Граждане махнули рукой, с тоской наблюдая, как тают их пенсионные накопления.
Идея инвестирования денег Единого накопительного пенсионного фонда в экономику, судя по комментариям в социальных сетях, вызвала негативную реакцию у людей. Неудивительно. После последних событий с тенге индекс доверия граждан к нашим монетарным властям не просто упал, он ушел в минус. На таком фоне заявлять, что мы, мол, хотим ваши пенсионные денежки пустить на покрытие дефицита бюджета, поддержку инфраструктурных проектов и банковского сектора – это как дергать спящего тигра за усы. Меня поражает способность наших чиновников создавать проблемы там, где их не должно быть априори. Ведь выделяются огромные средства на государственную информационную политику, работают целые службы для работы со СМИ, реализуются проекты для улучшения финансовой грамотности населения, но за всю эту армию отдуваются несколько человек в социальных сетях.
Господин Келимбетов, акцентируя в парламенте внимание на вопросе дальнейшей судьбы пенсионных накоплений, по моему мнению, сделал это напрасно. Многие восприняли это как угрожающее новшество, навязанное председателем Национального банка. На самом деле ничего нового в этом нет.
Обратимся к статистике. Большая часть пенсионных средств находится внутри страны и распределяется следующим образом: 43,58% – это государственные ценные бумаги (ГЦБ), 38,33% – облигации казахстанских корпоративных эмитентов, 7,24% – размещены на депозитах коммерческих банков. Средняя доходность – 9,08%. По состоянию на октябрь 2015 года накопления на пенсию наших граждан составляют в совокупности 5 триллионов 357 миллиардов тенге. Все эти деньги не лежат мертвым грузом в ЕНПФ, а уже давно находятся в экономическом обороте. Просто с приходом кризиса и появлением дыры в доходной части бюджета будет увеличена доля инвестированных средств ЕНПФ в ГЦБ, и портфель государственных облигаций составит привычные 50% с хвостиком.
Кстати ГЦБ – это самый надежный способ инвестирования. Есть, конечно, претензии по доходности, но спокойствие того стоит. Схема покупки облигаций казахстанских компаний и банков пока неизвестна. Но и это стандартный механизм, который применялся и будет применяться в дальнейшем, если система останется накопительной.
Проще говоря, ничего революционного не происходит, просто подано это было не так и не в то время. В существующих условиях внедрить что-то эдакое, инновационное и доходное в этой сфере точно не получится. Вывод: говорить надо проще и доступнее. А пресс-службы пусть мониторят настроения граждан и не молчат.
Чем обернулась для Казахстана пенсионная модернизация? Несмотря на то, что модернизацию накопительной пенсионной системы провели быстро и надрывно, получилось, как у легендарного господина Черномырдина – «как всегда…». Система принесла гарантированную прибыль только частным пенсионным фондам, а государство и граждане понесли реальные потери.
Накопительная пенсионная система, в свое время внедренная с оглядкой на рекомендации Всемирного банка и Международного валютного фонда, жизнеспособна только там, где есть нормальная заработная плата и трудится большая часть экономически активного населения. Среднестатистическая заработная плата в 124 тысячи тенге все равно не позволяет отчислять пенсионные взносы, достаточные для достойной пенсии. Если же взять статистику по отраслям и в разрезе регионов, то ситуация и вовсе удручающая. На сегодня средняя зарплата в сельском, рыбном и лесном хозяйстве – 70 тысяч тенге, в образовании – 85 тысяч, в медицине и социальной сфере – 95 тысяч тенге. Впечатляет?
В соответствии с одобренным на заседании правительства прогнозом социально-экономического развития Республики Казахстан на 2014-2018 годы предусмотрен дальнейший рост среднемесячной номинальной заработной платы. Если в 2014 году она составляла – 115 936 тенге, в 2015-м – 124 052 тенге, то в 2016 году планируется довести ее до 132 736 тенге, в 2017-м – до 142 028 тенге, в 2018 – до 151 970 тенге.
Видно, что в показатели правительство укладывается, но легче от этого не становится. Если в 2014 году номинальная заработная плата составляла 638 долларов, то показатель этого года – 534 доллара по среднему курсу 232 тенге за доллар. Дальше – больше: в 2016 году эта цифра будет 440 долларов.
Налицо снижение реальных доходов населения. А в это время большая часть цен на товары повседневного спроса, лекарства, отдых, часть продуктов питания дорожают, так как жестко привязаны к доллару. Зарплаты в частном секторе не индексируются и уходят в «тень». Работников заставляют оформляться индивидуальными предпринимателями на основе упрощенной декларации или патента, те платят себе минимальную зарплату и 3% с доходов. Вот такая вот оптимизация. В таких условиях накопить себе на достойную пенсию практически невозможно.
Всем понятно, что повысить возраст выхода женщин на пенсию вынуждены были не для того, чтобы они накопили на пенсию, а чтобы уменьшить срок пребывания на пенсии. Иными словами, государство косвенно признает, что с нашими зарплатами нельзя накопить на пенсию. Из общего количества занятого населения, а это 8,4 млн человек, только 67,7% граждан участвуют в накопительной системе. Значит, почти 2,7 миллиона человек вообще ничего не откладывают на старость.
Несмотря на бурный экономический рост «тучных лет», адекватного роста зарплат не было. Да, где-то они поднялись, но не у широких масс населения. Сейчас же, когда экономический рост опасно затормозился и государство вынуждено урезать бюджет, стало окончательно ясно, что никакого существенного роста доходов населения не будет. Таким образом, фундаментальная социально-экономическая проблема – низкий уровень оплаты труда наших граждан – не решена, и в ближайшее время не решится. Поэтому говорить об улучшении ситуации в пенсионной сфере тоже бессмысленно.
Отдельным больным вопросом, который еще стоит поднять перед правительством и Национальным банком, стало влияние плавающего курса на наши пенсионные накопления. После всех этих «валютных ралли» вкладчики накопительной пенсионной системы потеряли почти 50% накоплений. О мерах компенсации никто не вспоминает. Да и граждане, похоже, махнули рукой, наблюдая с тоской, как тают их пенсионные накопления.
Из всего вышеуказанного следует, что Казахстану требуется серьезная реформа в системе оплаты труда в сторону увеличения минимальной заработной платы – с мизерных 21 364 тенге до 60% от средней заработной платы по республике. Возможно ли такое сейчас? Сильно сомневаюсь. Значит, в существующих условиях давно агонизирующая накопительная часть пенсионной системы уже совсем не подходит Казахстану, и нужен переход на солидарную пенсионную систему с элементами добровольного накопления. Так будет честнее.