Из-за пандемии коронавируса бизнес оказался в новой экономической реальности. Но не все бизнесмены вынуждены ограничивать деятельность или закрывать дело. Для некоторых это прекрасная возможность заработать. На каких субъектах предпринимательства пандемия сказалась положительно, узнал корреспондент inbusiness.kz.
Геннадий Ким, онлайн-школа "Кухня’S"
Мы учим людей готовить в режиме онлайн. У нас обучается более 10 тыс. студентов из 15 стран мира. Большинство клиентов из СНГ: 60% – из Казахстана, 30% – из России и 10% – остальные страны.
На фоне пандемии наша выручка выросла на 30%. За это время увеличились все ключевые и качественные показатели: возросло количество посетителей на сайте, стоимость лида упала в два раза, что позволило дешевле привлекать клиентов и зарабатывать столько же. Бизнес был прибыльным и до пандемии. На тот период выручка была в районе 6 млн тенге в месяц, сейчас выросла до 8 млн тенге, и это не предел.
За период карантина у нас увеличилось количество учеников. Рост по количеству студентов на 20 апреля на 32% выше, чем по итогам марта. При этом в марте был рекордный результат за время работы школы. Апрель еще не закончился, возможно, он превзойдет март на 40-50% по прибыли. Прирост клиентов я объясняю тем, что у людей появилось больше свободного времени, которое хочется провести с пользой. К тому же еда – это неотъемлемая жизненная потребность любого человека.
Чтобы привлечь клиентов, на время пандемии мы стали упаковывать курсы под тематику антикризиса, запустили рекламные и скидочные акции. Например, на антикризисный курс сделали большую скидку. Пересобрали курс под максимально доступные продукты. Блюда составили из тех продуктов, которые многие закупили на время карантина, это рис, гречка, картошка, мясо.
В краткосрочной перспективе карантина мы выигрываем. Но если он затянется, то люди будут беднеть и начнут на всем экономить, кроме вещей первой необходимости. С другой стороны, я понимаю, что пандемия не может длиться вечно, и для нас это отличная возможность собирать выручку за счет количества людей, роняя при этом средний чек. Если карантин продлят до лета, то максимум то худшее, что с нами может быть в мае, – мы останемся на том же уровне, что в апреле. В лучшем – вырастем за счет скидочных акций и акцента на том, что время нахождения дома можно провести с пользой. После снятия карантина, безусловно, темп прироста людей замедлится, при этом наши показатели будут выше, чем до пандемии. За время карантина люди станут менее скептически относиться к переходу в онлайн.
Дмитрий Киреев, онлайн-школа семейной медицины
В сентябре мы с моим партнером запустили онлайн-школу семейной медицины. Проектом решили просвещать людей в доказательной медицине (медицина, основанная на доказательствах или свидетельствах), уходя от советской. Она практикуется в Европе и США. Так как критическая масса подписчиков в моем Instagram – это мамы с детьми, то начали проект с детей. Запустили курс и платные вебинары по узким темам. За время пандемии количество клиентов школы однозначно увеличилось. Мы привлекли людей тем, что сделали платные и бесплатные вебинары на актуальную тему. Если раньше на вебинары регистрировалось 200-300 человек, то в период пандемии их количество увеличилось до 800. Люди сейчас покупают маленькие и недорогие продукты. Поэтому мы не делаем большие курсы. Даже за интересный продукт многие будут не в состоянии заплатить.
На время карантина доход школы увеличился на 10-15%. К тому же в онлайн-обучении сложно уйти в минус. Тут задействовано минимальное количество людей, мы не входим ни с кем в партнерство, а на время привлекаем экспертов. Платим за платформу, кабинет обучения, SMS и e-mail-рассылку. Сложно уйти в минус, если команда небольшая. И у нас есть основная работа, как еще один источник дохода. Например, я практикующий семейный врач, даю консультации к широкому спектру направлений, а мой партнер работает в банке.
Игорь Ильинский, швейное производство
После того как в Алматы объявили карантин, мы приостановили производство нижнего белья и легкой спортивной одежды. Тогда решили, что нужно как-то выходить из ситуации, и стали шить маски из тех материалов, что остались. Заказов по основной деятельности у нас сейчас нет, так как границы закрыты и мы не можем получить ткань из Турции.
Мы не ушли в минус, но при этом и не получаем сверхприбыли. За счет пошива масок удается оставаться на плаву, покрывая кредиты, оплачивая налоги и аренду. В среднем за месяц к нам поступило около 15 заказов, в каждом из которых примерно по 300 масок. Около 70% клиентов, которым сейчас шьем маски, – наши постоянные заказчики. На масках указываем логотип их компании. Таким же образом поступаем сами, делая маленький логотип своей торговой марки. Это напоминает людям о том, что мы есть. Думаю, востребованность масок еще какое-то время продержится.
Планировать, когда мы сможем вернуться к основной деятельности, сложно, даже в не карантинное время. Так как мы работаем на опт, то зависим от заказчиков, а сейчас – и границ. Нам нужен материал. Пока будем исходить из того, что есть, приспосабливаться к новым условиям.
Мария Галушко