Алматинский предприниматель Рустем Тубекбаев однажды пришел к выводу, что ниша бухгалтерских услуг в Казахстане работает по старым методам, хотя имеет большой потенциал для автоматизации. Он понял, что профессиональные бухгалтеры стремятся работать в больших компаниях, где есть много аналитики и возможность роста. А что же остается делать малому и среднему бизнесу? По мнению Рустема Тубекбаева, решение есть – это создание сервиса для автоматизации бухгалтерских процессов. Вместе с партнером предприниматель создал проект Asistent, позволяющий вести бухгалтерию без бухгалтера. Корреспонденту inbusiness.kz бизнесмен рассказал, почему молодым проектам лучше вначале продвигаться на свои деньги, о сложностях с налоговой и перспективах изменения рынка бухгалтерских услуг.
Прощупать почву
Во время работы в компании, занимающейся издательством литературы для разных специальностей, Рустем начал изучать рынок бухгалтерских услуг. Именно тогда он понял, что это направление нужно развивать, ведь в других странах бухгалтерия для малого бизнеса уже давно автоматизирована.
"Мы с другом стали прощупывать почву. Начали как сервис для сдачи налоговых отчетов, и в этом была наша ошибка. Позже поняли, что такой сервис не решает проблем, так как налоговые отчеты можно сдавать бесплатно, и вас к тому же проконсультируют, – вспоминает предприниматель. – Сегодня эта функция у нас все еще есть. И из всего оборота она приносит нам 10-15% дохода".
Сервис на рынке Казахстана работает уже четвертый год, помогая небольшим компаниям экономить на содержании бухгалтера. Пользователи получают полный спектр формирования электронной отчетности – движение денежных средств, товаров, контрагентов, учет сотрудников, выписку и учет входящих документов, формирование налоговых отчетов. Для небольших субъектов МСБ это значительное сокращение расходов при практически автоматическом формировании отчетности.
"Обычно бизнесмены прибегают к услугам приходящего бухгалтера, либо нанимают работника в штат, или пользуются услугами аутсорсинговой компании. Услуги такого бухгалтера обойдутся бизнесу минимум в 30-50 тыс. тенге в месяц. Также тут теряется такой ценный ресурс, как время. В нашем случае эти 50 тыс. бизнесмен тратит за год. Но в то же время не каждый хочет брать ответственность за ведение бухгалтерии на себя. Кому-то проще, чтобы это делал отдельный человек", – объясняет собеседник.
Чтобы самостоятельно пользоваться системой, предпринимателям понадобятся базовые знания бухгалтерии. Ребята предусмотрели этот момент и создали обучающий YouTube-канал, который также служит и средством привлечения клиентов. Тратиться на рекламу пока не приходится.
Инвестиции
В 2017 году ребята начали участвовать в конкурсах. Сначала получили грант от акимата города на 2,5 млн тенге, затем финансирование от Tech Garden на $20 тыс. Собственных средств вложили где-то 10 млн тенге. В общем, в проект было вложено около 20 млн тенге. Пока эти деньги не окупились.
"Мы сейчас мыслим не в категории окупаемости, а в категории роста. Пока не дошли до точки безубыточности. То, что зарабатываем, обратно тратим. Но для стартапа это нормальная история, – объясняет наш собеседник. – Почему мы не привлекаем инвесторов? Потому что считаем, что нас оценивают в маленькую сумму, а мы стоим больше. И в то же время у стартапа есть правило – чем больше он продержится на своих деньгах, тем он дороже. И это вызывает доверие у инвесторов".
Система налогообложения
По словам Рустема, в Казахстане довольно простая система налогообложения, особенно касательно малого бизнеса. К тому же она сильно отличается от западной. Разница в том, что на Западе налог удерживается государством сразу после оказания услуги или продажи. В Казахстане же предприниматели сами начисляют и оплачивают налог. Только потом государство проверяет, правильно ли все сделано.
"Наш проект рос не в тех масштабах, которых нам хотелось бы, из-за того что доступ к базе налоговой был закрыт и мы не могли полностью автоматизировать систему. С этого года доступ открыли, и это положительно отразится на проекте. Пользователи смогут проверять свои долги по налогам и отправлять отчеты прямо с нашей платформы", – объясняет бизнесмен.
Рустем говорит, что тут остается последний пазл – это интеграция с банками. Тогда на одной платформе пользователь сможет оформить документы, посчитать налоги, оплатить их и отправить отчет в налоговую. До этого доступ был только к расчетам.
"На рынке есть аналоги нашего сервиса, и всех своих конкурентов мы знаем. При этом у каждого из нас свое видение развития. Новички совершают такие же ошибки, как и мы, начиная с налоговых отчетов и вкладываясь в неэффективную рекламу, – рассуждает Рустем. – Наверное, лет через пять мы узнаем, чье видение было правильным. Это покажет тот, кто будет больше всех зарабатывать".
Сложности
Первая сложность, с которой столкнулись создатели сервиса, – отсутствие собственных знаний, когда приходилось идти вслепую, учиться на собственных ошибках. Вторая – непонимание рынком стартапов пользы сервиса.
"Таких продуктов в Казахстане мало, поэтому приходится объяснять каждому о выгоде его использования. По-хорошему должен быть менеджер, который будет ежемесячно обзванивать клиентов и помогать решать предпринимателям или пользователям возникающие вопросы. Пока мы не можем делать это на регулярной основе из-за маленькой команды", – говорит Рустем.
Третья сложность – взаимодействие с налоговой.
"Все это время нашей большой проблемой было отсутствие доступа к базе налоговой, хотя по закону она должна была быть. Мы думали, что это ошибка, и писали в разные органы. При этом руководитель КГД говорил нам, что доступ есть. Это странная ситуация. Также мы не могли получить нормальные ответы на свои вопросы", – делится бизнесмен.
Видение рынка
Предприниматель считает, что через 10-15 лет бухгалтеры останутся только в крупных компаниях. И это будет не совсем бухгалтерия, а аналитики, помогающие компании оптимизировать налоги, расходы и т. д. А для малого бизнеса удобнее будет пользоваться бухгалтерскими сервисами.
"Государство к этому идет. Например, у нас есть виртуальный склад налоговой, где учитываются все товары. Есть система электронного документооборота. Я вижу, что и банки должны к этому прийти. Если смотреть на пример России, то там многие банки закрывают бухгалтерию для малого бизнеса. Из-за большой конкуренции они должны создавать все лучшие условия", – говорит собеседник.
Сегодня на их платформе зарегистрировано 5 тыс. ИП и ТОО. Из них около 800 пользуются сервисом. У команды большие планы на текущий год. Одна из целей – развитие в синергии с банками. Создать универсальное приложение, через которое можно проводить операции как с документацией, так и денежные.
"Мы также собираемся выйти на рынок Узбекистана. Уже начали разработку сервиса. Пока планируем работать только в Казахстане и Узбекистане. Мы еще охватили не весь наш рынок. По данным агентства статистики, в Казахстане работает около миллиона компаний, подходящих под наши критерии. Из них потенциальный охват рынка – 300 тыс. компаний. Сейчас мы охватили только 5 тыс.", – делится планами Рустем.
Мария Галушко