Политика финрегулятора такова, что ни о какой дедолларизации пока и речи быть не может.
Под дедолларизацией нужно понимать не запрет доллара или его изъятие, а изменение отношения к этой инвалюте со стороны самих казахстанцев. К примеру, когда мы спрашиваем о стоимости квартиры, нам называют цену в долларах. Или вот у акима спрашивают: «Когда себестоимость строительства будет оцениваться в 600 долларов за квадрат?». И он отвечает: «Скоро снизится до 500 долларов». Нонсенс, когда государственный человек называет цену не в национальной, а в иностранной валюте.
Это яркий пример той самой долларизации, которой болеет наше общество. Курс поднялся, тенге девальвирован, и все сразу начинают ждать подъема цен. Вот, 20 сентября аренда квартиры стоила 300 тысяч тенге, а 21 сентября курс подскочил, и теперь владелец говорит своим арендаторам, что теперь надо платить 400 тысяч. Почему? Потому что сумму аренды хозяин рассчитывает в долларах. Это странно, ведь со вчерашнего дня ничего не поменялось, квартира, как стояла в Алматы, так и стоит. А причем здесь цифры на табло обменников?
Нужно четко понимать: чтобы говорить о дедолларизации, надо сначала научиться самим все измерять в тенге. Вот, к примеру, вы приходите на базар за помидорами, и точно знаете, что они стоят 50 тенге. Но продавец-узбек предлагает вам их за 60 тенге, потому что узбекский сом подскочил. Вы не станете у него покупать, вы приобретете эти же помидоры в другом месте по 50 тенге. И это нормальная реакция. Почему же тогда мы безропотно соглашаемся с подорожанием аренды квартиры, как только подскочит доллар?
Да, у нас есть импорт, и цены на него будут повышаться. Но это должно быть обоснованным. А получается наоборот: человек обосновывает, почему он не повышает цену. Это извращение.
Дедолларизация, однозначно, нужна. Но я ответственно заявляю, что именно политика Национального банка в последние два года стимулирует долларизацию, то есть вот это издевательство над курсом тенге. Нацбанк неадекватностью своего поведения создал неадекватность тенге. И люди предпочитают доллар, а не тенге. Не потому что они не любят нацвалюту, а потому что хотят стабильности. Я, к примеру, горячий сторонник национальной валюты, но при этом я разумный человек, и не хочу зависеть от выкрутасов Нацбанка. Да, я люблю тенге, но пока им управляют таким образом, не буду хранить сбережения в нацвалюте.
Если посмотреть статистику, то долларизация экономики произошла после нелогичной девальвации 2014 года. Вот девальвация 2009 года, на мой взгляд, была обоснованной: у нас лопнул «пузырь» на рынке недвижимости, произошел глобальный кризис, «БТАБанк» оказался на грани банкротства. Все видели и понимали, что другого выхода нет. И Нацбанк при этом дал людям возможность конвертировать свои вклады. За три месяца произошел бешеный скачок валютных депозитов, но уже через месяц после проведения девальвации доля валютных депозитов начала падать. В этом случае девальвация была проведена правильно.
Что же произошло в 2014 году? Люди совершенно не ожидали девальвации. Она стала для них шоковой. А шоковая девальвация – это инструмент, который, говоря условно, применяется один раз в 100 лет, и потом в трех поколениях об этом помнят. Она применяется, когда страна стоит у края. Это как ампутация ноги при гангрене.
Возможно, все было бы хорошо, и страна бы жила при новом курсе. Можно было бы ослаблять курс или еще год держать на этом уровне. Я бы дальше писал, что курс должен быть 175, и должно произойти ослабление тенге. Но тут ни с того, ни с сего курс становится 185. Никто не понимает, с чего вдруг?
После этого народ решил, что гораздо спокойнее держать деньги в долларах. Нормальная эффективная валютная политика никогда не приводит к такому резкому шагу. Вся страна уже понимала на бытовом уровне, что халява вечной не бывает. Не бывает так, что машина стоит 100 тысяч, а я еду и покупаю ее за 50 тысяч. Один лишь Нацбанк всех убеждал, что все будет хорошо, и рай на земле будет вечным. И чем больше обещал регулятор, тем больше народ убеждался, что с тенге что-то не в порядке, и держать деньги в нацвалюте невыгодно.
Поэтому долларизацию, которая существует в стране, в сознании людей, создал сам Нацбанк своими непродуманными действиями. И поменять отношение людей к тенге теперь будет гораздо сложнее.