Помощь государства уместна в решении глобальных проблем, таких как создание инфраструктуры, логистики, подготовка необходимых кадров. Но в остальном предприниматели должны действовать самостоятельно, не уповая на правительство.
По словам заместителя председателя правления Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Тулемиса Шотанова, желание заполучить господдержку стало одной из причин сложившегося экономического кризиса. Он подчеркнул, что многие предприниматели сейчас "сидят" либо на субсидиях, либо на удешевленных кредитах.
"На одном из совещаний во время обсуждения ситуации в АПК, было сказано, что объем субсидий кратно превышает их возврат в виде налогов. Надо менять мышление предпринимателя, и не рассчитывать только на помощь государства", – заявил г-н Шотанов во время встречи с журналистами.
К тому же, добавляет он, казахстанским бизнесменам зачастую не хватает знаний и опыта. Имея в наличии только задор и энергию, успешное дело не построишь. По его данным, 80% предпринимателей сворачивают деятельность уже в первый год. Открыть бизнес в Казахстане проще простого, утверждает топ-менеджер Нацпалаты "Атамекен". А вот развивать его и сделать успешным -- уже сложнее. Проблема в отсутствии компетенций, а значит, не просчитан вопрос с рынками сбыта и возникают трудности с получением финансирования.
Говоря о денежной стороне, он отметил, что раньше государственные средства выделялись бездумно, без проверки бизнес-плана и рентабельности проекта. В результате возникла проблема невозвратности займов.
"Людям просто дали деньги и все. Не все тратили на развитие бизнеса, многие справляли мероприятия, решали бытовые вопросы. Когда подошел срок, появилась невозвратность. В некоторых регионах, где выдавалось через СПК, она достигает 41%. Через Фонд финансовой поддержки сельского хозяйства цифры более оптимистичны, у них возвратность идет порядка 90%", – приводит данные Тулемис Шотанов.
Он назвал критерии, с которыми следует считаться для создания успешного проекта. В первую очередь бизнес должен соответствовать экономической специализации региона. К примеру, предприятие в сфере автомобилестроения окажется непригодным в Мангистауской области. Зампредседателя Нацпалаты "Атамекен" отметил, что в акиматах тоже должны внимательнее относиться к отбору проектов, достойных господдержки, опять же оглядываясь на специализацию своей области.
"Любая местная власть заинтересована в том, чтобы у них было больше проектов, чтобы была возможность больше перерезать ленточек, показатели трудоустройства и так далее. У нас есть региональная карта со специализацией каждого региона, вплоть до того, какую культуру можно развивать. Бывает так, что приходят два предпринимателя. Один предлагает производство, которое уже есть в регионе, но он обещает построить лучше и достичь больших результатов. А другой -- предлагает производство, которого не было в регионе. Как быть?", - задается вопросом г-н Шотанов.
И тут же отвечает: "Каждый регион должен знать свою специализацию".
Это вовсе не означает, что бизнесмен не имеет права открыть дела в приглянувшемся секторе. Но, в таком случае, на господдержку рассчитывать не стоит.
Другой немаловажный критерий отбора – соответствие перечню приоритетных отраслей, указанных в программе индустриально-инновационного развития. Напомним, в ПИИР-2 список приоритетных отраслей был сокращен до восьми. В него вошли черная и цветная металлургия, нефтепереработка, нефтехимия и агрохимия, производство продуктов питания, автомобилестроение и электротехническое машиностроение.
Тулемис Шотанов привел пример Алматинской области, где, в частности, наиболее привлекательны проекты в производстве продуктов питания, туризма и агропромышленного комплекса.
Он добавляет, что значительным подспорьем в подборе перспективных отраслей и проектов может стать региональная карта развития предпринимательства, где представлены все возможности и ресурсы областей страны. Кроме того на сайте имеется список проектов, нуждающихся в инвестициях.
"Сегодня на сайте есть 105 проектов, мы получили еще 385 заявок. Любой предприниматель может подать заявку через наши региональные палаты предпринимателей, мы разместим информацию по его проекту, чтобы внутренние и внешние инвесторы могли их увидеть. Мы готовы также сопровождать проект, познакомить с инвестором", – заверил г-н Шотанов.
В заключение он отметил, что число самозанятых казахстанцев растет с каждым днем. И тенденция, на его взгляд, связанна с активной пропагандой предпринимательства и открывающимися возможностями для бизнеса.
Гульназ Муканова