13 октября глава государства утвердил перечень национальных проектов, один из которых – "Сильные регионы – драйвер развития страны" на 2021-2025 годы. Что он из себя представляет, как этот документ отразится на жизни казахстанцев, рассказал директор Центра региональных исследований АО "Институт экономических исследований" Кайсар Нигметов, передает inbusiness.kz.
– Кайсар Каиркенович, у нас очень много стратегических документов, госпрограмм, скажите, чем принципиально отличается этот нацпроект?
– Нацпроект объединил в себе направления, которые ранее были в 3 госпрограммах: по развитию регионов, жилищно-коммунальному развитию "Нұрлы жер" и инфраструктурного развития "Нұрлы жол".
В отличие от госпрограмм, формат нацпроектов более лаконичный, без вводного громоздкого анализа, с конкретными мероприятиями, которые в приоритетном порядке обеспечены бюджетным финансированием. Ожидаемые результаты будут измеряться показателями результатов по плану, графику нацпроекта.
Цель нацпроекта – это создание комфортной среды проживания граждан за счет обеспечения равного доступа к базовым услугам, улучшения жилищно-коммунальных условий и развития жилищного строительства, а также обеспечения транспортной связанности и повышения транспортно-транзитного потенциала страны.
Нацпроект предусматривает 2 направления – равный доступ к базовым услугам и обеспечение транспортной связанности.
– Что входит в базовые услуги? Какие важные проблемы решает нацпроект по первому направлению?
– Например, сегодня более 1 млн человек не имеют доступа к качественной питьевой воде, а именно порядка 770 тысяч человек в сельской местности и 280 тысяч человек в городах. В 53 городах требуются модернизация и строительство канализационно-очистных сооружений, при этом охват очисткой сточных вод составляет 70,5%.
Планируется, что к 2025 году будет достигнуто 100%-ное обеспечение питьевой водой городов и сел, а также полный охват очисткой сточных вод в городах.
Также в целях модернизации опорных и спутниковых сел, а их 3,5 тысячи, по проекту "Ауыл – Ел бесігі" будут проведены строительство, реконструкция, ремонт 12 тысяч км инженерных сетей (электро -, газо- и теплоснабжение), более 1,5 тысячи социальных объектов. Это школы, детсады, фельдшерско-акушерские пункты, объекты культуры и спорта.
За весь период реализации нацпроекта планируется ввести порядка 103 млн кв. м жилья.
235 тысяч земельных участков под индивидуальное жилищное строительство будут обеспечены соответствующей инженерно-коммуникационной инфраструктурой.
– Дороги являются важным элементом жизнедеятельности регионов. Будет ли выстроена система, при которой регионы станут друг другу ближе?
– Да, конечно. В нацпроекте предусмотрена отдельная задача по развитию внутренней транспортной сети – это дороги внутри областей, между населенными пунктами и областными, районными центрами и повышение связанности регионов между собой с выходом на внешние рынки.
За счет строительства и реконструкции 12 тысяч км автодорог будет завершена модернизация республиканской сети автодорог.
Доля автодорог местного значения в нормативном состоянии будет доведена до 95% за счет строительства и ремонта 27 тысяч км местных дорог.
Также в опорных селах, а их 1173, за счет строительства и реконструкции 100% внутрипоселковых дорог будут в хорошем и удовлетворительном состоянии.
Также планируется привести в соответствие национальному стандарту все объекты придорожного сервиса, с 1,8 тысячи до 2,3 тысячи единиц.
Что касается внешней связанности и развития транзитного потенциала, планируется увеличить в 5 раз пропускную способность сообщения Китай – Европа – Китай за счет строительства вторых путей и электрификации железнодорожной ветки Достык – Мойынты.
Также в целях увеличения пропускной способности станции Сарыагаш в 2 раза намечено строительство железнодорожной линии Дарбаза – Мактаарал. Это позволит сократить сроки транспортировки грузов в 1,5 раза.
В части развития инфраструктуры межрегиональной и внешней связанности планируется модернизация наземной инфраструктуры пяти аэропортов.
Все это позволит увеличить объем транзита с 23,5 млн до 30 млн тонн к 2025 году, контейнеров – с 876 тысяч до 1,6 млн в год.
– Какие ожидания в целом от проекта, как он отразится на жизни казахстанцев?
– Самым ощутимым эффектом для граждан от реализации нацпроекта "Сильные регионы – драйвер развития страны" будет повышение комфорта проживания. Это базовая транспортная, социальная и жилищная инфраструктура.
К 2025 году 236,7 тыс. семей улучшат свои жилищные условия за счет всех источников финансирования.
Нацпроектом ставится задача – обеспечить 100%-ный доступ к услугам водоснабжения в городах и селах.
В сельской местности эффект будет более ощутимым, так как на модернизацию всех видов инфраструктуры значительные инвестиции направляются в рамках проекта "Ауыл – Ел бесігі".
В городах в целом ситуация с инфраструктурой обстоит лучше, но при этом будут решаться наиболее острые вопросы: обустройство окраин крупных городов, реконструкция ливневой канализации, реновация "старых кварталов" и снос аварийного (ветхого) жилья (251 дом).
– Какое финансирование потребует реализация проекта?
– Объем финансирования нацпроекта на 2021-2025 годы – 7,5 трлн тенге. Из них республиканский бюджет – 4 трлн тенге, местный бюджет – 0,8 трлн тенге, внебюджетные средства – 2,7 трлн тенге (36%).
Айгуль Тулекбаева
Подписывайтесь на Telegram-канал Atameken Business и первыми получайте актуальную информацию!