/img/tv.svg
RU KZ
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84 FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07 KASE 2 194,35 Пшеница 465,40
$ 389.98 € 434.01 ₽ 6.1
Погода:
+6Нур-Султан
+5Алматы
DOW J 26 430,37 РТС 1 225,84
FTSE 100 7 446,87 Hang Seng 30 066,07
KASE 2 194,35 Пшеница 465,40
Национальный стандарт, или Нестандартная ситуация с уличной рекламой в Усть-Каменогорске
Национальный стандарт, или Нестандартная ситуация с уличной рекламой в Усть-Каменогорске
Предприниматели наружной визуальной рекламы подали в суд на действия чиновников из акимата города.

02 Июль 2019 10:40 2883

Национальный стандарт, или Нестандартная ситуация с уличной рекламой в Усть-Каменогорске

В заколдованный круг попали предприниматели Усть-Каменогорска, бизнес которых связан с наружной визуальной рекламой. Земельные комиссии выносят им отказы в продлении сроков аренды земельных участков, ссылаясь на то, что бизнесу не согласовала продление аренды дорожная полиция. В свою очередь бывшие «гаишники» просто констатируют, что проекты предпринимателей не соответствуют требованиям Национального стандарта СТ РК 1633-2015 «Средства наружной рекламы на автомобильных дорогах и в населенных пунктах. Общие технические требования и правила размещения». По словам предпринимателей, парадокс заключается в том, что требования этого документа никто и не обязан выполнять, потому что он не является нормативно-правовым актом. В Восточном Казахстане, говорят они, произошел беспрецедентный случай. Более того, рекламщики уверяют, что ни один «наружно-визуальный» бизнес по республике не соответствует этому пресловутому стандарту. Если его выполнять, то следует закрыть даже большие медиафасады в Нур-Султане и Алматы!

По словам предпринимателей, усть-каменогорские чиновники требуют от них невозможного, манипулируют терминами. Более того, игнорируют разъяснения органов прокуратуры, областного органа надзора за законностью, Министерства энергетики РК, Комитета технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию РК относительно Национального стандарта СТ РК 1633-2015.

Национальный стандарт – не НПА

Как отметил директор Ассоциации рекламных агентств по ВКО Роман Маглий, проблема берет начало еще с августа 2018 года, когда акимат Усть-Каменогорска ночью, тайком демонтировал рекламные конструкции в Усть-Каменогорске. Незаконность этих действий, подчеркивает г-н Маглий, доказана в суде. В то время поначалу государственные органы обосновали демонтаж тем, что предприниматели не соблюли Национальный стандарт СТ РК 1633-2015.

По этому поводу еще в прошлом году Ассоциация рекламных агентств по ВКО обратилась за разъяснением законности применения Национального стандарта. 20 сентября 2018 года Комитет по техническому регулированию и метрологии МИР РК написал им в ответе, что, по Закону РК «О техническом регулировании», стандарт – это документ, который в целях многократного и добровольного использования устанавливает правила, общие принципы и характеристики к объектам технического регулирования. В то же время в комитете подчеркнули: национальные стандарты являются обязательными, в случае если нормативно-правовые акты (НПА) РК содержат указания об этом. По информации Министерства национальной экономики РК, требования Национального стандарта СТ РК 1633-2015 не предусмотрены Законом «О рекламе». Поддержала предпринимателей и областная прокуратура, куда попала на рассмотрение их жалоба из Генеральной прокуратуры. Летом прошлого года заместитель прокурора ВКО Виталий Шабер попросил акимат Усть-Каменогорска учесть то обстоятельство, что скоро будет принят новый закон о рекламе, пересмотрены стандарты размещения наружной рекламы, приняты новые нормативно-правовые акты, а до этого пока не надо пользоваться действующим нацстандартом.

С 1 января 2019 года в закон о рекламе внесены изменения. Но из полусотни подзаконных актов к нему принята только пятая часть. Роман Маглий рассказал inbusiness.kz, что в письме из мажилиса Парламента РК в Национальную палату предпринимателей РК «Атамекен» сказано, что норма по утверждению Национального стандарта по объектам наружной рекламы вводится в действие только с 1 января 2021 года.

«Двигают стрелки»

Чиновничья «магия» и подмена понятий, по мнению представителей Ассоциации рекламных агентств ВКО, заключается вот в чем. В ответе руководителя ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства» Усть-Каменогорска Даурена Касымова от 13 июня 2019 года на обращение ТОО «Сенiмдi үй» четко прописано, что, по СНиПу РК 30105 2013 «Благоустройство населенных пунктов» (а этот СНиП является НПА), средства наружной рекламы на улицах должны обеспечивать правила безопасности дорожного движения, соответствовать правилам размещения средств наружной рекламы и информации, утвержденным соответствующими нормативно-правовыми актами центральных и местных органов власти.

Но после этого разъяснения Даурен Касымов говорит, что участок «Сенiмдi үй» не соответствует Национальному стандарту СТ РК 1633-2015. Например, конструкция расположена на расстоянии менее пяти метров от края бордюрного камня, менее 50 метров от перекрестка. При этом у них уже есть разъяснения органов прокуратуры и министерств, что нацстандарт – не НПА!

«Мы тесно сотрудничаем с Палатой предпринимателей «Атамекен», мажилисом. Нам объясняют, что Национальный стандарт носит рекомендательный характер, он не зарегистрирован в Минюсте. Так зачем госорганы отправляют документы предпринимателей в дорожную полицию для проверки на соответствие Национальному стандарту?» – удивлен Роман Маглий.

Вот так модернизация!

В этой связи предприниматели задаются вопросом: а кому это надо – развалить их бизнес? Но они не видят в этом чьего-то злого умысла и происходящее называют недоразумением. Роман Маглий рассказывает, что на сегодняшний день не продлена аренда земельных участков трем компаниям Усть-Каменогорска. Сейчас на продление подала заявку еще одна компания, которой тоже, по его мнению, откажут, скорее всего. Он говорит, что на рынке наружной рекламы работает в пределах десятка компаний.

Предприниматели рассказывают, что сегодня 65% рынка наружной визуальной рекламы в Усть-Каменогорске занимают две-три довольно крупные компании, которые имеют до полутора сотен рекламных конструкций. Также у них срок аренды земли под объектами наружной визуальной рекламы – 49 лет. У мелких фирм, которые располагают десятком-другим таких конструкций, срок аренды всего год. Но именно они отозвались на инициативу акима ВКО Даниала Ахметова модернизировать уличную визуальную рекламу. И именно они пострадали.

«Свои старые билборды эти мелкие компании начали демонтировать самостоятельно, в ожидании продления земельных участков, получения новых стандартов конструкций, которые можно ставить. Предприниматели сами пошли навстречу властям. Убрали то, что портило внешний вид города, не получив ничего взамен, – говорят в ассоциации. – А теперь получают отказы в продлении аренды земли».

Роман Маглий рассказывает, что только его компания BB GOOL Оскемен демонтировала полтора десятка билбордов самостоятельно, установив взамен два медиаборда. Вложила в них инвестиции порядка 16 млн тенге.

«Аким области, когда их увидел, сказал, что наш опыт стоит расширить и дальше устанавливать такие медиаборды. Но сейчас у меня в пакете отказа в аренде даже медиаборд, который одобрил аким ВКО!» – уверяет он.

В ГУ «Отдел земельных отношений Усть-Каменогорска» корреспонденту inbusiness.kz сообщили, что они в этой истории с отказом в продлении срока аренды ни при чем.

«Это не мы решаем, извините. Это в отделе архитектуры и градостроительства решают. Они делают отвод земли, заключение. Готовые материалы мы просто выносим на комиссию! Обращайтесь в отдел архитектуры!» – ответили нам.

Заведующий сектором ГУ «Отдел архитектуры и градостроительства» Усть-Каменогорска Кайрат Кужамбетов отрезал: продлением аренды их ведомство не занимается!

«Мы осуществляем контроль за размещением наружной визуальной рекламы. А ее объекты расположены на участках земли на праве временного возмездного землепользования. Предпринимателям земли акимат предоставлял ранее под размещение рекламы, но законы меняются, и новые нормы запрещают им это делать, – заявил он. – Им отказывает отдел земельных отношений на основании отрицательного заключения Управления дорожной полиции. Этим стандартом они руководствуются. Действительно, есть Национальный стандарт, который регулирует размещение объектов наружной визуальной рекламы – это непосредственно сами конструкции. Этот стандарт действующий».

Не найдя концов, на днях владельцы уличных рекламных конструкций написали официальное письмо акиму Усть-Каменогорска Жаксылыку Омару и подали в суд иск для обжалования отказа земельной комиссии от 20 июня 2019 года на продление сроков аренды земельных участков. Заодно ОЮЛ «Ассоциация рекламных агентств по ВКО» обратилось за защитой прав рекламщиков в Палату предпринимателей ВКО. Этот вопрос рассматривали на заседании Совета по защите прав предпринимателей общественники, адвокаты, ДАДГСПК по ВКО. А вот представители госорганов сюда так и не явились.

Как отметила заместитель директора Палаты предпринимателей ВКО Динара Мухамеджанова, они поддержат рекламщиков в суде. Кроме того, сейчас в рабочем порядке будет решаться вопрос об обращении в Национальное бюро по противодействию коррупции для принятия процессуального решения.

Ольга Ушакова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: