Экономика города получит новый толчок к развитию с расширением индустриальной зоны, где уже в текущем году планируют завершить реализацию сразу нескольких крупных инвестиционных проектов, сообщает inbusiness.kz.
Машина тащит
Восемь промышленных предприятий Костаная снизили объемы производства. В результате ИФО (индекс физического объема) за первый квартал составил 97,9%. Основными причинами сложившейся ситуации в акимате Костаная называют снижение покупательского спроса, проблемы с отгрузкой, ремонты на производстве. Хотя в денежном выражении доходы компаний выросли. Промышленной продукции произвели на 391 млрд тенге за первый квартал. Это на 6,8%, или 25 млрд тенге, больше, чем годом ранее.
В акимате Костаная признают, что отрасль машиностроения начинает оказывать на экономику города все большее влияние. В структуре промышленного производства эти предприятия уже занимают более 64%, обойдя производство продуктов питания, металлургию и т. д. Отсюда и ощутимое влияние на общую ситуацию.
ИФО недобрали в том числе из-за снижения объемов производства легковых и коммерческих автомобилей. Произвели на костанайских площадках, по официальным данным, 18 тыс. единиц, или 86,9% к уровню 2024 года. Выпуск сельхозтехники в целом нарастили, но нет официальных данных по выпуску комбайнов, только по тракторам.
По прогнозам, за год городские компании должны выпустить продукции на 1,8 млрд тенге, но итоги первого квартала заставили специалистов говорить о рисках неисполнения планов.
Приложить деньгами
Инвестиции в развитие промышленности Костаная в 2025-2026 годах составят 254,5 млрд тенге. Это та работа, которую ведут в рамках реализации карты индустриализации. Еще 10 проектов планируют реализовать в ближайшие два года вне карты, инвестируя 84,7 млрд тенге.
В Костанай приходит половина всех инвестиций, что привлекает Костанайская область. В первом квартале город привлек 61 млрд тенге. И почти 90% средств – частные вливания.
Уже сегодня речь идет о том, что новым предприятиям нужны территории и доступ к коммуникациям и мощностям. Для города серьезным вопросом остается обеспечение инвесторов доступом к газу и электричеству. Аким города Марат Жундубаев отметил, что проектировать коммуникации нужно заранее. И речь не только о реализации крупных инвестиционных проектов, но и о жилищном строительстве и прочих предприятиях, дающих рабочие места и оплачивающих налоги в городскую казну.
С логистикой пока получается лучше, особенно в рамках индустриальной зоны, куда зовут все новых и новых инвесторов.
"В рамках расширении индустриальной зоны на идет работа по корректировке ТЭО. Планируется увеличение площади индустриальной зоны на 187 гектаров. Из них 107 га будут отданы под легкую промышленность и сельское хозяйство, а 80 – сухому порту", – отметила руководитель городского отдела экономики и бюджетного планирования Наталья Турлубекова.
Сегодня индустриальная зона уже занимает 400 гектаров. И большую площадь уже заняли. Среди реализуемых проектов те, что существенно должны будут повлиять на доходность бюджета Костаная. Например, автомобильный завод KIA, чье строительство в самом разгаре, а в цехах уже монтируют оборудование.
Заработали
В первом квартале в госбюджет от предприятий Костаная поступило 61,7 млрд тенге. Часть налогов ушла в республиканский и областной бюджеты. В городской казне остались лишь 26,4 млрд тенге.
Читайте по теме:
Кто довел бюджет Казахстана до ручки: рост налогов не выход из кризиса