Объем торгов сжиженным нефтяным газом за последние полгода перевалил за отметку 1,5 млрд тенге. Значительно увеличилась торговая активность на бирже за счет роста количества участников, совершаемых сделок и объема реализуемого газа. Как раз о промежуточных итогах летних торгов на бирже ETS, а также о мерах по совершенствованию торгового процесса на бирже поговорим сегодня с членом управляющего комитета биржи ETS – Нуржаном Бегалиным.
– Нуржан Нурахметович, здравствуйте. Рады приветствовать Вас в студии. И ответьте на первый вопрос: что можно сказать о результатах торгов сжиженным нефтяным газом за прошедший неполный летний период?
– Если говорить в частности о результатах торгов за июль, то ценовые индексы и динамика показывают, что поддерживается тот уровень котировок, который наблюдается с мая, то есть средневзвешенные котировки в мае, июне и июле формируются в пределах 60-61 тысячи тенге, то есть наблюдается более или менее стабильная динамика.
В какой-то мере эта динамика превышает те значения, которые изначально были за предыдущие три месяца. В данном случае я имею в виду февраль-апрель. Предположение, с чем это связано: первый момент – это тот факт, что, например, реализуется уже 10% от плана поставок, в частности по июлю объем составил 6000 тонн. И второй момент – нужно немножко подождать. Предварительно одна из причин, почему котировки держатся чуть выше, чем наблюдались весной, – это наступление автомобильного сезона, на рынке СНГ такая сезонность наблюдается в виду того, что больше половины реализации сжиженного газа связано с его реализацией в качестве газомоторного топлива. Если говорить в разрезе региональных инструментов, какая наблюдается динамика, то на первых этапах торгового процесса можно было выделить три группы, в зависимости от того, какие ценовые параметры. Первая группа – это наиболее низкие цены, они были приближены к уровню регулируемой цены, вторая – это среднее значение цен и высокое. На сегодня фактически три группы превращаются в две группы. То есть у нас де-факто в рамках торговой активности практически уже нет котировок в рамках регулируемой цены. То есть нет торговли по заниженным ценам. Остались группы средних и высоких цен.
– Какие мероприятия, на Ваш взгляд, необходимы дополнительно для совершенствования электронного торгового процесса?
– Дело в том, что сама реализация данной реформы предполагала движения по двум направлениям. Первое – это поступательное постепенное увеличение доли реализации сжиженного нефтяного газа посредством электронных торгов. И второй момент: в связи с тем, что изначально региональные инструменты были созданы в разрезе каждого региона, то все равно предполагалось, что создание общего рынка – это конечная цель. Соответственно, дальнейшее объединение данных региональных площадок является одной из стратегических целей, параллельно в том числе и увеличение объема реализации.
Что касается увеличения доли реализации, то здесь все соответствует графику в рамках Закона "О газе и газоснабжении". То, что касается изменения региональных площадок, подразумевающего объединение, в данном случае определенной методологии не было. Было понимание, что объединение необходимо, но каким образом – понимания не было. Это было отдано на откуп поступательного дальнейшего решения.
– Какова роль управляющего комитета товарной биржи ETS в этом процессе?
– В данном случае мы предложили методологию – по каким принципам можно создавать условия для объединения. Более того, мы данную методологию подкрепили определенными расчетами. Если говорить о методологии и расчетах, которые мы сделали, то есть принципах, на которых, может быть, будет строиться дальнейшее объединение, первый момент: предположим, два региональных инструмента, подразумевающих две региональные площадки, – это чтобы они были географическими соседями. Второй момент – чтобы объем портфеля покупок, которые совершаются именно в рамках этих регионов, или поставок, в том числе и по регулируемой цене, именно себестоимость данной поставки в данные регионы должна была быть близка друг к другу. Следующий момент – чтобы уровень розничных цен тоже был достаточно адекватен в данных регионах. И четвертый момент – это чтобы структура поставщиков тоже желательно соответствовала. Дело в том, что каких-то календарных дат, когда должно быть завершено формирование общего рынка, не существует. И процесс формирования общего рынка будет зависеть от того, насколько объединяемые площадки будут к этому готовы.
– А есть какой-нибудь прогноз, исходя из данных, которые мы сегодня имеем, – большой прогресс в торговой активности, будет ли увеличиваться доля торгов посредством товарной биржи ETS в частности?
– У Министерства энергетики есть свой определенный план по тому, какой будет график изменения доли, но это решение больше непосредственно самого уполномоченного органа. Не хотелось бы за него озвучивать их цели.
– И в целом какие задачи ставит перед собой управляющий комитет биржи ETS в рамках реализации реформы? Вот Вы начали говорить, может быть, есть о чем продолжить.
– Управляющий комитет, который создавался в рамках правил торговли, которые являются неотъемлемой частью опять же Закона "О газе и газоснабжении", должен создавать условия, связанные с функциональной, а может быть, еще и операционной поддержкой более по существу. В чем заключается данная задача? Это, во-первых, аккумулирование компетенций, которые существуют в сферах, прямо или косвенно влияющих на данный рынок. Каким образом данные компетенции аккумулируются? Дело в том, что формируется, собирается информация о тех трендах, которые происходят на сегодня на рынке. Эта информация предоставляется в Минэнерго. В том числе к ней можно прилагать при необходимости также рекомендации, если данные тренды как-то выходят за пределы того основного тренда, который предполагался в рамках реформы.