Этот шедевр Петра Чайковского впечатляет силой эмоционального воздействия, художественными находками и разнообразием красок. Постановку ставят на многих сценах мира, и, что немаловажно, за основу всегда берут блистательную хореографию Петипа, без этого балета невозможно представить себе современный академический театр. Существует множество его версий. То, что смотрит наш зритель на сцене исторического и ведущего театра Казахстана - на сегодняшний день считается классическим образцом.
Заслуженный артист России, премьер Мариинского театра, приглашённый премьер Баварского театра г. Мюнхен Владимир Шкляров ответил на вопросы портала.
Владимир, вы впервые выступаете на нашей сцене. Каким был путь к ней?
Могу сказать честно, что политической подоплеки здесь нет. Просто стечение обстоятельств, появилась возможность вырваться. Обычно проблематично выезжать из-за репертуара, который в Мариинском театре планируется на две недели вперед. От этого страдают многие артисты. Но в данном случае все сложилось. По возвращению домой, 8 марта, на Мариинской сцене я станцую один из любимых спектаклей "Ромео и Джульетту". Это будет подарком маме на день рождения.
Очень рад, что оказался у вас. В Алматы уже весна. А в холодном Санкт-Петербурге до сих пор ноль. А ночью бывает и минус. Фраза "душа поет" про мое пребывание в вашем городе.
Сейчас идет война, разрываются контракты. Ваши творческие планы нарушены?
Артисты не должны лезть в политику. Искусство всегда сближало и стирало границы между людьми. Балет - искусство, которое делает добрее. Нужно быть сильнее обстоятельств.
Расскажите о роли принца Дезире? Насколько она близка вам?
Это одна из первых больших партий в Мариинском театре. С 19 лет я танцую принца под редакцией Габриэлы Трофимовны Комлевой, которая меня благословила перед отъездом в Казахстан. Мы увиделись на репетиции и поговорили. Я смог уточнить у Габриэлы Трофимовны, как она ставила спектакль у вас в Алматы. Отрадно, что в вашем театре идет постановка наших метров, которых становится, к сожалению, все меньше. Надо ценить возможность лично прикоснуться к их искусству и творчеству. Эту партию я готовил с Сергеем Михайловичем Бережным, который считается эталонным принцем, протанцевавшем с Ириной Александровной Колпаковой свои лучшие спектакли. Эта пара – пример для подражания. Годы идут, а мы смотрим, как танцевали они. Танцуем свои партии интересно и по-петербуржски стильно только благодаря записям мастеров.
Есть ли у вас любимые партии?
Из последнего я могу выделить "Медного всадника". Я очень рад, что мы восстановили спектакль на музыку Глиэра. У вас есть замечательное кафе, где мы вчера обедали. Там висит старинная афиша, в которой сказано, что на сцене театра Абая исполнялся отрывок из спектакля "Медный всадник", дуэт Евгения и Параши. Как тесен мир! Так приятно было это увидеть.
Еще "Ромео и Джульетта", "Лебединое озеро", "Щелкунчик"… Сложно выделить что-то одно. С возрастом становишься опытнее, лучше чувствуешь зависимость от партнеров на сцене. Когда возникает химия между танцорами, то спектакль попадает в категорию "топ", самых высоких и любимых. В этой связи могу из последних спектаклей выделить наш творческий союз с Наташей Осиповой. С ней мы танцевали в Лондоне, на сцене Royal Opera House, спектакль "Манон".
Сказка "Спящая красавица" может выступить мощным архетипом для коллективного бессознательного. Как бы вы прочли ее в современной ситуации?
В любом возрасте и в любое время нужно верить в сказку, в светлое будущее и добро. Нужно доверять людям. Если я скажу, что такого не бывает - я вас обману. Даже сегодня учитывая сложившуюся ситуацию могу сказать честно, что я оказался здесь абсолютно без денег. У меня не работают карточки, нельзя воспользоваться переводом. Нашлись люди, совершенно посторонние, которые сказали, что поделать - бывает такие ситуации. Что вы хотите? Давайте я вас угощу. Такие вещи меня трогают. С этим сталкиваешься не так часто. Обычно люди проходят мимо несправедливостей. А тут получилась сказка. Может быть, зрители, которые пришли сегодня, смогли забыть о новостях. Мы мало что можем изменить. Мы читаем и переживаем внутри. Моя цель делать хорошо то, что я умею. И меньше тратить нервы на то, что трудно определить, как правду, или неправду.
Ольга Власенко