DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 286,33 Brent 36,55
Нацбанк РК выявил нарушения в действиях страховых организаций

Нацбанк РК выявил нарушения в действиях страховых организаций

В IV квартале прошлого года по итогам рассмотрения обращений потребителей финансовых услуг к компаниям было применено восемь санкций и ограниченных мер воздействия.

11 Январь 2019 13:40 2889

Нацбанк РК выявил нарушения в действиях страховых организаций

Автор:

Фото: Максим Морозов

«Национальным банком Республики Казахстан по итогам IV квартала 2018 года по обращениям и жалобам физических и юридических лиц относительно деятельности страховых организаций в результате проведённых документальных проверок проведён мониторинг и анализ допущенных в указанный период нарушений прав и законных интересов потребителей финансовых услуг», – сообщили abctv.kz в пресс-службе регулятора.

В IV квартале 2018 года в отношении страховых организаций регулятором было применено восемь санкций и ограниченных мер воздействия, в том числе: четыре санкции в виде наложения и взыскания административных штрафов, четыре ограниченных меры воздействия в виде письменных предписаний.

В Нацбанке уточнили, что письменные предписания вынесены следующим страховым организациям: «АО «СК «НОМАД Иншуранс», АО «Дочерняя страховая компания Народного банка Казахстана «Халык-Казахинстрах», АО «Страховая компания «Евразия», АО «СК Kompetenz».

Кроме того, в рамках административного производства за неосуществление страховой выплаты были наложены административные штрафы. Среди оштрафованных страховых организаций оказались АО «СК Kompetenz» – 408850 тенге, АО «СК «ТрансОйл» – 240500 тенге, АО «Страховая компания «Евразия» – 240500 тенге.

В Нацбанке пояснили, что указанными страховыми организациями допущены нарушения, связанные с несоблюдением срока: осуществления отказа в страховой выплате и составления акта осмотра транспортного средства, уведомления заявителя о недостаточности документов для осуществления страховой выплаты, определения вреда, причинённого транспортному средству.

«Для обзора и самостоятельного определения потребителями финансовых услуг эффективности и качества услуг той или иной страховой организации Национальный банк размещает информацию о принятых к страховым организациям мерах на своём официальном интернет-ресурсе.

Актуальные вопросы обращений и жалоб за данный период связаны с обязательным страхованием гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств, аннуитетным страхованием, добровольными видами страхования автомобильного транспорта, залогового имущества, жизни, накопительного страхования жизни», – отмечается в распространённом пресс-релизе.

Также регулятор в целях повышения финансовой грамотности и недопущения нарушений законных прав и интересов как существующих, так и потенциальных клиентов страховых организаций проинформировал о следующем:

«Подписанный сторонами договор по добровольному виду страхования считается заключённым по взаимному согласию сторон. В этой связи при выборе страховой организации следует обращать внимание не только на принятые в отношении страховой организации ограниченные меры воздействия и санкции, но и на её финансовое положение (рейтинги надёжности, финансовая устойчивость, тарифы и осуществлённые страховые выплаты) и условия договоров страхования, в особенности на следующее: размеры страховых премий; размеры страховых сумм; франшизы; перечень страховых случаев; основания освобождения страховой организации от осуществления страховой выплаты; исключения из страховых случаев; «территория страхования» – территория (город Казахстана), на которую распространяется договор страхования; сроки и порядок уведомления страховой организации о наступлении страхового события; перечень документов, которые требуются страховой организацией для рассмотрения вопроса об осуществлении страховой выплаты; условия расторжения договора, в том числе досрочного».

Также в НБРК отметили, что согласно пункту 3 статьи 22 Закона Республики Казахстан «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» (далее – закон) выгодоприобретатель, имуществу которого причинён вред, обязан сохранять данное имущество в таком состоянии, в каком оно находилось после транспортного происшествия, до подачи им или страхователем (застрахованным) заявления об определении размера вреда страховщику, а также в течение десяти рабочих дней со дня подачи указанного заявления предоставить возможность страховщику произвести осмотр повреждённого имущества.

«Нарушение указанных требований, согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 29 Закона, является основанием для освобождения страховщика от осуществления страховой выплаты», – резюмировали в Нацбанке.

В заключение в пресс-службе регулятора обратили внимание потребителей финансовых услуг на то, что в случае нарушения их прав они вправе обратиться:

– в Национальный банк Республики Казахстан: письменно по адресу: 050000, г. Алматы, ул. Айтеке би, 67, e-mail: info@kzp.nationalbank.kz; в общественную приёмную Национального банка Республики Казахстан за получением правовой помощи по адресу: г. Алматы, ул. Айтеке би, 67, телефоны для справок: 7 (727) 261-92-13, 7 (727) 278-81-04 (вн. 5573); в раздел «Защита прав потребителей финансовых услуг» мобильного приложения «НБК Online», являющегося своего рода мобильной версией общественной приёмной Национального банка (мобильное приложение «НБК Online» доступно для скачивания на государственном и русском языках в магазинах AppStore и PlayMarket); 

– в филиалы Национального банка Республики Казахстан (по адресам, указанным на сайте Национального банка Республики Казахстан, в разделе «Защита прав потребителей финансовых услуг»);

– к страховому омбудсмену, независимому в своей деятельности физическому лицу, осуществляющему на безвозмездной основе урегулирование взаимоотношений между страхователями (выгодоприобретателями) и страховщиками, возникающих из договоров обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств.

Реквизиты страхового омбудсмена: 050042, Республика Казахстан, г. Алматы, ул. Рыскулбекова, 28/7, второй этаж (в здании АО ФГСВ), e-mail: office@omb.kz, веб-сайт www.insurance-ombudsman.kz, тел./факс: +7 (727) 382-41-74, +7-708-151-5235.

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Страховой бонус от карантина

Как режим самоизоляции отразился на бизнесе страховых компаний?

10 Май 2020 10:10 2592

Страховой бонус от карантина

Фото: ТАСС

Введение режима ЧП привело к тому, что с 15 марта в двух крупнейших городах Казахстана – Алматы и Нур-Султане – был внедрен повсеместный карантинный режим полной самоизоляции. Индекс самоизоляции, по данным геосервиса «Яндекс.Карты» и ИС «Сергек», превысил четыре пункта из пяти возможных. В результате улицы городов опустели, что привело к значительному сокращению числа ДТП.

По данным Генеральной прокуратуры, в марте в городах Нур-Султане и Алматы было зарегистрировано всего 165 фактов ДТП. Это на 52% меньше, чем в феврале текущего года. С учетом того, что ограничение на передвижение вступило в силу в середине марта, можно резонно предположить, что непосредственно в период карантина снижение ДТП носило более глубокий характер.

Более того, в органах внутренних дел фиксируются лишь ДТП, в которых есть пострадавшие. Так, по статистике МВД, число ДТП в 2019 году составило 16,6 тыс, что на порядок меньше числа урегулированных страховых случаев (почти 75 тыс). Другими словами, реальное число ДТП может быть в четыре-пять раз выше регистрируемых в правовой статистике Генпрокуратуры. Не исключено, что по ДТП без пострадавших в марте вероятно и наблюдался существенный спад. Следует сказать и о совсем мелких ДТП, по которым участники в силу незначительности ущерба решают на месте без обращения к страховым компаниям, и учет которых не ведется вовсе. Их число, весьма вероятно, в виду отсутствия транспортного движения, также упало.

В 2019 году страховые премии и выплаты по ГПО владельцев транспортных средств, по данным Нацбанка, составили 76,72 млрд и 29,68 млрд тенге соответственно. При этом на долю Нур-Султана и Алматы пришлось 32% всех премий (21,2 млрд тенге) и 40% выплат (11,9 млрд тенге). Для сравнения: за январь-март 2019 года на эти города пришлось 26% всех ДТП по стране.

Невооруженным глазом видно, что доходность по основному виду страхования в двух крупнейших городах страны для страховщиков не большая в сравнении с остальными регионами. Однако в условиях карантина страховые компании могли в разы снизить свои издержки, что позитивно сказалось бы на финансовых результатах.

Начиная с апреля режим карантина был распространен повсеместно по всей стране, что могло заметно отразиться на дорожной безопасности в целом и случаях ДТП в частности. А последнее, к слову, напрямую влияет на показатели страховщиков. В целом по стране число ДТП в I квартале 2020 года снизилось почти на 4% к показателю годичной давности, до 2740.

Однако, несмотря на внешне радужные перспективы, inbusiness.kz решил выяснить, как ситуация выглядит на самом деле внутри страховой отрасли.

Как рассказал управляющий директор ОЮЛ «Ассоциация финансистов Казахстана» Ерлан Бурабаев в период карантина объем заключенных договоров страхования по ГПО ВТС снизился.

«Так, если с января по 27 апреля прошлого года, по данным Государственного кредитного бюро, было заключено 1,529 млн договоров, то в аналогичном периоде текущего года – всего 1,316 млн договоров. Причем основное падение произошло в апреле, и сразу в два раза. Если в апреле 2019 года было заключено 447 тыс. договоров, то в апреле текущего года предварительные цифры показывают 222 тыс. договоров», – рассказал Ерлан Бурабаев.

По данным основателя Datalab Group Азамата Керимбаева, опрос среди представителей страховых компаний показал, что в апреле лишь 19% компаний сохранили свои объемы продаж (сбор страховых премий).

«40% респондентов ответили, что объем продаж упал более чем на 60%. У 1/5 страховщиков продажи сократились от 40% до 60%. Всего в опросе участвовало 108 представителей страховых компаний. При этом в марте 2020 года страховщики показали хорошие результаты. Так, за I квартал 2020 года компании по общему страхованию собрали 112 млрд тенге, что на 25,8 млрд тенге больше сборов за аналогичный период прошлого года, т. е. прирост составил 30%», – отметил Азамат Керимбаев.

По оценкам компании, сборы страховых премий по обязательному автострахованию в апреле 2020 года сократились на 24% (все регионы). В Алматы и Нур-Султане объем привлекаемых премий сократился на 33%. Если говорить о физических лицах, то объем премий, полученных от физических лиц, в апреле сократился на 45% по сравнению со средними продажами в обычное время».

Подробнее о причинах падения, роли двух столиц в экономике страховщиков, а также о том, как карантин повлияет на финансовые результаты страховых компаний читайте в спецпроекте «Бизнес vs коронавирус».

Султан Биманов

Базовая ставка не изменилась – 9,25%

Нацбанк не исключил смягчения денежно-кредитных условий в будущем.

03 Февраль 2020 15:16 5201

Базовая ставка не изменилась – 9,25%

Фото: Максим Морозов

Национальный банк Республики Казахстан принял решение сохранить базовую ставку на уровне 9,25% годовых и процентный коридор +/- 1 п.п.

В сообщении регулятора говорится о том, что инфляция осталась в пределах целевого коридора 4-6%, в январе этого года составила 5,6% в годовом выражении. Рост цен на продовольственные товары составил 9,2%, непродовольственные товары – 5,2%, платные услуги – 1,4%. Инфляционные ожидания населения остаются умеренными. В декабре 2019 года они замедлились до 5,6% по сравнению с 5,8% в ноябре.

Нацбанк считает, что в краткосрочном горизонте будут наблюдаться проинфляционные риски – на фоне влияния повышения акцизов на реализацию бензина и подорожания регулируемых услуг. До конца этого года и в среднесрочной перспективе ожидается постепенное ослабление инфляционных процессов и замедление годовой инфляции до уровня середины целевого коридора 4-6% и ниже до конца 2020 года.

Годовая инфляция в России составила 3%, странах ЕС – 1,6%, что ограничивает рост цен на импортируемые товары.

По мнению регулятора, потребительский и инвестиционный спрос способствует повышению экономической активности. Рост реальных денежных доходов населения в январе – ноябре 2019 года составил 5,8% в годовом выражении, бюджетные расходы на социальную поддержку увеличились на 26,0% в 2019 году, потребительское кредитование выросло на 26,9% за 2019 год. Расширение инвестиций за 2019 год составило 8,5%. По итогам 2019 года краткосрочный экономический индикатор вырос на 5,0% в годовом выражении.

Незадолго до объявления решения по базовой ставке аналитики высказали в беседе с inbusiness.kz мнение, что сейчас оснований к ее изменению нет. Напомним, 9,25% – такой уровень регулятор установил в сентябре прошлого года, подняв тогда ставку с 9,00%, и сохранил в октябре и декабре.

«Думаю, ставку оставят без изменений. На международной арене сейчас напряженно из-за вспышки китайского коронавируса. Падают индексы, нефть, рубль и юань. Китай (фондовый рынок. – Ред.) открывается в понедельник, и падение начнется, скорее всего, и там. Поэтому для снижения базовой ставки в настоящее время особых оснований нет. Но и для ее повышения поводов пока тоже не наблюдается», – прокомментировал эксперт международной брокерской группы TICKMILL Арман Бейсембаев.

«Рыночных предпосылок для снижения базовой ставки в настоящее время нет. Инфляция «топчется» у верхней границы таргетированного коридора (коридор на конец 2019 года – 4-6%, в январе в годовом выражении инфляция составила 5,6%. – Ред.). Скорее всего, ставку оставят без изменения, учитывая то, что с инфляцией регулятор обещал справиться», – поделился мнением аналитик международной инвестиционной компании EXANTE в Казахстане Андрей Чеботарёв.

Ранее в беседе с журналистами руководитель управления макроэкономического анализа «ВТБ Капитал» Петр Гришин предположил, что в этом году Нацбанк снизит базовую ставку на 100 процентных пунктов – с 9,25% до 8,25% в течение года. По мнению российского аналитика, снижение может происходить поэтапно, в четыре захода, на каждом втором заседании комитета.

Отметим, что в этом году, так же, как и в прошлом, Нацбанк планирует объявлять решение по базовой ставке восемь раз. Очередное заседание Технического комитета по денежно-кредитной политике назначено на март (само решение объявят 16 марта), далее – на апрель, июнь, июль, сентябрь, октябрь, декабрь.

«Дальнейшие решения по базовой ставке будут приниматься с учетом соответствия сложившейся и прогнозной динамики инфляции ее целевым ориентирам, а также баланса внутренних и внешних рисков. При развитии ситуации в соответствии с ожиданиями Национального банка, а также при принятии мер правительством и местными исполнительными органами по повышению конкуренции на продовольственных рынках и проведению оптимальной тарифной политики возможно смягчение денежно-кредитных условий», – говорится в сообщении Нацбанка, распространенном в понедельник, 3 февраля.

Елена Тумашова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: