Трансформация национальных компаний Казахстана не предполагает сокращения штата сотрудников.
Одновременно 2020-й год станет последним для квазигосударственного сектора временным рубежом, когда он сможет нести убытки – после деятельность нацкомпаний должна стать безубыточной. О состыковке этих двух зачастую взаимоисключающих задач в понедельник, 26 октября, на заседании дискуссионного клуба «Эксперт» рассказал главный директор по трансформации бизнеса АО «Самрук-Казына» Адамас Илькявичюс.
Он отметил, что на каждой встрече, посвященной трансформации нацкомпаний, его команда выслушивает два обязательных вопроса: сколько стоит трансформация и сколько людей в ее рамках уволят?
- В очередной раз хочу заявить, что трансформация не ставит перед собой задачу увольнения сотрудников, – отрезал Илькявичюс. – Наоборот мы хотим, чтобы наши сотрудники в полном объеме занимались более эффективной работой, более продвинутой. Мы хотим убрать ручной труд, чтобы люди создавали благосостояние вокруг себя, но на более достойных местах работы.
По его мнению, увольнения сотрудников в целях показать эффективность работы дают весьма кратковременный эффект с точки зрения повышения доходности той или иной структуры, а вот страна в целом получает взамен ворох проблем.
- Почему раньше так было принято? Потому что это было легко сделать: не надо задумываться – взял людей, каждого пятого, например, и уволил. Показал моментальный эффект, отчитался ради галочки и забыл. Никто дальше не смотрит, что через месяц, два, три тот же штат опять вырос, – совершил Адамас Илькявичюс экскурс в историю прежних попыток повысить эффективность как госаппарата, так и штата частных компаний в Казахстане за счет оптимизаций численности персонала. – Но уволенным правительство выплачивает разные пособия, государство опять платит деньги, чтобы создать какие-то места и устроить этих людей, и по чуть-чуть они возвращаются туда же, откуда их сократили. Что поменялось? Ничего. И мы хотим эту практику искоренить.
По утверждению представителя «Самрук-Казына», нынешняя трансформация бизнеса в национальных компаниях не повторит этой устоявшейся в стране схемы круговорота кадров в квазигосударственном секторе. Поэтому упор в ходе трансформации будет сделан, по его словам, не на сокращении кадров, а на повышении эффективности их деятельности, на улучшении бизнес-процессов, вертикали управления, привлечении инвестиций и новых клиентов.
Все это, по прогнозам Илькявичюса, приведет к тому, что 2020 год станет последним годом, когда национальные компании, входящие в группу фонда «Самрук-Казына», будут иметь отрицательную добавленную стоимость:
- К 2020 году «Самрук-Казына» не будет иметь ни одной компании, которая разрушает экономическую стоимость. То есть капитал, на который построены наши компании, тот же «Казахстан Темир Жолы», – это актив, который стоит очень много денег. И компания будет зарабатывать больше, чем в нее вложено денег. Это есть экономическая добавленная стоимость.
От активов же нацкомпаний, которые эту самую экономическую стоимость разрушают, будут просто избавляться. Предполагается, что путем продажи. Но если покупателей на эти активы не найдется, сокращения штатов, по-видимому, все же не избежать.
- Таким образом, 2020 год – это последний год, когда нацкомпании в Казахстане могут иметь негативную добавленную стоимость, – подчеркнул директор по трансформации.
Соображения г-на Илькявичюса по поводу несокращения штатов и безубыточности нацкомпаний попытался проиллюстрировать на заседании клуба управляющий директор по трансформации бизнеса АО «Казахстан Темир Жолы» Еркен Жусанбаев. Он отметил, что в настоящее время каждый гражданин республики хотя бы раз в год пользуется железнодорожным транспортом, однако доля пассажирооборота в структуре деятельности компании постепенно сокращается. В том числе и поэтому с начала нынешней осени казахстанские железнодорожники работают в режиме неполной рабочей недели.
- То, что происходит сегодня – это антикризисные программы, – заверил Жусанбаев. – Но как крупнейший работодатель мы ставим задачу – сохранение рабочих мест. Мы даже создаем новые рабочие места. Фактически с нуля создана отрасль машиностроения, которой не было в Казахстане. Выпускаются пассажирские и грузовые вагоны и локомотивы, тепловозы, электровозы. Недавно запущен рельсобалочный завод. Это создает новые цепочки в экономике Казахстана. Трансформация помогает искать новые ниши. Мы ставим перед собой цели по привлечению транзитного потока, который сегодня идет морем из Китая в Европу. Планы такие: сначала выйти на уровень 600-700 тысяч контейнеров в год из Китая в Европу и в обратном направлении, а в перспективе – до 1,5 миллиона контейнеров в год, что составит порядка 10 процентов от общего объема (общего контейнерного грузопотока в этом направлении, – прим. авт.), – заключил он.
Игорь Воротной