DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 311,62 Brent 36,55
На долю сырой нефти в I квартале пришлось 63,4% всего казахстанского экспорта

На долю сырой нефти в I квартале пришлось 63,4% всего казахстанского экспорта

Экспорт нефти достиг исторического максимума по периоду. В I квартале 2020 года продано 18,3 млн тонн нефти. Так много за начало года Казахстан не продавал много лет.

21 Май 2020 13:17 1269

На долю сырой нефти в I квартале пришлось 63,4% всего казахстанского экспорта

Автор:

Алексей Никоноров

По данным rомитета по статистике, в январе-марте 2020 года Казахстан продал за рубеж товаров на общую сумму 13 миллиардов 908,5 миллиона долларов. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года продажи увеличились на 4,2%. Основной вклад в прирост внес март: по итогам месяца экспорт более чем на 40% превысил показатели годичной давности (4,8 млрд против 3,4 млрд).

Таким образом, по итогам I квартала объем зарубежных продаж оказался на максимальном уровне за последние шесть лет. И это несмотря на падение цен и сокращение спроса на многие виды сырья, которые остаются ключевыми экспортными позициями республики. Впрочем, до показателей начала десятилетия еще очень далеко: в 2012-2014 гг. объем экспорта за три месяца значительно превышал 20 млрд долларов.

Нефть – основа экспорта

Главным экспортным товаром Казахстана остается нефть. По итогам января-марта 2020 года за рубеж было продано около 18,3 млн тонн сырой нефти – это на 13,8% больше показателей годичной давности. Физический объем продаж оказался на максимальном уровне за последние как минимум шесть лет. Доход от сделок также оказался на пике с 2015 года – их общий объем составил 8,8 млрд долларов, что на 18,5% больше показателей января-марта 2019-го. Как итог: на долю сырой нефти в I квартале пришлось 63,4% всего казахстанского экспорта.

Черное золото ушло в 25 стран мира. Больше всего – в Италию. Только в марте физический объем продаж превысил 2 млн тонн, а объем сделок – 1 млрд долларов. Ни одна другая страна мира не имеет таких показателей даже по итогам трех месяцев. В целом за квартал в Италию продано более 5,1 млн тонн нефти на общую сумму почти 2,5 млрд долларов.

Вообще, в первой десятке крупнейших покупателей шесть европейских стран: помимо Италии, это Нидерланды, Франция, Румыния, Швейцария и Греция. Еще четыре страны представляют азиатский регион – Индия, Китай, Турция и Корея. Суммарно эти страны приобрели нефти более чем на 7,4 млрд долларов, обеспечив больше половины всего казахстанского экспорта.

По сравнению с началом 2019 года рынок сбыта нефти претерпел значительные изменения:

  • Появились новые (относительно января-марта 2019 года) рынки сбыта: Япония (222,2 млн долларов) и Бруней (87,5 млн).
  • Значительно увеличился экспорт по некоторым направлениям: в Индию (+582,6 млн), Нидерланды (+377,5 млн), Италию (+368,8 млн), Китай (+310,2 млн) и Турцию (+250,4 млн).
  • При этом полностью прекратились продажи в Малайзию (-209,6 млн), Португалию (-100,6 млн), Иорданию (-37,3 млн), Финляндию и Латвию.
  • Сильно упал экспорт в Испанию (-339,8 млн), Францию (-321,1 млн), Корею (-240,6 млн) и Сингапур (-73 млн).

В целом доля азиатских стран за год выросла с 24,7% до 31,2% (в марте – 26,3%). Это направление продолжает теснить Европу, на которую в I квартале 2020 года пришлось 67,3% экспорта (против 75,2% годом ранее).

Что еще продает Казахстан

Рост продаж нефти во многом и стал причиной роста казахстанского экспорта. С остальными ключевыми позициями ситуация выглядит не столь гладко. Например, продажи меди упали до трехлетнего минимума, составив 571,2 млн долларов. При этом продажи в семь стран прекратились полностью, еще в три (Турция, Великобритания и ОАЭ) – значительно сократились. Суммарное сокращение экспорта по этим направлениям составило 197,2 млн долларов. Частично оно было компенсировано ростом продаж в Китай (+83,1 млн долларов).

До четырехлетнего минимума сократился физический объем поставок газа за рубеж, а выручка от сделок упала за год на 18,1% (до 561,4 млн). Отгрузка ферросплавов, наоборот, выросла до рекордных значений (546,2 тыс тонн, +28,1% к январю-марту 2020 года), но доход от сделок падает второй год подряд (447,3 млн долларов, -11,2%). Упали доходы от продаж продукции неорганической химии (до шестилетнего минимума), пшеницы и меслина, мазута и транспортных средств.

Собственно, из крупнейших позиций экспорт вырос только по трем позициям. Помимо нефти, это плоский прокат (+13,7%, до 201,5 млн долларов) и железные руды и концентраты (+18%, до 159,2 млн долларов).

Импорт потребительских товаров вырос

Импорт по сравнению с январем-мартом 2019 года, наоборот, сократился, правда, ненамного – на 0,1%. По итогам I квартала в республику завезено товаров на 7 млрд 098,5 млн долларов. При этом, в отличие от экспорта, объемы торгов основными товарами в большинстве своем выросли. Например, в число главных импортируемых позиций по итогам квартала вошло семь видов товаров массового потребления. Из них:

  • Импорт автомобильных шин и покрышек вырос на 1,4%, до 88,9 млн долларов.
  • Гигиенических и косметических средств – на 9,1%, до 96,2 млн долларов.
  • Компьютеры – на 55,6%, до 131,3 млн долларов.
  • Телефоны – на 31,7%, до 214,3 млн.
  • Медикаменты – на 1,3%, до 243,8 млн.

При этом по четырем последним позициям физический объем продаж сократился. Это говорит о том, что стоимость каждой отдельной единицы за год выросла.

Главным импортируемым товаром в I квартале стали медикаменты. Основной сырьевой товар – природный газ (213,7 млн долларов). Главным завозимым промышленным товаром в I квартале стали трубы из черных металлов – 205,5 млн долларов.

Страновую динамику определяет нефть

В целом по итогам I квартала 2020 года товарооборот Казахстана со странами мира составил чуть более 21 млрд долларов. Это на 551,7 млн больше, чем годом ранее. В качестве торговых партнеров выступили 149 стран. Основным остается Россия, товарооборот с которой по итогам трех месяцев превысил 4 млрд долларов (-94,5 млн к январю-марту 2020-го). Она же – одна из немногих стран, импорт из которых превышает экспорт.

Наибольший рост товарооборота за год произошел с Индией: он увеличился на 595 млн долларов. Более чем на 300 млн выросла торговля с Нидерландами, Италией и Китаем. Во всех случаях ключевым драйвером роста стал экспорт, причем единственного товара – нефти.

По этой же причине торговые отношения с рядом стран стали заметно менее развитыми. Товарооборот с Испанией упал за год на 351,1 млн долларов, с Кореей, Малайзией и Францией – более чем на 200 млн долларов. То есть как раз с теми странами, продажи нефти в которые сократились.

Алексей Никоноров

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

В Восточном Казахстане разрешили работу большим торговым объектам

Но бизнес недоволен отсутствием конкретики.

22 Май 2020 10:46 514

В Восточном Казахстане разрешили работу большим торговым объектам

Фото: ustinka.kz

Несмотря на смягчение карантинного режима в Восточном Казахстане, которое регламентировало постановление главного государственного санитарного врача ВКО Гуляим Тагаевой от 14 мая 2020 года № 9, не обошлось без неразберихи. Документ разрешил работу объектам оптовой, оптово-розничной, розничной торговли непродовольственными товарами от 500 до двух тысяч квадратных метров, но не конкретизировал, может ли работать только часть такого магазина, если сам он больше пресловутых двух тысяч квадратов. В то же время с 18 мая в Восточном Казахстане работают мобильные группы, которые проверяют деятельность открывшихся объектов торговли и общепита. В состав комиссий в городах и районах вошли специалисты территориальных управлений контроля качества и безопасности товаров и услуг, местных исполнительных органов, представители СМИ, НПП «Атамекен», партии Nur Otan, депутаты городских и районных маслихатов.

Такие нюансы

«С самого начала разъяснения никому не дали, как быть тем владельцам объектов торговли непродовольственными товарами, у кого площадь больше двух тысяч квадратных метров, – говорит общественница Елена Березинская-Абилова, которая сейчас в составе группы проводит мониторинг объектов торговли и общепита. – Вопрос не был отрегулирован. Поэтому кто-то открылся, рискнул, разделил магазин на две части. Работает та, где меньше 2 тыс. квадратных метров, кто-то остался закрытым. Есть неразбериха. Потом было устное разъяснение органов СЭС, что если на площади менее 2 тыс. квадратных метров в большом магазине торгуют однотипным товаром, то можно остальное закрыть и открыть только эту часть».

По словам Елены Березинской-Абиловой, несмотря на смягчение карантинных мер по ВКО, к ней продолжают поступать звонки и жалобы от встревоженных предпринимателей – обращаются более 80 человек ежедневно. А именно эти вопросы касаются нюансов работы в этот период. Также предприниматели озабочены, что нет дохода, нечем платить кредиты и аренду.

По данным заместителя руководителя ГУ «Отдел предпринимательства, сельского хозяйства и ветеринарии Усть-Каменогорска» Олжаса Кудайбергенова, в областном центре Восточного Казахстана числится примерно 3,9 тыс. объектов торговли площадью до двух тысяч кв. метров. Но даже из них пока открыты примерно 76%. Остальные готовятся встречать покупателей, делают ремонт.

Как сообщил inbusiness.kz Олжас Кудайбергенов, по Усть-Каменогорску действует пять мобильных групп. И если на период введения чрезвычайного положения в стране было составлено 43 административных протокола на объекты торговли и общепита по статье № 476 КоАп РК за нарушения режима чрезвычайного положения, то сейчас эта статья уже не действует, и мобильные группы больше занимаются разъяснениями.

«Самые частые нарушения заключаются в том, что в некоторых торговых точках продавцы работают без масок, перчаток, да и покупатели заходят в магазины, объекты сферы услуг без масок. Мы владельцам объясняем, чтобы они предупреждали через громкоговорители, охранника о необходимости соблюдения санитарного режима. А так у всех арендаторов есть антисептики, у продавцов, есть разметки у касс», – говорит Олжас Кудайбергенов.

По поводу того, как работать крупным торговым точкам свыше 2 тыс. квадратных метров, чиновник не ответил, посоветовав обратиться в органы СЭС.

Две категории

Елена Березинская-Абилова считает, что мониторинг показал – предприниматели делятся на две категории – добросовестных и тех, кто нарушает санитарные правила.

«Многие предприниматели показали высокую социальную ответственность. Торговые дома имеют санитайзеры, средства индивидуальной защиты для персонала, дезинфекционные растворы, они проводят регулярно санитарную обработку», – говорит она.

Всего по Восточно-Казахстанской области действуют с 18 мая 24 мобильные группы по 19 городам и районам с проверкой, как работающие объекты соблюдают санитарно-эпидемиологические требования.

И только в первый день на 32 объектах выявлено 60 нарушений, как сообщили inbusiness.kz в департаменте контроля качества и безопасности товаров и услуг ВКО.

Самые частые нарушения – несоблюдение масочного режима и отсутствие средств индивидуальной защиты. Их комиссии обнаружили на 29 объектах. Незаконное открытие объектов в списке нарушений органов СЭС не значится.

«18 мая рейдами были охвачены 264 объекта, из которых 71 непродовольственный магазин, 105 продовольственных магазинов, 28 торговых домов и торгово-развлекательных комплексов, шесть парикмахерских, две аптеки, одна школа, пять рынков, один киоск, 33 кафе, два банка, – объяснили в пресс-службе департамента. – 10 объектов, – а это торговые дома и пункты общепита, были закрыты на момент проверок. На 17 объектах выявлены нарушения санитарно-дезинфекционного режима – это отсутствие санитайзеров, дезсредств, дезковриков. Нарушение социального дистанцирования между посетителями выявлено на восьми объектах, нарушение масочного режима и отсутствие СИЗ – на 29 объектах, хранение пищевой продукции в неупакованном виде – на одном объекте».

Напомним, что с 16 мая в ВКО, за исключением Семея, начались смягчения карантина для бизнеса. Так, разрешена работа не только объектов торговли непродовольственными товарами на площади до 2 тыс. квадратных метров, но и объектов общепита на открытых площадках.

А пока в Восточном Казахстане ожидают нового, десятого по счету постановления главного государственного санитарного врача ВКО, в котором, возможно, для бизнеса будут новые послабления.

Ольга Ушакова

Розничная торговля упала до уровня 2016 года

Коронавирус ударил по рознице гораздо сильнее мирового кризиса 2008 года и всех девальваций тенге.

13 Май 2020 11:52 1386

Розничная торговля упала до уровня 2016 года

Фото: Серикжан Ковланбаев

Объем розничной торговли в Казахстане упал до минимума за 50 месяцев. По данным комитета по статистике, в апреле 2020 года общий объем осуществленных сделок составил 495,7 млрд тенге. Для сравнения: в марте показатель составлял 840,7 млрд. Нынешний объем торговли стал минимальным с февраля 2016 года – тогда розничная торговля была на уровне 492,2 млрд.

По итогам января-апреля 2020 года общий объем розницы составил 2 трлн 874,1 млрд тенге. И это на 11,8% меньше, чем за аналогичный период 2019-го. На столь негативную динамику повлияло именно апрельское снижение, ведь по итогам первого квартала отмечался рост в 0,8%. Вообще, сокращение торговли – явление для Казахстана нечастое. В последний раз снижение сделок за период отмечалось в 2016 году. Тогда по итогам января-июля объем розничных сделок оказался на уровне 99,3% от предыдущего года.

Больнее девальваций и кризисов

Еще сильнее рухнул индекс физического объема розничной торговли к соответствующему месяцу предыдущего года. В апреле 2020 года объем сделок составил лишь 55,3% от уровня апреля 2019-го (839 млрд тенге). И это невероятно много. Например:

  • В 2015 году переход к плавающему курсу тенге привел к значительному снижению объемов сделок, но даже тогда индекс не опускался ниже 90,7%.
  • Мировой финансовый кризис, который докатился до Казахстана в 2019 году, привел к снижению индекса до 82,2%.
  • Все остальные события в экономике, произошедшие с 2007 года, практически никак не снижали показатели торговли.

Таким образом, коронавирус и принятые в связи с ним карантинные меры оказали по казахстанской рознице гораздо более сильный удар, чем любые потрясения до этого.

Траты на непродовольственные товары упали более чем вдвое

Закрытие или ограничение действия торговых центров и магазинов привели к тому, что казахстанцы впервые потратили на продукты питания больше, чем на непродовольственные товары. Во многом это связано с тем, что покупать одежду, обувь и прочие товары привычным образом стало просто негде – все закрыто. А интернет-коммерция, хоть и становится все более популярной, полноценно заменить офлайн пока не может.

По итогам апреля казахстанцы потратили на продукты питания 255,4 млрд тенге. Это ощутимо меньше, чем месяцем ранее: в марте было продано товаров на 313,8 млрд тенге. Но снижение сделок по непродовольственным товарам оказалось еще сильнее – 240,3 млрд против 527 млрд в марте. Таким образом, на долю продовольствия пришлось 51,5% всей месячной розничной торговли. Для сравнения: по итогам четырех месяцев доля составляет 36,6%.

Если по итогам I квартала единственным регионом республики, где на продукты тратят больше, чем на остальные товары, была Актюбинская область, то в апреле таковых стало уже 11. Наибольшая доля продовольственных товаров в розничной торговле – в Восточно-Казахстанской области (60,1%). Наименьшая (причем с большим отрывом) – в Павлодарской (28,1%).

Сильнее всего торговля просела в Алматы

Снижение торговли отмечается во всех регионах Казахстана. И сильнее всего (как в абсолютном, так и в процентном отношении) это заметно в Алматы. По итогам апреля показатели торговли тут составили 113,9 млрд тенге. Это более чем вдвое меньше показателей марта (-53,1%) и почти втрое уступает торговле в марте 2019-го (-61,2%). При этом южный мегаполис продолжает лидировать по общим объемам среди регионов республики.

На втором месте по темпам снижения – Павлодарская область. Тут розница просела на 47%, причем как относительно апреля 2019-го, так и марта 2020-го. Более чем на 40% за год также упала торговля в Нур-Султане и Шымкенте.

Среди регионов, держащихся лучше остальных, – Алматинская область. Тут показатели сократились «всего лишь» на 20,6%: причем как к апрелю предыдущего года, так и к марту текущего. Годовое снижение торговли не более чем на 30% также произошло в Актюбинской, Костанайской, Кызылординской и Мангистауской областях.

Базары вместо торговых центров. И наоборот

Еще один интересный момент – это изменение структуры торговли. Наибольшее сокращение показателей отмечается в крупных сетях – показатели торговли относительно марта упали на 43,9%, составив 106,7 млрд тенге. Объемы малых предприятий упали на 40,7% (до 335,4 млрд), средних – на 36,8% (до 53,6 млрд). При этом картина в зависимости от региона меняется:

  • Объем продаж крупными торговыми предприятиями Актюбинской области в апреле вырос по сравнению с мартом на 900,8 млн тенге (до 14,1 млрд тенге).
  • Продажи индивидуальных предпринимателей (включая рыночных торговцев) Туркестанской области выросли на 3,5 млн тенге – до 4,2 млрд.
  • ИП в Алматинской области и Нур-Султане вообще не почувствовали никаких изменений: удивительно, но объем сделок тут совпадает с мартовскими с точностью до тысячи тенге.

Также в апреле произошла смена приоритетов у покупателей, которая во многом связана с введенными ограничениями деятельности объектов торговли, а также ограничениями на перемещение самих граждан:

  • В Алматинской области доля крупных предприятий в апреле сократилась на 14,6 п. п. по сравнению с I кварталом, составив 32,7%. При этом показатели малого бизнеса выросли на 13,8 п. п. до 59,2%. Такая же тенденция – отток покупателей от крупных сетей в мелкие магазины и на рынки – в апреле наблюдалась в Нур-Султане, Шымкенте, а также Мангистауской и особенно Туркестанской областях.
  • В Павлодарской области, наоборот, доля ИП в торговле сократилась на 8,8 п. п. (до 62,1%), зато доля крупного бизнеса выросла на 7,4 п. п. (до 27,8%). Аналогичное движение произошло и в Актюбинской области.
  • В Алматы, Костанайской, Актюбинской и Западно-Казахстанской областях в период карантина средние по размерности предприятия смогли перетянуть часть клиентов у малого и крупного бизнеса.

Алексей Никоноров

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: