Сегодня в зале шымкентского уголовного суда началось выездное рассмотрение апелляционной жалобы осужденных военнослужащих по делу о взрывах в войсковой части Тараза, в результате которых погибли 18 человек. Сделать заседание выездным, не в Астане, а в Шымкенте, было решено из-за большого количества свидетелей, подсудимых, других участников процесса и сложностей с организацией онлайн-подключения всех заинтересованных сторон, передает корреспондент inbusiness.kz.
Напомним, в октябре в суде Южного военного округа по этому делу приговорили к 9 годам каждого двух солдат – Асета Аширбая и Ерболата Туранова. Их признали виновными в том, что они закинули промасленную подожженную тряпку на склад с боеприпасами, что вызвало пожар, череду взрывов, смерти людей и крупный материальный ущерб (статья 459 "Умышленное уничтожение военного имущества" и статья 202 УК РК "Умышленный поджог"). В уголовном деле, которое заняло 800 томов, фигурирует цифра материального ущерба: более 25 млрд тенге. По словам отца одного из осужденных, Ерболата Туранова, чтобы выплатить такой ущерб, нужно три жизни прожить.
"Мы своих детей отправили родине служить. Я хочу, чтобы была справедливая апелляция, чтобы оправдали солдат. Они на это надеются, и мы надеемся, и народ надеется, который нас поддерживает. Меня ни разу к сыну не пустили за это время, я ни разу его не видел. Я думаю, тут никто не поможет, я считаю, что поможет только международный суд, потому что тут что-то нереальное происходит – повесить все на двух солдат. Он рядовой, даже не офицер, все возмущаются, что просто рядовые солдаты одни понесли наказание. И этот ущерб в 25 млрд повесили на двух молодых ребят, если так посчитать, это 5 млн долларов, мы даже если все продадим, то не найдем такую сумму. Чтобы сыну это отработать, нужно три жизни прожить", – возмущается отец осужденного Ерболата Туранова, Ержан Муратов.
Трагедия в Байзакском районе Жамбылской области произошла 26 августа 2021 года. На складе войсковой части 28349 начался пожар, а затем последовала серия взрывов. Огонь не могли потушить несколько дней.
На складах хранились инженерные боеприпасы – заряды, фугасы, противопехотные и противотанковые мины, тротил и другие взрывчатые вещества.
ЧП унесло жизни 18 человек, среди них военнослужащие этой же части, прибывшие тушить огонь пожарные ДЧС и даже военный прокурор Южного региона Арман Капезов. 83 человека были ранены, 270 признаны потерпевшими по уголовному делу.
А останки пожарного Бауыржана Даутбаева нашли только почти через полтора года после трагедии – 1 декабря 2022 года.
Адвокаты осужденных солдат уверены, реальных виновников искать не стали.
"По делу очень много доказательств, отрицающих обвинительный акт. Мы в суде первой инстанции методом следственного эксперимента доказали, что те действия, которые инкриминируют моим подзащитным Туранову и Аширбаю, они не имели место быть. Все, что указано – взял тряпку, намочил в солярке, достал где-то спички, поджег и кинул туда тряпку, которая вызвала взрыв, – мы доказали, что все это было сделать им невозможно. На их вину указывает единственный свидетель Калдарбеков, который на самом деле вообще не мог видеть со своего места склад, где произошел взрыв. При этом этот свидетель несколько раз менял показания. Может, его запугали. И его показания идут вразрез с показаниями других свидетелей. Много подозрительных манипуляций. При этом, получается, показания одного человека легли в основу обвинения и наказания солдат. Досудебное расследование прошло с нарушениями процессуального законодательства. И суд первой инстанции тоже допустил нарушения. Я на 100% уверен, что они не виноваты", – сообщил адвокат Сагадат Амире.
"Калдарбек говорит, он видел, но что именно и как он мог видеть? Мы не знаем, угрожали ему следственные органы или подкупили его, но показания он менял несколько раз. Но суд не учитывает эти моменты, а дело вели только с обвинительным уклоном, кроме этого лжесвидетеля, нет ни одного доказательства", – считает защитник Абзал Умиралин.
Помимо двух солдат-срочников, которые получили реальные сроки, на скамье подсудимых были и офицеры. Бывший временно исполняющий обязанности начальника войсковой части 28349 Аслан Бакытжанов, его заместитель Руслан Несипкалиев, а также экс-руководители эксплуатационных частей минобороны в Жамбылской области Ерлан Бошай и Берик Омарбеков. Их обвиняли в нарушении правил обращения с оружием, а также с веществами и предметами, представляющими опасность для окружающих, повлекшем по неосторожности смерть двух или более лиц; халатном отношении к службе, повлекшем тяжкие последствия.
Также сообщалось, что в ходе расследования выяснилось: пожарная сигнализация на складе боеприпасов, где и произошло то смертельное возгорание, не работала с апреля. О чем, как уверял экс-начальник части, он неоднократно докладывал в штаб. При этом исполняющего на момент пожара функции начальника войсковой части Аслана Бахытжанова и его зама Руслана Несипкалиева виновными тоже признали, однако они остались без наказания из-за истечения срока давности. Два офицера из обслуживающей части и вовсе были оправданы. Теперь в апелляции все офицеры хотят быть полностью оправданными.
Стоит отметить, что заседание военной апелляционной коллегии в Шымкенте проходит при повышенных мерах безопасности. Здание СМУС окружили улановцы, а самих осужденных охраняют не только конвоиры, в зале также присутствуют полицейские. Все из-за того, что после оглашения приговора в октябре 2023 года возмущенные им солдаты и их родные буквально разнесли КПП в здании военного суда, сломали турникет, вырвали оборудование и рамку металлоискателя.
Читайте по теме:
Взрывы близ Тараза: экс-командующий войсками РК "Юг" признан подозреваемым
Это был нереальный удар – выживший пожарный – о взрывах близ Тараза