Об этом abctv.kz сообщила председатель попечительского совета фонда Жамала Мамерханова.
По ее информации, по состоянию на 1 июня 2017 года на счетах фонда находится 61 млн 412 тыс. 510, 38 тенге. Из поступивших пожертвований в сумме 203 млн 847 тыс. 144, 12 тенге на уставные цели израсходовано 142 млн. 434 тыс. 633, 74 тенге.
За счет этих средств продолжаются восстановительные и ремонтные работы.
Основными тратами фонда были следующие:
"Решением попечительского совета фонда принято решение об увеличении суммы материальной помощи пострадавшим. На модульной котельной, установленной взамен взорвавшейся в доме № 4, придется менять насосную группу и строить угольник. Так же в пострадавшем доме за счет фонда идет ремонт кровли – устанавливается скатная крыша. Еще две котельные, обслуживающие четыре дома, за счет средств фонда будут вынесены на улицу. В отношении общепоселковой котельной пока возникли некоторые трудности. Проектно-сметная документация на нее делалась под котлы павлодарского завода, а он сейчас находится на реабилитации. А закупать их за границей гораздо дороже. В итоге местным сообществом было принято решение эту документацию пересмотреть", – рассказала Жамала Мамерханова.
Тем временем пять должностных лиц предстанут перед судом за взрыв котла в поселке Шахан.
Потерпевшими по этому делу признаны 11 человек – родные девяти погибших и пострадавшие. Поскольку на ликвидацию последствий аварии были затрачены бюджетные средства (расходы на аварийно-спасательные работы из резерва ЧС акима Шахтинска составили 1,4 миллиона тенге), государству, по мнению следствия, был причинен ущерб. Чиновники, которых обвиняют по ст. 370, ч. 4, УК РК "Бездействие по службе, повлекшее тяжкие последствия", своей вины не признали.
Как сообщил помощник прокурора Карагандинской области по расследованию и руководству следственными группами Габиден Жиенбаев, расследование уголовного дела завершено и находится на стадии передачи в суд.
"По делу к уголовной ответственности привлечены пять должностных лиц: аким Шахана Мурат Жакупов, его заместитель по коммунальным вопросам Акетай Нажмиден, главный специалист по коммунальным вопросам Мария Жумабекова, а также исполняющий обязанности начальника отдела ЖКХ, пассажирского транспорта, автодорог и жилищной инспекции Шахтинска Алмас Омарханов и главный специалист жилищного сектора отдела ЖКХ Шахтинска Нуржан Маханбетов. В их отношении избрана мера пресечения под залог", – сказал Габиден Жиенбаев.
В ходе следствия подозреваемые своей вины не признали, однако, по мнению помощника прокурора, "материалами дела доказана их причастность к совершению уголовного правонарушения. Несмотря на грубые нарушения в эксплуатации отопительного котла, нарушения строительных норм и правил, должностные лица долгое время бездействовали. Не предпринималось никаких мер к устранению нарушений".
Напомним, в 1997 году жители 117 домов поселка Шахан – административной единицы города Шахтинска – остались без отопления в связи с закрытием центральной котельной. В 98 домах установили индивидуальные печи, а в 17 пятиэтажных домах – общедомовые автономные системы, причем в 14 домах котлы разместили в подвалах домов.
1 января 2017 года в результате взрыва котла в угловом подъезде дома № 4 третьего микрорайона были полностью разрушены пять расположенных над котельной трехкомнатных квартир. Погибли девять человек, трое из которых дети. Масштабы несчастья могли быть больше, но по счастливой случайности не взорвались газовые баллоны, установленные в каждой квартире: централизованного газоснабжения в доме тоже не было.
После этой трагедии глава правительства Бакытжан Сагинтаев поручил МВД совместно с госорганами и местными акиматами провести инспекцию всего котельного оборудования в многоквартирных жилых домах страны, на объектах образования и социальной сферы, а также разработать конкретные предложения по усилению контроля и надзора за техническим состоянием и эксплуатацией объектов теплоснабжения.
Данное ЧП в поселке Шахан произошло в результате масштабного системного сбоя в области жилищно-коммунального хозяйства страны, однако отвечать за него будут низовые чиновники. Более того, как пояснил помощник прокурора Габиден Жиенбаев, "амнистии не может быть, так как под действие закона они уже не подпадают".
Олег И. Гусев