотрен для лиц, которые участвуют в системе соцстрахования.
Заявку рассмотрят в течение восьми-девяти дней
Алгоритм получения пособия таков. Заявку подают работодатели, при этом им, как подчеркивают спикеры, "не надо никуда ходить": электронное обращение они оформляют через портал электронного правительства.
Нужны три документа: заявка (работодатель должен подтвердить, что прекратил деятельность в связи с ЧП), список работников с указанием их ИИН и социальных отчислений и приказ о том, что эти работники отправлены в отпуск без содержания.
"Это сейчас требуется от работодателей, чтобы мы своевременно могли выплатить пособие всем людям", – подчеркнула Айнур Мукажанова.
Заявления будут рассматривать в районных штабах по вопросам занятости населения, в каждом из восьми районов города Алматы они уже созданы. По каждому случаю проверят, делались ли социальные отчисления.
Затем документы передадут в отделения государственной корпорации "Правительство для граждан" по системе электронного документооборота.
Госкорпорация и филиалы ГФСС в течение четырех рабочих дней рассмотрят все заявления, вынесут решение по каждому сотруднику и в течение двух рабочих дней сформируют списки.
Максимальный срок, который отводится на рассмотрение заявки и принятие решения, согласно утвержденному алгоритму, составляет восемь-девять дней.
Информацию о начислении пособия каждый получатель получит через СМС-сообщение на свой мобильный телефон.
Предприятия уже подают заявки
Штабы во всех районных акиматах уже действуют и ждут документы. К вечеру пятницы, 27 марта, как сообщили представители управления, 37 предприятий уже подали заявки.
Сколько человек в целом смогут претендовать на получение пособия – это вопрос заявительного характера.
"Точной цифры нет, будем отрабатывать с каждым предприятием. Районные акимы совместно с нами, мы каждому предприятию звоним, уточняем статус, как оно работает, есть ли у него такие проблемы, и если есть, сразу же принимаем от них заявления. Думаю, мы не оставим никого без выплат", – Данияр Алкебайулы.
Он уточнил, что по поводу выплат можно обращаться на течение все периода чрезвычайного положения. В официальных ресурсах указаны номера телефонов, по которым можно получить ответы на возникающие вопросы.
Выплаты – без приоритетов
Один из вопросов, адресованный спикерам, касался очередности выплат и того, будут ли приоритеты для тех или иных категорий граждан или бизнеса в зависимости от каких-либо условий (например, сфер бизнеса).
Айнур Мукажанова пояснила: все заявки подаются через обращение на портале электронного правительства.
"Очередность там будет соблюдаться, мы не можем дать кому-то привилегии по очередности", – сказала она.
Если работник сейчас вне города
Айнур Мукажанова рассказала также, что поступает много звонков от иногородних: люди работали в Алматы, у них были соцотчисления, но в связи с карантином сейчас они находятся на территории области, за пределами Алматы.
"Это роли не играет. Так как за этих граждан социальные отчисления своевременно выплачивали, а соцпомощь оказывается из республиканского бюджета, поэтому всем гражданам однозначно будет выплачена минимальная заработная плата. Пусть эти работники свяжутся с работодателем, работодатель сам подаст заявку, вне зависимости от прописки работника", – уточнила спикер.
Будут ли контролировать работодателей?
"Предусмотрены ли механизмы контроля над работодателями, если кто-то из них не захочет подавать документы за своих сотрудников?"
Отвечая на вопрос, Айнур Мукажанова отметила, что за время действия чрезвычайного положения многие работники сами звонили.
"Мы рекомендуем им обратиться к своему работодателю. Думаю, работодатель заинтересован, чтобы все его люди получили пособие, пока находятся дома, потому что потом они продолжат сотрудничество. Поэтому, думаю, работники не останутся (без выплат. – Ред.). На добропорядочность работодателей будем рассчитывать, будем ждать от них заявлений", – сказала спикер.
Напомним: президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев поручил на заседании госкомиссии по ЧП 23 марта выплатить лицам, лишившимся доходов в связи с введением чрезвычайного положения, социальное пособие в размере одной месячной заработной платы. В этом году 1 МЗП составляет 42 500 тенге.
Елена Тумашова