/img/tv1.svg
RU KZ
На долю сырой нефти в I квартале пришлось 63,4% всего казахстанского экспорта

На долю сырой нефти в I квартале пришлось 63,4% всего казахстанского экспорта

Экспорт нефти достиг исторического максимума по периоду. В I квартале 2020 года продано 18,3 млн тонн нефти. Так много за начало года Казахстан не продавал много лет.

13:17 21 Май 2020 2746

На долю сырой нефти в I квартале пришлось 63,4% всего казахстанского экспорта

Автор:

Алексей Никоноров

По данным rомитета по статистике, в январе-марте 2020 года Казахстан продал за рубеж товаров на общую сумму 13 миллиардов 908,5 миллиона долларов. По сравнению с аналогичным периодом 2019 года продажи увеличились на 4,2%. Основной вклад в прирост внес март: по итогам месяца экспорт более чем на 40% превысил показатели годичной давности (4,8 млрд против 3,4 млрд).

Таким образом, по итогам I квартала объем зарубежных продаж оказался на максимальном уровне за последние шесть лет. И это несмотря на падение цен и сокращение спроса на многие виды сырья, которые остаются ключевыми экспортными позициями республики. Впрочем, до показателей начала десятилетия еще очень далеко: в 2012-2014 гг. объем экспорта за три месяца значительно превышал 20 млрд долларов.

Нефть – основа экспорта

Главным экспортным товаром Казахстана остается нефть. По итогам января-марта 2020 года за рубеж было продано около 18,3 млн тонн сырой нефти – это на 13,8% больше показателей годичной давности. Физический объем продаж оказался на максимальном уровне за последние как минимум шесть лет. Доход от сделок также оказался на пике с 2015 года – их общий объем составил 8,8 млрд долларов, что на 18,5% больше показателей января-марта 2019-го. Как итог: на долю сырой нефти в I квартале пришлось 63,4% всего казахстанского экспорта.

Черное золото ушло в 25 стран мира. Больше всего – в Италию. Только в марте физический объем продаж превысил 2 млн тонн, а объем сделок – 1 млрд долларов. Ни одна другая страна мира не имеет таких показателей даже по итогам трех месяцев. В целом за квартал в Италию продано более 5,1 млн тонн нефти на общую сумму почти 2,5 млрд долларов.

Вообще, в первой десятке крупнейших покупателей шесть европейских стран: помимо Италии, это Нидерланды, Франция, Румыния, Швейцария и Греция. Еще четыре страны представляют азиатский регион – Индия, Китай, Турция и Корея. Суммарно эти страны приобрели нефти более чем на 7,4 млрд долларов, обеспечив больше половины всего казахстанского экспорта.

По сравнению с началом 2019 года рынок сбыта нефти претерпел значительные изменения:

  • Появились новые (относительно января-марта 2019 года) рынки сбыта: Япония (222,2 млн долларов) и Бруней (87,5 млн).
  • Значительно увеличился экспорт по некоторым направлениям: в Индию (+582,6 млн), Нидерланды (+377,5 млн), Италию (+368,8 млн), Китай (+310,2 млн) и Турцию (+250,4 млн).
  • При этом полностью прекратились продажи в Малайзию (-209,6 млн), Португалию (-100,6 млн), Иорданию (-37,3 млн), Финляндию и Латвию.
  • Сильно упал экспорт в Испанию (-339,8 млн), Францию (-321,1 млн), Корею (-240,6 млн) и Сингапур (-73 млн).

В целом доля азиатских стран за год выросла с 24,7% до 31,2% (в марте – 26,3%). Это направление продолжает теснить Европу, на которую в I квартале 2020 года пришлось 67,3% экспорта (против 75,2% годом ранее).

Что еще продает Казахстан

Рост продаж нефти во многом и стал причиной роста казахстанского экспорта. С остальными ключевыми позициями ситуация выглядит не столь гладко. Например, продажи меди упали до трехлетнего минимума, составив 571,2 млн долларов. При этом продажи в семь стран прекратились полностью, еще в три (Турция, Великобритания и ОАЭ) – значительно сократились. Суммарное сокращение экспорта по этим направлениям составило 197,2 млн долларов. Частично оно было компенсировано ростом продаж в Китай (+83,1 млн долларов).

До четырехлетнего минимума сократился физический объем поставок газа за рубеж, а выручка от сделок упала за год на 18,1% (до 561,4 млн). Отгрузка ферросплавов, наоборот, выросла до рекордных значений (546,2 тыс тонн, +28,1% к январю-марту 2020 года), но доход от сделок падает второй год подряд (447,3 млн долларов, -11,2%). Упали доходы от продаж продукции неорганической химии (до шестилетнего минимума), пшеницы и меслина, мазута и транспортных средств.

Собственно, из крупнейших позиций экспорт вырос только по трем позициям. Помимо нефти, это плоский прокат (+13,7%, до 201,5 млн долларов) и железные руды и концентраты (+18%, до 159,2 млн долларов).

Импорт потребительских товаров вырос

Импорт по сравнению с январем-мартом 2019 года, наоборот, сократился, правда, ненамного – на 0,1%. По итогам I квартала в республику завезено товаров на 7 млрд 098,5 млн долларов. При этом, в отличие от экспорта, объемы торгов основными товарами в большинстве своем выросли. Например, в число главных импортируемых позиций по итогам квартала вошло семь видов товаров массового потребления. Из них:

  • Импорт автомобильных шин и покрышек вырос на 1,4%, до 88,9 млн долларов.
  • Гигиенических и косметических средств – на 9,1%, до 96,2 млн долларов.
  • Компьютеры – на 55,6%, до 131,3 млн долларов.
  • Телефоны – на 31,7%, до 214,3 млн.
  • Медикаменты – на 1,3%, до 243,8 млн.

При этом по четырем последним позициям физический объем продаж сократился. Это говорит о том, что стоимость каждой отдельной единицы за год выросла.

Главным импортируемым товаром в I квартале стали медикаменты. Основной сырьевой товар – природный газ (213,7 млн долларов). Главным завозимым промышленным товаром в I квартале стали трубы из черных металлов – 205,5 млн долларов.

Страновую динамику определяет нефть

В целом по итогам I квартала 2020 года товарооборот Казахстана со странами мира составил чуть более 21 млрд долларов. Это на 551,7 млн больше, чем годом ранее. В качестве торговых партнеров выступили 149 стран. Основным остается Россия, товарооборот с которой по итогам трех месяцев превысил 4 млрд долларов (-94,5 млн к январю-марту 2020-го). Она же – одна из немногих стран, импорт из которых превышает экспорт.

Наибольший рост товарооборота за год произошел с Индией: он увеличился на 595 млн долларов. Более чем на 300 млн выросла торговля с Нидерландами, Италией и Китаем. Во всех случаях ключевым драйвером роста стал экспорт, причем единственного товара – нефти.

По этой же причине торговые отношения с рядом стран стали заметно менее развитыми. Товарооборот с Испанией упал за год на 351,1 млн долларов, с Кореей, Малайзией и Францией – более чем на 200 млн долларов. То есть как раз с теми странами, продажи нефти в которые сократились.

Алексей Никоноров

Казахстанцы за месяц потратили на товары более 1,2 трлн тенге

25 Октябрь 2020 08:55 580

Розничная торговля в республике набирает обороты: уже в сентябре ее объем достиг предновогоднего уровня. Но по итогам трех кварталов выручка все равно оказалась меньше, чем в 2019-м.

По данным комитета по статистике, в сентябре 2020 года объем сделок в розничной торговле в целом по республике составил 1 трлн 205,9 млрд тенге. И это крайне высокий показатель:

  • Больше объем розничных сделок был лишь дважды – в декабре 2018 (1 трлн 224,4 млрд тенге) и 2019 (1 трлн 393,6 млрд тенге) годов.
  • Ранее в первый осенний месяц торговля была более 1 трлн тенге лишь однажды – в 2019 году (1 трлн 011,7 млрд тенге).
  • Впервые в истории республики объем месячной торговли два месяца подряд держится на уровне выше 1,2 трлн тенге (показатель августа – 1,2 трлн тенге).

Объем розничной торговли в сентябре оказался на 11,4% больше, чем в аналогичном месяце 2019-го. С начала 2015 года более крутой рост был лишь однажды: в августе 2018-го объемы относительно аналогичного месяца 2017-го выросли на 11,6%. Для сравнения: в 2019 году в среднем показатель составлял 5,7%.

В целом за девять месяцев 2020 года объем розничной торговли в республике составил 8 трлн 014,8 млрд тенге. Это не рекордный, но, тем не менее, не самый плохой показатель, особенно учитывая условия, в которых предприятия торговли и услуг вынуждены работать в текущем году. За последние восемь лет лишь однажды объем торговли по итогам трех кварталов был выше: в 2019-м он был почти на 40 млрд тенге больше, чем сейчас. Таким образом, даже несмотря на успехи последнего месяца, розничная реализация в 2020-м находится ниже уровня 2019-го на 6,8%.

Наибольшее снижение торговли – в столице

При этом восстановление показателей торговли в регионах проходит разными темпами. Сразу в четырех регионах республики объем сделок в сентябре вырос более чем на 20% от уровня сентября 2019-го:

  • в Кызылординской области индекс физического объема розничной торговли к соответствующему месяцу предыдущего года составил 122,8%;
  • в Мангистауской – 121,6%;
  • в Алматы – 121,5%;
  • в Шымкенте – 126,6%.

С другой стороны, в Алматинской области объем торговли в прошедшем месяце составил лишь 93,8% от уровня сентября 2019-го. Хуже, чем год назад, показатели и в Акмолинской области – 94%. Во всех остальных регионах республики казахстанцы потратили на покупку товаров и услуг больше, чем годом ранее.

Лидером по общему объему розничной торговли традиционно является Алматы. В сентябре в южном мегаполисе было продано товаров и услуг на 385 млрд тенге – это 32% от общереспубликанского показателя. Вклад Нур-Султана втрое меньше: за месяц объем сделок тут составил 128,4 млрд тенге. Еще в двух регионах показатель превысил отметку в 100 млрд тенге – это произошло в Карагандинской (107 млрд тенге) и Восточно-Казахстанской (101,4 млрд тенге) областях.

По итогам девяти месяцев лишь в одном регионе Казахстана объемы сделок превысили (или хотя бы сравнялись) с показателями января-сентября 2019 года. Им стал Шымкент: официальная статистика говорит о сделках на 284,8 млрд тенге по итогам девяти месяцев, что на 2,7% больше, чем годом ранее. И на треть меньше, чем в одном только Алматы в одном только сентябре. Впрочем, Алматы относится к регионам с наиболее сильным снижением показателей торговли:

Сокращение розничной торговли за девять месяцев в абсолютных цифрах составило 77,9 млрд тенге.
В процентном отношении снижение составило 9,7%. Хуже показатель только в одном городе – Нур-Султане. В столице индекс физического объема розничной торговли составил 86,8% от уровня предыдущего года.

Население не стало менять привычки

В мае, когда карантинные меры в республике были самыми жесткими, наблюдался четкий тренд – покупатели стали чаще закупаться в крупных супермаркетах, тогда как рынки клиентов теряли. Но в привычку это не вошло: после постепенного снятия ограничений население вернулось в привычные магазины:

  • По итогам сентября 2020 года доля крупного бизнеса в розничной торговле составила 19%. Годом ранее показатель составлял 18,3%, в мае 2020-го – 23,8%.
  • Доля малого бизнеса в сентябре текущего года составила 73,5%, слабо изменившись за 12 месяцев (73,3%). Уровень мая составлял 64,7%.
  • Если говорить об индивидуальных предпринимателях (включая торгующих на рынках), то сентябрьская доля составила 38,5% против 40,7% годом ранее и 32,3% в мае.

Хотя подобные тенденции прослеживаются, конечно, не везде. Наиболее сильное изменение поведения случилось в Актюбинской области: доля малого бизнеса в розничной торговле за год (сентябрь 2020 года к сентябрю 2019-го) упала с 74,6% до 57,7%, крупного бизнеса – выросла с 21,9% до 38,7%. В Алматы и Шымкенте, наоборот, резко выросла доля индивидуальных предпринимателей: на 13,9% (до 25,5%) и 9,5% (до 24,1%) соответственно. А Кызылординская область стала лидером по приросту доли малого бизнеса в розничной торговле: по итогам сентября он составил 6,7 п.п., добравшись до 86,9%.

На еде казахстанцы не экономят

Еще один эффект коронавируса и карантинных мер – казахстанцы стали больше тратить на еду. По итогам девяти месяцев объем розничной торговли продовольственными товарами составил 3 трлн 012,7 млрд тенге – это на 4,9% больше, чем годом ранее. Прирост отмечается в 12 из 17 регионах республики, самый сильный – в Туркестанской области (+45,3%).

В целом если в январе-сентябре 2019 года продукты составляли 32,4% всех трат, то год спустя – 37,6%. Соответственно, изменилась и доля продовольственных товаров в общей структуре. Физический объем продаж вырос только в Актюбинской и Акмолинской областях, тогда как во всех остальных на эти цели население стало тратить меньше средств. В целом по итогам девяти месяцев показатель снизился на 12,9%, до 5 трлн тенге.

Алексей Никоноров


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!

Отечественные компании все еще уступают импортерам рынок некоторых социально значимых товаров

13 Октябрь 2020 09:36 1206

Впрочем, рынок рыбы казахстанские компании успешно отвоевывают: уровень самообеспечения вырос за год с 41% до 66%.

За январь-август 2020 года в стране произвели продуктов питания на 1,2 трлн тг – в стоимостном выражении плюс 17,5% в сравнении с прошлым годом. Реальный рост с учетом инфляции составил 3,6%, сообщает портал energyprom.kz.

Более половины производства пришлось на мукомольно-крупяные продукты и крахмалы, молочные продукты, переработанное и консервированное мясо и мясную продукцию.

Для справки: в целом за 2019 год объем производства продуктов питания составил 1,7 трлн тг, увеличившись в реальном выражении на 3%.

В региональном разрезе наибольший объем производства в денежном выражении пришелся на Алматинскую область: 182,4 млрд тг – на 27,5% больше, чем годом ранее. В топ-3 регионов также вошли Алматы (154,9 млрд тг, плюс 10,2%) и Костанайская область (152,9 млрд тг, плюс 23,9%).

МСХ РК ведет мониторинг обеспеченности внутреннего рынка по 29 основным видам продовольственных товаров, сообщает официальный ресурс премьер-министра РК. Из них по 12 товарным позициям внутренний рынок обеспечен на 100% и более, по 11 продтоварам обеспеченность составляет 80% и более, еще по шести продтоварам необходимо реализовать меры по наращиванию производства и насыщению внутреннего рынка отечественной продукцией: это мясо птицы, колбасные изделия, сыр и творог, яблоки, сахар и рыба.

Министерством подготовлен проект комплексного плана по насыщению внутреннего рынка отечественной продукцией на 2021-2023 годы. Определен конкретный пул инвестиционных проектов по каждому направлению.

На данный момент за восемь месяцев текущего года в стране в 2,8 раза выросло производство свежей, охлажденной или мороженой рыбы (до 43,9 тыс. тонн), на 22,5% – мяса домашней птицы (до 68,6 тыс. тонн). Выпуск колбас и аналогичных изделий из мяса увеличился на 16,3% (до 38,5 тыс. тонн), сыра и творога – на 9,3% (до 20,9 тыс. тонн).

Производство сахара, напротив, упало сразу в 2,3 раза за год, до 69,3 тыс. тонн, против 161,5 тыс. тонн годом ранее.

По данным комитета по статистике МНЭ РК, по итогам семи месяцев текущего года отечественные компании обеспечили спрос (реализация на внутреннем рынке плюс экспорт) на переработанную и консервированную рыбу, ракообразных и моллюсков на 66%, против 41,2% годом ранее.

Спрос на колбасы и аналогичные изделия из мяса был обеспечен на 62,3% (минус 0,3 п. п. за год), на мясо птицы – на 60,6% (минус 2,2 п. п. за год), на сыр и творог – на 53,8% (минус 2,5 п. п. за год), на сахар – лишь на 16,3%, против 46% годом ранее.


Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!