Североказахстанские производители продуктов питания возмущены: местные торговые сети отдают предпочтение импортной продукции в ущерб местной. Со своей стороны сетевики объясняют такую ситуацию приемлемыми закупочными ценами на завозной товар и большими объемами, которые местные компании обеспечить не в состоянии, передает inbusiness.kz.
Торговые сети правят
Проблемный вопрос обсудили в Палате предпринимателей СКО. Участники встречи пояснили: местные производства в регионе, как правило, представлены небольшими компаниями. Их главный ориентир – качество. Вот только торговым сетям куда важнее количественные показатели, чего североказахстанские субъекты МСБ дать не в силах. Равно как и продавать свой продукт по минимальным ценам, учитывая, как из месяца в месяц возрастает себестоимость работ. Зато и объемы, и низкие закупочные цены дает импорт. Российский, в первую очередь. И так получается, что колбасы производства северного соседа в петропавловских супермаркетах часто найти проще, чем аналогичную продукцию с местной пропиской.
И дело не только в конкуренции. Такое положение дел губительно сказывается на производственниках. Их количество в регионе за последние годы стремительно падает.
"Рабочие места, налогообложение – это все идет из местного производства. А оно не нужно сетям. Поэтому реальный сектор нашей экономики погибает. За 5 последних лет больше половины североказахстанских переработчиков мяса обанкротились. Это 7 из 15 производств. Их место занял импорт из России. Катастрофическое сокращение собственного производства продуктов питания – это самая большая угроза для национальной безопасности страны", – посетовала директор производственного комплекса по переработке мясной продукции Светлана Меденникова.
Производители добавляют: торговые сети заключают договоры с поставщиками исключительно в свою пользу, а в итоге даже не могут обеспечить нормальную сохранность продукции. Это еще одна статья расходов для местного бизнеса, вынужденного нанимать дополнительный штат сотрудников, которые бы следили за тем, чтобы товары на полках не попортились из-за элементарного недосмотра со стороны администраций супермаркетов.
"Торговые сети сегодня реально правят экономикой Казахстана. Они взяли на себя функции и министерства труда, и минторговли и минэкономики, и минфина с госдоходами. Именно сети сегодня решают, кто будет жить и работать на этом рынке. Наши министерства не могут управлять, потому что у них нет рычагов влияния, они все в руках торговых сетей. Если ваш продукт не берут торговые сети, то ваше производство неизбежно умрет, потому что никому не будет нужно", – считает Светлана Меденникова.
Вдобавок к такому положению вещей местные производители жалуются и на несправедливость в плане проверок. Санэпидслужба к ним наведывается регулярно, тогда как качество импортной продукции, ввиду того, что ее производство находится за границей, проверять они не в состоянии.
Кто защитит местных производителей?
Представители бизнеса уверены, что нужны действенные меры, которые защищали бы местных производителей. Необходима и помощь государства, нацеленная на вовлечение торговых сетей в продвижение и популяризацию продуктов отечественного производства. Но пока балом правит импорт, что говорит не в пользу продовольственной безопасности страны.
"Еще весной было озвучено, что по итогам 2021 года закуплено импортного продовольствия на 4,9 млрд долларов. Эту гигантскую сумму мы отрываем от нашего внутреннего рынка производства продуктов питания и отдаем производителям других стран. Сегодня все мы столкнулись со скачком цен на продовольствие, вызванным внешними факторами. Это еще раз подтверждает, насколько важно помнить о своей продовольственной безопасности. Сегодня настало время поддерживать и развивать отечественное производство", – считает председатель Комитета АПК Палаты предпринимателелей СКО Евгений Золотарев.
Петр Акутионов