По итогам прошлого года общий экспорт казахстанской масложировой продукции увеличился на 48% по сравнению с 2022 годом, составив почти 870 тыс. тонн. Основными рынками сбыта для наших экспортеров на сегодня являются Китай, Средняя Азия и Европа, передает inbusiness.kz.
Именно на КНР приходится львиная доля нашей продукции. В 2023-м туда ушло растительных масел, а также шрота/жмыха на 177 млн долларов. За 5 месяцев текущего года также фиксируется рост – плюс 29% по сравнению с аналогичным периодом 2023 года, составив 90 млн долларов. Как рассказали нашей редакции в Национальной ассоциации переработчиков масличных культур, до конца 2024 года валютная выручка может достичь показателя в 200 млн долларов.
На следующем месте по закупкам казахстанской масложировой продукции идет Узбекистан. Его доля составляет 32%, а показатель за 2023 год – 164 млн долларов. Замыкает тройку импортеров Таджикистан – 82 млн долларов, или 16%.
"Осваиваются также связи с Европой. В 2023 году туда было поставлено нашей продукции на 47 млн долларов, или 9% от общего объема торговли. Основные поставки осуществлялись в Латвию, Швецию, Италию, Данию, Германию", – отметил председатель правления ассоциации Ядыкар Ибрагимов.
За 5 месяцев 2024 года общий объем экспортированной казахстанской масложировой продукции составил 456 тыс. тонн, что на 39% выше показателей аналогичного периода 2023 года. Годовой итог, считают в отраслевой организации, может и вовсе составить 1 млн тонн, а это рекорд для Казахстана.
В то же время достижение подобных показателей не видится беспроблемным. Есть некоторые долгоиграющие вопросы, требующие пристального внимания.
"Так, например, Главное таможенное управление КНР периодически блокирует ввоз партий рапсового масла под предлогом обнаружения в нем линий ГМО. Данная ситуация происходит несмотря на то, что Китай является крупнейшим импортером ГМ-растениеводческой продукции из Бразилии, США, Аргентины, Канады и других стран, где разрешена культивация ГМ-растений. Этот барьер негативно влияет на торговлю рапсовым маслом, а также служит причиной сдерживания развития переработки семян рапса в Казахстане, освоения экспортного потенциала и, как следствие, отражается на заинтересованности аграриев в выращивании данной культуры", – подчеркнул Ядыкар Ибрагимов.
Об этой беде казахстанские уполномоченные органы в курсе. Проблема даже отображена в Комплексном плане мероприятий по развитию переработки сельхозпродукции и пищевой промышленности на 2024-2028 годы. В документе сроки устранения барьера обозначены в пределах 2025 года, однако, считают переработчики, решение вопроса требует ускорения.
Дело в том, что сейчас у Казахстана есть все шансы усилить свой экспортный потенциал, выступив в том числе в роли хаба, импортируя российский рапс, перерабатывая на внутреннем рынке и поставляя готовый продукт в КНР. Выгодное географическое положение у Казахстана есть, но пользоваться им на полную не мешают как раз подобные моменты, сетуют отраслевики.
Изображение Natthapat Aphichayananthanakul с сайта Pixabay
Читайте по теме:
Подсолнечное масло из Казахстана постепенно вытесняет российское на рынке ЦА