О подробностях цифровой трансформации процессов банка, применяемых инструментах и технологиях, а также о создаваемых цифровых продуктах в интервью inbusiness.kz рассказал Рафаэль Валеев, управляющий директор АО Bereke Bank.
– Расскажите о том, как применяются подходы Data Driven в Bereke Bank? Какой стратегии придерживаетесь?
Рафаэль Валеев
– Чтобы ответить на этот вопрос, я начну с бизнес-стратегии. Банку предстоит провести изменение бизнес-модели, перевести приоритеты на малый и средний бизнес, розничный банкинг. Это бизнес-линии, которые базируются на технологиях массового обслуживания, на цифровых сервисах. Соответственно, эта масштабная задача трансформации разделяется на множество элементов. Это проекты в области данных, цифровая трансформация бизнес-процессов, создание новой технологической платформы, создание новых функций и компетенций, а также множество иных задач. Для того чтобы эффективно инвестировать в цифровые технологии, мы начали новый этап аgile-трансформации – одними из первых в Казахстане внедряем фреймворк масштабирования Agile, носящий название SAFe. Data Driven-подход, как концепция принятия управленческих решений на основе данных, также является неотъемлемой частью трансформации, и у нас в банке транслируется в качестве принципа с уровня CEO на всю компанию.
– На панельной сессии Digital Bridge 2023 прозвучало, что данные – это актив. Что это значит в банковской деятельности? Можете отметить на примере Bereke Bank?
– В банковской деятельности это имеет самое прямое значение. Данные в домене управления кредитным риском, управления жизненным циклом клиентов – это реальные активы, на основе которых можно и нужно реализовывать конкретные прикладные инициативы, направленные на улучшение показателей по всему сквозному бизнес-процессу и извлечение прибыли.
– Назовите технологии и инструменты в свете цифровой трансформации и Big Data, которые внедряются в банке. Что это дает клиентам?
– Мы стараемся быть на пике внедрения технологических инноваций и используем аналитические материалы Gartner и Forrester в работе для того, чтобы формировать технологические радары, понимать, куда двигаться, и оставаться на гребне технологической волны. Из наиболее значимых трендов, которые мы учитываем при планировании трансформации: Platform Engineering, Generic AI, Digital Immune System. Все это при правильном бизнес-применении дает возможность предоставлять клиентам лучший персонализированный и максимально доступный сервис.
– Каким образом соблюдается обеспечение прозрачности и конфиденциальности в области данных?
– Это очень важный вопрос. Любая утечка, кроме финансового ущерба, наносит и репутационный, если мы говорим о клиентских данных. Внутри банка функционирует квалифицированное подразделение кибербезопасности, но компетенции мы развиваем у всех специалистов, занятых в разработке продуктов.
– Какие IT-продукты и сервисы стали сегодня наиболее востребованными у клиентов?
– Наиболее популярный технологический продукт – это, конечно, B-Bank, наше мобильное приложение для физических лиц. В этом году мы значительно расширили количество команд, которые работают над мобильным приложением и связанными сервисами. Оно уже пользуется популярностью, и по мере восстановления операционной деятельности банка мы расширяем его функциональность. Задача – предоставить клиентам лучший опыт ежедневного банкинга. Для бизнес-клиентов мы развиваем приложение B-Business. Сервис позволяет корпоративным клиентам Bereke Bank получать онлайн широкий спектр банковских услуг и необходимые инструменты для обеспечения быстрой работы, оптимизации и контроля процессов при ведении своего бизнеса.
– Есть ли проблемы в нехватке кадров в цифровом направлении? И как вы их решаете, каких специалистов привлекаете?
– Традиционно в области IT, цифровизации идет острая конкуренция за талантливых специалистов. У нас с командой HR находится уже в реализации отдельный проект по перезагрузке ценностного предложения для IT и digital-сотрудников. Здесь, на мой взгляд, два важных элемента. Первый элемент касается интересных и амбициозных задач, и в этом плане период, когда компания переживает трансформацию, является очень привлекательным для реализации профессиональных амбиций. Второй элемент – это возможности развития навыков благодаря наличию сообщества компетентных коллег твоей специальности. В этом направлении мы развиваем внутренние центры компетенций, делаем так, чтобы сотрудник понимал, как именно он может профессионально капитализироваться, работая в нашей организации. Недавно мы запустили внутреннюю школу для специалистов по тестированию.
– Можете поделиться планами развития банка в цифровом направлении?
– Сейчас мы завершаем этап восстановления операций банка, дальше будем продолжать инвестировать в цифровые каналы, в повышение уровня автоматизации сквозных бизнес-процессов, планируем запустить новые продукты для фокусных сегментов. Подходы собственной разработки мы начинаем внедрять глубже в архитектуру – на слой дифференцирующих бизнес-процессов, будем строить продуктовые фабрики, конвейеры. Это требует от нас реализации серьезной программы технологической модернизации и построения платформенной составляющей архитектуры банка. Для этого мы собрали отличную команду и работаем с ведущими партнерами по реализации поставленных задач. Из последних достижений команды – наш банк стал первым в мире финансовым институтом, в кратчайшие сроки восстановившим полноценную работу платежных карт Visa и Mastercard после снятия международных санкций. Также на площадке Digital Bridge 2023 мы представили проект интеграции банка с криптобиржей ATAIX для возможности проведения крипто-фиатных операций клиентами банка.