/img/tv1.svg
RU KZ
DOW J 24 580,91 Hang Seng 24 266,06
FTSE 100 6 045,69 РТС 1 215,69
KASE 2 435,65 Brent 36,55
Национальный план по защите жизни и здоровья казахстанцев в условиях пандемии утвержден в РК

Национальный план по защите жизни и здоровья казахстанцев в условиях пандемии утвержден в РК

Правительство подписало постановление.

11:41 13 Июль 2020 7464

Национальный план по защите жизни и здоровья казахстанцев в условиях пандемии утвержден в РК

Автор:

Майра Медеубаева

Правительство РК утвердило Национальный план по защите жизни и здоровья казахстанцев в условиях пандемии. Постановление опубликовано на площадке НПА.

Национальный план утвержден в целях недопущения распространения коронавирусной инфекции и защиты жизни, здоровья населения. Контроль за исполнением возложен на министерство здравоохранения. План имеет десять основных разделов, первый из которых посвящен организации медицинской помощи, в том числе лицам из групп риска (пожилые люди и лица, имеющие хронические заболевания). В числе поставленных задач – организация мобильных универсальных бригад при организациях ПМСП для оказания комплекса медицинских услуг населению на дому, в медико-социальных учреждениях (МСУ), в том числе доставка лекарственных средств; организация CORONA-TAXI для обеспечения мобильных бригад по забору биоматериала, доставке лекарственных средств и лечению пациентов с COVID-19 и пневмонией с привлечением автопарка МИО; расширение перечня медицинских организаций для проведения амбулаторной компьютерной томографии, с привлечением имеющихся ресурсов в регионе независимо от форм собственности с режимом работы 24/7 и обеспечением полного охвата нуждающихся в исследовании, только по направлениям ПМСП и стационаров, в рамках ГОБМП и ОСМС.

Второе направление национального плана ставит целью укрепление инфраструктуры и материально-технического оснащения медицинских организаций. В числе задач продление действия специального порядка проведения государственных закупок способом из одного источника для первоочередных нужд по COVID-19 до конца текущего года; организация производства отечественных аппаратов ИВЛ; дооснащение санитарным автотранспортом отечественного производства службы скорой медицинской помощи, в том числе с использованием механизма финансового лизинга; разрешение ввоза рентгеновских компьютерных томографов без наличия соответствующих лицензий (разрешений), по спискам министерства здравоохранения. В последующем данные компании должны получить необходимые лицензии (разрешения) в государственных органах.

Обеспечение лекарственными средствами и средствами индивидуальной защиты. Увеличение объемов отечественного производства лекарственных средств и медицинских изделий для больных COVID-19; принятие мер по локализации специфического противовирусного препарата Фавипиравир отечественным производителем; пересмотр и упрощение действующих процедур по государственной регистрации, выдаче сертификатов соответствия, ценообразования, а также пересмотр предельных цен для улучшения доступа лекарственных средств и медицинских изделий на рынок РК; внесение поправок в правила ввоза/вывоза на/с территории РК лекарственных средств и медицинских изделий в части согласовании ввоза незарегистрированных лекарственных средств, для предотвращения и/или устранения последствий чрезвычайных ситуаций (лекарственных средств, входящих в протокол лечения COVID-19).

Обеспечение и подготовка кадров. Формирование кадрового резерва медицинских работников для работы в карантинных стационарах; проведение обучения не менее 5000 медицинских специалистов; принятие комплекса мер оказания поддержки медицинским работникам, задействованным в борьбе с КВИ, и их семьям (мер социальной поддержки, дополнительные льготы, стимулирующие выплаты, предоставление жилища, в том числе служебного, и другие материальные и нематериальные стимулирующие меры) по решению местных исполнительных органов; обеспечение выплаты единовременного пособия в размере 2 млн тенге заразившимся медицинским работникам.

Цифровизация. Определение ответственных лиц за обеспечение своевременного, достоверного учета и мониторинга больных COVID-19, контактных путем доработки веб-приложения «Центр контроля COVID-19»; обеспечение разработки сервиса интеграции в веб-приложении «Центр контроля COVID-19» в части передачи сведений о выявленных пациентах, пациентах, находящихся на домашнем карантине, в информационные системы МИО и ГО с целью недопущения свободного передвижения лиц, несущих потенциальную угрозу для инфицирования окружающих; обеспечение медицинских работников планшетами (с учетом обеспечения 3G/4G Интернетом) для работы в медицинских информационных системах.

Информационно-разъяснительная работа. Сформировать пул спикеров МЗ для участия в брифингах и передачах ТВ о COVID-19; разработка в новом формате постеров, инфографик, памяток по пошаговому механизму получения медицинских услуг пациентам с COVID-19 и распространение их в популярных социальных сетях; интервью с экспертами медицинского сообщества на популярных площадках; разработка материалов (инфографика) по соблюдению санитарных мер в местах коллективного проживания (студенческие общежития, медико-социальные учреждения, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, казармы военно-силовых структур); запуск в социальных сетях видео рейдов по соблюдению мер профилактики распространения COVID-19 и выявлению лиц, которые игнорируют требования санитарных врачей, а также демонстрация их административного наказания; трансляция позитивного опыта; проведение на улицах населенных пунктов социальных экспериментов «Веришь ли, что коронавируса нет?» с максимальным тиражированием в социальных сетях.

Противоэпидемические мероприятия. Обеспечить усиление службы госпитальных эпидемиологов по вопросам охраны труда медицинских работников, в том числе правильного использования медработниками СИЗ, минимизации передвижения персонала внутри организации; обеспечить тепловизорами места массового посещения населения (организации образования, здравоохранения, здравоохранения, социальной защиты населения, авто- и железнодорожные вокзалы, аэропорты и др.); рассмотреть вопрос целесообразности внедрения вакцинации против пневмококковой вакцины; рассмотреть вопрос увеличения суммы штрафов на физических и юридических лиц за несоблюдение режима карантина, расширения полномочий правоохранительных органов и департамента по контролю качества и безопасности услуг.

Обеспечение эффективной работы лабораторий по тестированию на COVID-19. Пересмотр требований к категориям граждан для прохождения тестирования (уменьшение количества ПЦР-тестов, проводимых с профилактической целью и в рамках эпиднадзора); запуск дополнительных мощностей лабораторий МЗ путем дооснащения 40 единиц лабораторным оборудованием и восьми мобильных лабораторных комплексов, в том числе в сельской местности; запуск 16 мобильных лабораторных комплексов в сельской местности; запуск модульных лабораторий (тестирование на колесах) во всех областных центрах, городах Нур-Султане, Алматы и Шымкенте.

Финансирование и тарифная политика. Разработка новых тарифов на оплату пролеченного случая по клинико-затратным группам при лечении больных COVID-19; разработка тарифов на дистанционные медицинские услуги для амбулаторного ведения больных COVID-19; выделить дополнительные средства для выплаты до конца 2020 года надбавок медицинским работникам, задействованным в мероприятиях по предотвращению распространения COVID-19, и др.

Меры по стабилизации общественного правопорядка в период введения карантинных ограничительных мер. Обеспечить прием заявлений на государственные услуги социально-трудовой сферы через сервис «электронные обращения» портала электронного правительства; продлить назначение государственной адресной социальной помощи получателям АСП на III квартал т.г. автоматически, без заявления; перевести работу центров занятости населения в онлайн-режим с предоставлением возможности получения услуг через веб-портал www.egov.kz и/или enbek.kz, с размещением сотовых телефонов и электронных адресов ответственных сотрудников центров занятости населения: по вопросам занятости для граждан и работодателей; назначения адресной социальной помощи.

Майра Медеубаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!

В Костанае построят инфекционную больницу на 200 коек

Предварительно стоимость строительства оценивают в 6,4 млрд тенге.

29 Июль 2020 14:16 2538

В Костанае построят инфекционную больницу на 200 коек

О том, что в Костанае начинают строительство новой инфекционной больницы, заявил в своем инстаграм-аккаунте аким Костанайской области Архимед Мухамбетов.

«Сегодня провел совещание по строительству новых медицинских объектов в городе Костанае. Так, начинаем строительство инфекционной больницы на 200 коек, которое завершим в течение двух месяцев, чтобы освободить другие медучреждения, перепрофилированные под провизорные центры. Также проектируется поликлиника на 200 посещений для жителей микрорайона Аэропорт. По итогам совещания поручил ускорить все необходимые работы инженерных сетей и своевременно сдать в эксплуатацию медицинские объекты», – сказано в сообщении.

Во время презентации проекта на совещании в областном акимате стало известно, что предполагаемым подрядчиком станет казахстанская компания BI Group. Она возьмет на себя разработку самого проекта, строительно-монтажные работы, закуп и установку медоборудования. Власти должны будут оплатить затраты, а также подготовить перечень необходимого оборудования и предоставить земельный участок.

Накануне, 28 июля, аким региона побывал на нескольких земельных участках, которые рассматривают для будущего строительства. В управлении строительства региона отметили, что сегодня проводят расчет сметной стоимости подведения инженерной инфраструктуры, а также исследование характеристики почв земельных участков.

Сама больница будет представлять собой одноэтажный комплекс, состоящий из нескольких корпусов. Предполагается, что это будет восемь блоков, пять из которых займут палаты, по одному – интенсивная терапия и диагностическое отделение. Оставшийся блок займут лаборатория и администрация больницы. Медучреждение будет рассчитано на 200 пациентов.

Построят здание из железобетонных блоков. В рамках проекта также предусмотрена установка вентиляционной системы, которая позволит избегать перекрестного заражения.

В инфекционной больнице будут собственные рентген-аппарат и компьютерная томография. Устанавливать оборудование будут по мере его поставки. По задумке властей завершить строительство планируют уже к 1 октября.

Необходимость строительства отдельно стоящей инфекционной больницы власти области объясняют необходимостью разгрузить существующие медучреждения региона, которые большей частью ориентированы на лечение пациентов с коронавирусом. По всей стране приостановлена плановая госпитализация.

В Костанайской областной многопрофильной больнице признали, что вся хирургия, нейрохирургия, сердечно-сосудистые пациенты полностью легли на плечи специалистов этого медучреждения. По этой причине врачи вынуждены реагировать лишь на экстренные случаи. На большее нет человеческих ресурсов.

В Костанае на коронавирусные рельсы полностью переведена городская больница хирургического профиля, частично – кожно-венерологический и туберкулезный диспансеры. А также областной роддом, реанимационное и терапевтическое отделения, входящие в структуру облбольницы. Провизорные койки открыли и в некоторых частных клиниках. Всего почти 1700 коек провизорных и инфекционных стационаров. Лаборатории города также работают главным образом над диагностикой ковид-пациентов. Строительство нового медучреждения позволит перераспределить ресурсы.

Вместе с тем пока остается без ответа вопрос обеспечения нового медучреждения специалистами. До начала пандемии в Костанайской области не хватало более 300 врачей. Данные Фонда обязательного медстрахования, из которого медработникам за борьбу с коронавирусной инфекцией выплачивают надбавки, показывают, что многие специалисты работают на износ, в месяц отрабатывая по 200 и более часов. По словам главврачей медучреждений, перепрофлированных под провизорные стационары, нагрузка на каждого квалифицированного специалиста значительно превышает нормы. Часто в разы, достигая до 50 пациентов на одного врача.

По данным оперативного штаба, по состоянию на 28 июля в Костанайской области зафиксировано 2482 подтвержденных случая COVID-19. Выздоровело 1912 человек. Зафиксировано шесть смертельных случаев.

Татьяна Шестакова


Подпишитесь на наш канал Telegram!

Как остановить отток медицинских кадров из Казахстана

За последние три года страну покинуло 3,5 тысячи медиков.

22 Июль 2020 11:50 23490

Как остановить отток медицинских кадров из Казахстана

По данным комитета по статистике, за период с 2017 по 2019 год Казахстан покинули 3499 человек, имеющих медицинское образование. О том, почему происходит утечка мозгов, что необходимо сделать для решения данного вопроса, в интервью Inbusiness.kz рассказал генеральный директор РГП «Республиканский центр развития здравоохранения» министерства здравоохранения Канат Тосекбаев.

Канат Дуйсенбаевич, по данным комстата, за 2017 год Казахстан покинули 1062, в 2018-м – 1225, в 2019-м – 1212 человек с медобразованием. По Вашему мнению, что необходимо сделать, чтобы специалисты оставались работать в РК?

В первую очередь необходимо обеспечить повышение статуса работников здравоохранения. Медицинские работники покидают отрасль и страну прежде всего из-за отсутствия эффективных механизмов мотивации – недостаточной заработной платы, неэффективной системы надбавок и стимулирующих выплат за расширенный объем работы, дополнительные риски, психоэмоциональную нагрузку, отсутствия возможности для профессионального развития, низкого уровня защиты прав и недостаточных социальных гарантий для медицинских работников.

Кроме того, одной из важных причин утечки мозгов является застоявшаяся командно-клановая система «Бәке – Сәке», плохо работающие карьерные лифты и исходящее из этого отсутствие перспектив для личностного и карьерного роста. Зачастую во многих организациях смена первого руководителя сопровождается тем, что за ним переходит вся команда ключевых специалистов с предыдущего места работы, а работники организации не имеют никаких перспектив для своего карьерного роста.

Что можно сделать в сложившейся ситуации?

Прежде всего поднять уровень зарплаты врача и других медицинских работников. Так, главой государства поставлена задача довести соотношение средней зарплаты врача к средней зарплате в экономике в 2,5 раза к 2023 году. Необходимо поднять статус врача и в целом медицинского работника за счет системы мер социальной поддержки и гарантий (прежде всего для молодых специалистов – выпускников вузов и колледжей) путем предоставления хороших условий для проживания (покупки или съема жилья), нормального уровня подъемных средств. Для уже работающих в отрасли специалистов необходимо создать условия для карьерного роста и профессионального развития.

Кроме того, важно обеспечить защиту медицинских работников и в части введения ответственности к лицам, которые применяют насильственные действия в отношении медицинских работников (по аналогии с полицейскими), и в части введения системы страхования профессиональной ответственности медработников. Суть последней процедуры заключается в том, что медработник не должен нести ответственности за неблагоприятный исход от своих действий, если они не были связаны с халатным или небрежным отношением к своим обязанностям. У нас при любом неблагоприятном или смертельном исходе принято винить врача, но организм человека – это не машина, не программа, которая работает по заданным алгоритмам. Зачастую целый ряд факторов (в том числе связанных с неправильным образом жизни) и условий, о которых врач мог не знать, могут привести к неблагоприятным или смертельным исходам. Если неблагоприятный исход, который, по сути, можно было предотвратить, этот факт должен анализироваться, медицинские работники должны делать выводы и извлекать уроки на будущее, чтобы не допускать подобные случаи в дальнейшем.

Нужно прекратить практику подачи судебных исков против врачей, а ввести систему медиации – каждый случай претензий по поводу неблагоприятного или смертельного исхода должен анализироваться с привлечением медиаторов, и в случае, если имел место медицинский инцидент (когда есть вина медицинского работника или медицинской организации, но это не связано было с халатным или небрежным отношением, а просто в организации не было соответствующего оборудования, медицинский работник не имел достаточного опыта и знаний и т. д.), не связанный с халатностью медработников, пациент должен иметь возможность получить компенсацию. При этом компенсация выплачивается от средств, формируемых в рамках страхования профессиональной ответственности медицинских работников.

Изменение подхода в подготовке кадров

Вы предлагаете изменить систему подготовки медицинских кадров, какие решения Вы здесь видите?

Во-первых, необходимо усилить практическую составляющую в программах подготовки медицинских кадров. Для этого необходимо усилить требования к организациям, реализующим программы по медицинским специальностям, в части ресурсного и кадрового обеспечения. Так, качество подготовки клинических кадров зависит прежде всего от наличия необходимой инфраструктуры клинической подготовки, то есть использования медицинских организаций в качестве баз для практической подготовки. В настоящее время медицинские вузы и колледжи не имеют достаточного доступа к использованию инфраструктуры клинической подготовки. В этой связи необходимо, чтобы все медицинские вузы имели собственные университетские больницы и клиники, на базе которых должны базироваться клинические кафедры, и где бы преподавателям и студентам предоставлялся свободный доступ к пациентам и всему медицинскому оборудованию.

В мире общепринятой практикой допуска врача к клинической практике является окончание программы резидентуры, которая направлена на углубленную клиническую подготовку врача по конкретной узкой специальности в течение от трех до пяти лет после окончания медицинского вуза. В Казахстане же до настоящего времени получить узкую врачебную специальность выпускник медицинского вуза мог за четыре-шесть месяцев в рамках программы переподготовки. О каком качестве клинической подготовки можно говорить при таком подходе?! В рамках принятия нового Кодекса РК о здоровье народа и системе здравоохранения институт переподготовки полностью ликвидирован. Подготовка врача должна осуществляться с обязательным прохождением обучения в резидентуре, при этом должен быть обеспечен переход к общепринятым в мире принципам реализации программ резидентуры, предполагающим не теоретическое обучение в учебной аудитории, а обучение врача в условиях клинической практики, непосредственно у постели больного, в операционной.

Ключевым механизмом контроля качества по опыту ведущих зарубежных стран должен являться единый сертификационный экзамен, дающий право на получение сертификата специалиста. При этом сертификационный экзамен должен быть обязательным условием допуска не только к клинической практике (для врачей и средних медицинских работников), но и к фармацевтической практике, а также к деятельности по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия.

Важным условием поддержания на необходимом уровне компетенций работающих специалистов в отрасли является непрерывное профессиональное развитие на основе программ дополнительного и неформального образования. К сожалению, в последние годы проведение курсов повышения квалификации превратилось в простое зарабатывание денег, рынок данных услуг наполнила масса организаций, не имеющих ни кадрового потенциала, ни необходимой инфраструктуры. В этой связи необходимо усиление требований к организациям, реализующим программы дополнительного образования по медицинским специальностям, эти программы должны осуществляться только вузами, национальными и научными центрами, научно-исследовательскими институтами, высшими медицинскими колледжами на базе аккредитованных клинических баз, клиник организаций образования в области здравоохранения, университетских больниц.

Есть ли данные о том, сколько ежегодно медиков приходит в профессию и сколько уходит?

На примере текущего года – в отрасль пришли 7891 выпускник медицинских вузов и 22 014 выпускников медицинских колледжей, т. е. порядка 30 тысяч человек пришли в профессию медицинского работника в текущем году. Вместе с тем, по данным обсерватории кадровых ресурсов здравоохранения РЦРЗ, только за I квартал 2020 года из медицинских организаций уволились 4702 человека врачебного персонала и 9713 человек из числа средних медицинских работников.

Госпланирование подготовки медицинских кадров

Что касается системы госпланирования кадров, имеется ли она в настоящее время или нет? Какие проблемы она позволит решить? В настоящее время есть информация, каких специалистов не хватает больше всего?

К сожалению, приходится констатировать, что система государственного планирования кадров до недавнего времени как таковая не функционировала и выделение грантов на определенные специальности осуществлялось больше с учетом сложившихся традиций или активности руководителей образовательных организаций. Безусловно, казахстанскому здравоохранению требуется эффективная поддержка.

В этой связи с целью прогнозирования потребности отрасли в кадровых ресурсах здравоохранения различной квалификации и последующего государственного планирования подготовки кадров при поддержке ВОЗ была создана Обсерватория кадровых ресурсов здравоохранения, которая находится в структуре РЦРЗ. Государственное планирование подготовки кадров для системы здравоохранения позволяет рационально и обоснованно использовать бюджетные средства на обучение будущих специалистов для отрасли.

Эффективность и достоверность государственного планирования кадров напрямую зависит от наличия объективной информации о текущей кадровой обеспеченности и будущей потребности. Отсутствие единой и оперативно обновляющейся базы (регистра) по существующим кадрам в отрасли является основной причиной существующих недостатков в кадровом обеспечении отрасли.

Сколько сегодня в Казахстане, по примерным оценкам, составляет дефицит кадров?

По данным Обсерватории кадровых ресурсов здравоохранения, по состоянию на I квартал 2020 года дефицит врачей в Казахстане – 5041 штатная единица. Наибольший дефицит наблюдается по следующим специальностям: врачи общей практики (950), анестезиологи-реаниматологи (333), акушеры-гинекологи (273), терапевты (258), педиатры (244), офтальмологи (182), психиатры (172), невропатологи (165), инфекционисты (155), врачи лучевой диагностики (128), неонатологи (110).

Как Вы оцениваете переток кадров из государственных поликлиник в частные клиники?

По опыту ведущих зарубежных стран развитие частной медицины позволяет государственным и негосударственным медицинским организациям конкурировать и за поток пациентов, и за медицинских работников. Тем самым создаются условия и для повышения качества оказания медицинских услуг, и для повышения уровня мотивации медицинских работников. К сожалению, действительно приходится констатировать, что в последние годы уход высококвалифицированных специалистов из государственных медицинских организаций в негосударственные достаточно высокий. И поэтому министерство здравоохранения сейчас предпринимает необходимые меры по созданию необходимых условий для работников государственных организаций здравоохранения. Это касается повышения уровня заработной платы, доплат и надбавок за дополнительные риски и нагрузки, усиления социальной защиты и мер поддержки работников здравоохранения, внедрения страхования профессиональной ответственности медицинских работников и других мер.

Как обстоят дела в регионах? Как показала пандемия, большая нехватка специалистов наблюдается в западных регионах страны.

К сожалению, действительно распределение медицинских работников в разрезе регионов неравномерно. Так, наибольшая обеспеченность врачами в расчете на 10 тыс. населения отмечается в Нур-Султане (75,9) и Алматы (68,1), в то же время в других регионах обеспеченность врачами варьирует от 24,5 до 46,4. Наименьшая обеспеченность врачами отмечается в Алматинской (24,5), Акмолинской (24,9), Туркестанской (27,9) и Атырауской (28,7) областях. Связано это со многими факторами: развитием сети медицинских организаций (так, наибольшее количество медорганизаций сосредоточено в Нур-Султане и Алматы), созданием условий для закрепления медицинских работников и т. д. Имеется существенный дисбаланс кадровых ресурсов здравоохранения и в разрезе город-село. Пандемия коронавирусной инфекции существенно обострила данную проблему и показала, к каким последствиям может привести дисбаланс кадровых ресурсов здравоохранения. В настоящее время министерство оперативно решает вопросы дефицита кадровых ресурсов в отдельных регионах, направляя в них медицинских работников из регионов с высокой обеспеченностью. Вместе с тем работа по выравниванию дисбаланса кадровых ресурсов должна проводиться на системной основе. Причем здесь должны участвовать и министерство здравоохранения, и местные исполнительные органы. Так, именно от последних зависит предоставление медицинским работникам мер социальной поддержки, условий для проживания медицинских работников и т. д.

Финансирование здравоохранения

Министерство здравоохранения входит в тройку министерств с самым большим бюджетом (помимо минобразования и минтруда), может быть, речь идет о неэффективном использовании средств или, наоборот, их недостаточно?

Вплоть до 2019 года затраты Казахстана на здравоохранение составляли порядка 3,5% ВВП ежегодно. Государства с аналогичным уровнем экономического развития расходуют на здравоохранение почти вдвое больше. Страны ОЭСР – почти втрое. Так, США тратят на здравоохранение 18% ВВП и занимают первое место в мире по расходам на эту сферу. Главой государства была поставлена задача увеличить расходы государства на здравоохранение с текущего года до 5% ВВП. Безусловно, это существенный шаг. Но даже этих средств все-таки недостаточно для эффективного обеспечения охраны здоровья граждан, и надеемся, в ближайшие годы объем расходов государства будет увеличен до уровня, принятого в развитых странах.

Конечно же, рациональность использования бюджетных средств тоже является проблемой, которая требует решения. Дело в том, что медицина – это та сфера, которая постоянно меняется, и со временем происходит переоценка как существующих способов лечения, так и всех иных технологий здравоохранения (например, скрининговых программ, программ вакцинации), поскольку появляются новые технологии с большим медицинским эффектом или менее экономически затратные. При этом соотношение экономический эффект и медицинский эффект может быть различно. Так, многие новые высокотехнологичные разработки, позволяющие лечить ранее неизлечимые или слабоизлечимые заболевания, могут быть по факту более экономически затратными, чем предыдущие. Но в данном случае главным является не стоимость, а возможность спасения или продления жизни пациентов. В этой связи в любой системе здравоохранения должна постоянно проводиться переоценка используемых методов и технологий. Соответственно, корректировки должны вноситься в распределение финансовых средств в отрасли. Поэтому казахстанское здравоохранение нуждается в проведении научного обоснования и оценке эффективности в отношении всех программ и решений в области здравоохранения, в том числе на предмет обоснованности расходования финансовых и человеческих ресурсов. И данная работа должна проводиться на системной основе.

Спасибо за интервью!

Майра Медеубаева


Подпишитесь на наш канал Telegram!