/img/tv1.svg
RU KZ
На какие товары будет обязательна маркировка с 1 октября 2020 года

На какие товары будет обязательна маркировка с 1 октября 2020 года

Департамент государственных доходов по г. Нур-Султан дал пояснения

17:56 30 Июль 2020 8723

На какие товары будет обязательна маркировка с 1 октября 2020 года

Автор:

Саян Абаев

Решением совета Евразийской Экономической Комиссии от 18 ноября 2019 года перечень товаров, подлежащих маркировке средствами идентификации, был расширен и в него вошли следующие товары. Духи и туалетная вода, запрет на оборот немаркированных товаров вводится не ранее 1 октября 2020 года. Запрет на немаркированные фотокамеры (кроме кинокамер), фотовспышки и лампы-вспышки вводится не ранее 1 октября 2020 года, на оборот немаркированных шин и покрышек пневматических резиновых не ранее 1 декабря 2020 года, на отдельные позиции товаров легкой промышленности не ранее 1 января 2021 года.

Напомним, главами правительств стран ЕАЭС в целях обеспечения законного оборота товаров в рамках ЕАЭС, защиту прав потребителей и предупреждение действий, вводящих их в заблуждение, в Алматы в 2018 году было подписано Соглашение о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС.

В нашей стране соглашение было ратифицировано законом «О ратификации соглашения о маркировке товаров средствами идентификации в ЕАЭС». Внедрение маркировки товаров в РК регламентируется так же законом «О регулировании торговой деятельности», в котором определены компетенции отраслевых уполномоченных государственных органов, координирующего органа и Единого оператора в области маркировки и прослеживаемости товаров.

Постановлением правительства Единым оператором в области маркировки и прослеживаемости товаров определен АО «Казахтелеком».

Изначально положения Соглашения распространялись на маркировку товаров контрольными (идентификационными) знаками по товарной позиции "Предметы одежды, принадлежности к одежде и прочие изделия, из натурального меха".

В ДГД отмечают положительный опыт стран-членов ЕАЭС, Армении и Беларуси, которые у себя уже ранее ввели маркировку товаров. К примеру, в Армении с 2004 г. подлежат обязательной маркировке такие товары, как пиво, минеральные воды, молочные продукты, фруктовые и овощные соки, напитки, содержащие алкоголь с содержанием спирта до 9%, чай, кофе, масло, мясная и рыбная продукция, консервированные овощи, фрукты, грибы и орехи, уксус, косметическая продукция, мыло, витамины и лекарственные препараты. Обязательная маркировка товаров позволила вывести из «теневого» оборота порядка 15% отечественных и импортируемых в Армению товаров, которые включены в список обязательной маркировки.

В свою очередь Беларусь, с марта 2005 г. ввела маркировку специальными контрольными знаками такие товары, как моторные масла, растительное масло, икра осетровых, рыбные консервы, соки, питьевые воды, газированные и слабоалкогольные напитки, кофе, чай, обувь, мобильные телефоны, принтеры, вычислительные машины, мониторы, телевизоры, часы и другие товары. Причем маркируются не только импортные товары, но и отечественные.

Саян Абаев

Между странами ЕАЭС во взаимной торговле до сих пор существует 61 препятствие

Устранение только одного препятствия в свободном передвижении товаров в рамках ЕАЭС снижает транзакционные издержки бизнеса на $100 млн, подсчитали эксперты.

17 Сентябрь 2020 08:09 2827

Вопрос по устранению препятствий на внутреннем рынке ЕАЭС актуален до сих пор для стран – партнеров по союзу, считает Акимжан Арупов, директор Института мировой экономики и международных отношений.

«Согласно данным специально созданного интернет-портала функционирования внутренних рынков ЕАЭС, во взаимной торговле сейчас существует 61 препятствие (14 барьеров, 13 изъятий и 34 ограничения). Препятствий по государствам примерно одинаковое количество на каждое: Армения – 43 препятствия, Беларусь – 45, Казахстан – 46, Кыргызстан – 42, Россия – 45», – сообщил г-н Арупов.

Он напомнил, что в июле 2020 года на заседании коллегии ЕЭК министр по внутренним рынкам, информатизации, информационно-коммуникационным технологиям ЕЭК Гегам Варданян сообщил, что за 2018-2019 годы устранили только шесть препятствий.

«А устранение только одного препятствия снижает транзакционные издержки бизнеса на сумму порядка $100 млн. И, учитывая тот факт, что общее количество препятствий превышает 60, нам есть еще, над чем работать», – подчеркнул эксперт

Акимжан Арупов напомнил, что Казахстан в определенный период демонстрировал слабость в переговорных процессах, но в последнее время ситуация меняется. На помощь в вопросе устранения препятствий должны прийти цифровые инициативы и проекты ЕАЭС. В работе сейчас три основных проекта. Это экосистема цифровых транспортных коридоров ЕАЭС, унифицированная система поиска «Работа без границ» и Евразийская сеть промышленной кооперации и трансфера технологий.

«Однако на приземленном уровне складывается впечатление, что все это в большей степени отражает интересы российской стороны. Скептики говорят, мол, нужно ли вкладывать деньги на отслеживание и цифровизацию движения товаров, допустим, алкогольной продукции казахстанского производства, если ей трудно попасть на российский рынок?» – отметил г-н Арупов.

Свободному передвижению товаров в рамках ЕАЭС должно помочь введение на законодательном уровне такого понятия, как «товар ЕАЭС».

«Есть вероятность, что производители товаров из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана и России будут добавлять к маркировке «Сделано в ЕАЭС». Идут споры об инфраструктуре, законодательной и нормативной базе, уровне ценообразования для такого рода товара», – сказал эксперт.

Кстати, в Европейском союзе маркировка Made in EU была предложена Европейской комиссией еще в 2003 году, но не была принята, так как Германия и Франция выступили против. Однако в ЕС существует обязательная маркировка для тех видов продукции, которые должны соответствовать не только уровню качества, но и безопасности. В обязательную маркировку Made in EU, дополняемую индивидуальными обозначениями, входят товары таких сфер, как машиностроение, детские товары и игрушки, лифты и другие приборы для перевозки людей и т. д.

Кульпаш Конырова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Эксперты: «Бывшим постсоветским республикам нужны новые общие ценности»

Новое поколение граждан, живущих в бывших республиках Советского Союза, уже по-другому относится к общим ментальным ценностям своих родителей, считает Ирина Черных, профессор Казахстанско-Немецкого университета, сотрудник представительства Фонда им. Розы Люксембург в Центральной Азии.

15 Сентябрь 2020 08:36 3885

Фото: Серикжан Ковланбаев

По мнению эксперта, гуманитарное сотрудничество очень важно для сохранения связей между бывшими постсоветскими республиками, и в первую очередь для стран – партнеров по ЕАЭС.

«Гуманитарная составляющая – это основа для создания единого социального пространства для людей в рамках того же Евразийского экономического союза», – подчеркнула г-жа Черных. 

По ее мнению, сегодня осталась одна-единственная общая ценность – это победа в Великой Отечественной войне.

«Мы помним единое советское прошлое, но уже по-разному к нему относимся на уровне социумов стран – членов ЕАЭС. Даже незыблемость победы уже неоднозначно оценивается разными поколениями, живущими в странах ЕАЭС», – отметила собеседница.

Она привела в пример результаты исследований российского социолога Натальи Космарской, которые были проведены в Казахстане, Кыргызстане и России. Опрос студентов вузов трех стран на тему «Что для вас означает ВОВ, и как вы к ней относитесь?» показал, что молодежь испытывает прагматическое отношение к Великой Отечественной войне.

Результаты опроса таковы: не надо устраивать затратных помпезных мероприятий, война – это трагическое событие нашей истории, День Победы – это день памяти. Лучше отмечать его не помпезными и дорогостоящими мероприятиями, а в семьях, вспоминая погибших родственников и близких. Деньги, выделяемые на праздничные мероприятия, лучше потратить на оказание материальной помощи ветеранам войны.

«Нам важно создавать новые общие ценности сегодня», – считает г-жа Черных.

Ее мнение поддерживает Александр Губерт, старший преподаватель кафедры «Государственная и общественная политика и право», Алматы Менеджмент Университет (AlmaU).

«Рано или поздно уйдет поколение лидеров, которые создавали союз. Уйдет и наше поколение, которое поддерживает интеграцию ментально и культурно. Воспоминания умрут вместе с нами, а у нового поколения нет таких воспоминаний, оно ничем и никому не обязано, ни прошлому, ни каким-то другим связям. Уже сегодня необходимо думать о том, чтобы поддержка евразийского пространства, сотрудничества и интеграции продолжалась на гуманитарном уровне. Молодежи нужны новые стимулы», – резюмировал г-н Губерт.

Кульпаш Конырова


Подпишитесь на наш канал Telegram!