Национальный авиаперевозчик, открыв регулярные рейсы в Пекин, Тегеран, Дели, Париж и другие крупные иностранные города, начинает наращивать транзит пассажиров. На большой рост собственных граждан Air Astana рассчитывать сложно по причине малочисленности республики. В связи с этим компания наращивает транзит иностранных пассажиров через два основных хаба – Астану и Алматы.
В частности, после предоставления Казахстаном транзитным китайским гражданам 72-часового безвизового режима через Астану и Алматы вырос транзитный трафик из/в КНР. К примеру, благодаря открытию в прошлом году рейса Тегеран – Алматы национальный авиаперевозчик начал обслуживать транзит из Ирана в Китай.
"Если посмотреть, то, наверное, 65-70% трафика, который летит из Ирана, летит далее в Пекин. Остальная доля распределяется между другими странами и примерно 10% на Астану. Астана – понятно, здесь есть посольство", – сказал abctv.kz менеджер по продажам по Астане и Северному Казахстану Air Astana Даулет Еркенулы.
На фоне этого в авиакомпании планируют увеличить частоту полетов на направлении Тегеран – Алматы. Кстати, возможно, из-за того, что иранцы предпочитали летать транзитом через Алматы в Пекин, прекратила свои полеты на Тегеран – Алматы иранская Mahan Air, летавшая по маршруту на паритетной основе.
"Иранский трафик себя оправдывает, потому что мы хотим открыть четвертую частоту в сентябре, то есть мы бы не стали открывать четвертую частоту, если бы не видели экономической выгоды. Mahan Air ушла с рынка в марте. Они перестали летать. Мы сейчас единственный перевозчик на Тегеран – Алматы. Заполняемость была не очень большой. Возможно, им стало уже невыгодно летать, учитывая, что они останавливаются только здесь и далее никуда не летят", – высказывает представитель национального авиаперевозчика свою версию.
Помимо Пекина иранцы летают в другие китайские города, предлагаемые Air Astana.
"Сам трафик не генерируется в Казахстане, он генерируется в Иране. Там большие группы формируются, и они летят в Гонконг, Пекин, Урумчи. И обратный поток точно так же", – отметил Даулет Еркенулы.
Поход на Улан-Батор желаем, но пока недоступен
Air Astana сохраняет планы на открытие прямого авиасообщения между второй по холодности в мире Астаной и самой холодной столицей – Улан-Батором. В случае получения разрешения монгольских авиационных властей, а только это отделяет нас от полетов в страну, где проживает порядка миллиона казахов, авиакомпания может получить не только прямой трафик, но и загрузку другого своего популярного рейса – Астана – Париж. Французы смогут заполнить значительную часть кресел от Парижа до самого Улан-Батора и обратно. В настоящее время им приходится летать через Москву.
"По Улан-Батору мы сейчас договариваемся, но переговоры идут не так, как мы хотели. В этом году мы уже стопроцентно не будем открывать, потому что мы уже открыли Астана – Дели, но на следующий год мы не оставляем надежду все-таки открыть этот рейс. Этот рейс для нас интересен как с экономической стороны, так и для развития нашей маршрутной сетки, – рассказал представитель национального авиаперевозчика. – Там безумно хороший транзит. Когда мы в первый раз открыли рейс и запустили продажу, то за первый месяц без какого-либо промоушена продали около 3000 билетов. Из них почти 2500 мы продали в Европе, из которых 1800 во Франции".
Он отмечает, что французы безумно любят экотуризм, который сейчас предлагает Монголия. При этом представитель Air Astana считает вопрос с открытием маршрута Астана – Улан-Батор политическим.
"Там очень сильная политическая загвоздка. Мы могли бы сильно забрать, наверное, трафик у российской стороны, потому что сейчас весь трафик в виде воронки идет через Москву. Возможно, мы не видим весь возможный потенциал этого маршрута, но, видимо, он очень сильный, раз монгольская и российская стороны не хотят, чтобы мы туда летали", – сказал Даулет Еркенулы.
Помимо французов летать уже из Астаны в Улан-Батор хотели бы и этнические переселенцы из Монголии в Казахстан – оралманы.
"Три рейса в неделю. Мы разговаривали с монгольской диаспорой в Казахстане. Они вообще безумно хотели этот рейс. Понятно, у них очень много родственников, по бизнесу, по делам летали бы. Мы бы заполняли этот рейс в любом случае, и транзитом, и прямым", – отметил представитель авиакомпании.
Ереван не в приоритете
Пока национальный авиаперевозчик активно осваивает дальние маршруты, внутри постсоветского пространства остаются неохваченные города. В частности, конкурент Air Astana – SCAT первым начал летать с 31 мая из Астаны в столицу Армении (член Евразийского экономического союза).
"Есть планы летать на Ереван, но надо понять, откуда нам брать трафик на Ереван. Как много здесь этнического трафика или, скажем, в Москве очень много этнического трафика, потому что армянская диаспора в Москве очень сильна", – сказал Даулет Еркенулы.
Китайский транзит
Однако самым желанным в силу географического расположения Казахстана между Китаем и Европой станет китайский пассажир. С начала июня в связи с введением режима открытого неба над Астаной на период ЕХРО столицу Казахстана со столицей КНР соединила Air China.
Вместе с тем китайская авиакомпания будет обслуживать только прямой поток между Астаной и Пекином, в то время как национальный авиаперевозчик РК сможет заработать на транзите в Европу, страны СНГ и Иран. Но Air China будет летать и после завершения международной специализированной выставки в Астане.
"Air China будет летать и после ЕХРО. Серьезно заходит на рынок с учетом присутствия китайских инвесторов. На данный момент Астана – Пекин четыре раза в неделю, средняя загрузка у Air Astana на маршруте Астана – Пекин на эту неделю была на уровне 62%. До ЕХРО Астана – Пекин в апреле она была на уровне до 50%, но справедливости ради надо сказать, что там проблема с визой была", – сказал представитель национального авиаперевозчика.
Казахстанские власти создали конкурентное преимущество для национального авиаперевозчика, позволив китайским пассажирам казахстанских авиаперевозчиков (в первую очередь Air Astana) безвизовое посещение РК при транзите на период до 72 часов.
"Когда мы только открывали рейс Астана – Париж, где-то 30-35% рейса грузили Урумчи и Пекин на Париж, потому что они любят летать в такие города. У нас три направления, которые мы хотели бы открыть. Это Шанхай, Чэнду и Сиань. Это из Астаны", – сказал Даулет Еркенулы.
Транзит на Китай активно идет из Москвы и Тегерана. "Москва заполняет Гонконг. Отличный транзит в Москву из Тегерана. Два рейса в неделю в Гонконг. 58% заполняемость. 50 на 50: китайцы, казахи, москвичи, питерцы, тегеранцы. Москва – Алматы, Алматы – Гонконг. Вечером прилетают в Алматы и через пять часов вылетают в Гонконг", – говорит он.
Время прилета и вылета рейсов в Астану и Алматы спланировано так, чтобы стимулировать транзит иностранных пассажиров через два этих хаба.
Ранее abctv.kz сообщал, что Air Astana заполучила на рейс Астана – Киев транзитных российских пассажиров из Сибири и Урала.
Что касается того, какой именно аэропорт будет использоваться в качестве основного транзитного, то речь идет в целом об Астане и Алматы, но столичный аэропорт в последнее время быстрее наращивает число рейсов.
"Мы готовы развивать два хаба, мы так и делаем, но на данный момент идет акцент на увеличение рейсов из Астаны", – сказал Даулет Еркенулы.
Помимо Новосибирска, Екатеринбурга и Омска национальный авиаперевозчик хотел бы летать в Уфу.
"Там возможна Уфа. В ближайший год, возможно, будем открывать, – сказал представитель Air Astana и продолжил: – Планы по Европе. Насколько я знаю, до девальвации стоял Рим, но сейчас его пока убрали. Просто если мы будем открывать этот рейс, то мы будем рассчитывать, какой транзитный поток это нам даст".
Есть планы и по полетам из Астаны в Мумбай. О желании летать в этот крупнейший индийский город заявлял ранее глава национального авиаперевозчика Питер Фостер.
"Сейчас у нас в Дели летает в основном А320. Для того, чтобы летать в Мумбай, нужен А321 или Boeing-757", – сказал Даулет Еркенулы.
Это позволит получить дополнительный транзитный трафик из Южной Индии. Индийские пассажиры уже активно летают транзитом через Алматы и теперь Астану в Москву, Киев, китайские города. В настоящее время авиакомпания имеет в своем распоряжении 31 воздушное судно, но планирует увеличить это число до 64 в 2026 году, чтобы быть способной обслуживать все планируемые к открытию маршруты, включая беспосадочный Астана – Нью-Йорк.
По итогам года авиакомпания намерена перевезти 300000 транзитных пассажиров. Порядка 200000 уже перевезено.
"В этом году мы поставили цель перевезти 300000 человек транзитом. За первое полугодие мы перевезли уже около 200000. На этой неделе транзитный поток у нас составил 18000 клиентов. Это чисто транзитный поток. Общее количество перевезенных – 70000, а транзит – 18900", – сказал представитель авиакомпании.
Жанболат Мамышев