Жители южной столицы жалуются: самокатчики мчатся по тротуарам, сигналят, пугают прохожих, а в некоторых случаях сбивают людей и скрываются. По данным департамента полиции Алматы, только с начала года в городе произошло 269 ДТП с участием самокатов, травмы получили 282 человека. Несмотря на штрафы и новые меры, конфликт только обостряется. Подробнее о том, что поможет разрешить конфликт и кто на самом деле виноват, в материале корреспондента inbusiness.kz.
Самокаты пытаются запретить, но не интегрировать
В Threads и других соцсетях алматинцы все чаще жалуются на самокаты. Горожане пишут, что самокатчики мчатся по тротуарам, сигналят, пугают людей и нередко создают аварийные ситуации.
Урбанист Диас Маратулы считает, что корень проблемы скрыт в подходе властей, так как самокаты до сих пор воспринимаются не как часть транспортной системы, а как угроза.
"Законы принимаются так, будто цель — вернуть времена, когда самокатов просто не существовало. В итоге формальные ограничения не решают проблему, а создают новые", – говорит эксперт.
Он приводит пример обязательного ношения шлемов при движении по проезжей части. Так, в законе нет разделения между скоростными магистралями и дворовыми улицами. И, если шлема нет, водитель электросамоката обязан ехать по тротуару, даже если тот узкий и переполнен людьми.
"Получается, что сами правила подталкивают самокатчиков конфликтовать с пешеходами. Вместо того чтобы гармонично вписать этот транспорт в городскую среду, мы получаем запреты, которые только усиливают раздражение", – отмечает урбанист.
По его словам, электросамокаты для Алматы — это не угроза, а возможность. Из-за рельефа города на классическом велосипеде ездить тяжело, а самокаты позволяют людям легко передвигаться, минуя пробки.
"Если подходить к этому с умом, самокаты могли бы помочь решить сразу несколько проблем — от загруженности дорог до экологии. Но для этого нужно создавать условия, а не только вводить ограничения", – считает урбанист.
Диас Маратулы предлагает несколько решений проблемы: строить полноценные велодорожки там, где их нет; снижать скорость автомобилей до 30 км/ч, там где нет велодорожек, чтобы самокаты могли безопасно двигаться по проезжей части; а в будущем – закрепить за самокатами место на дороге, а не на тротуарах.
"И, может быть, это стало бы большим стимулом для акимата – делать велодорожки, чтобы потом повышать скорость автомобилистов. Изначально для решения этой проблемы никто не говорит о том, что нужно давать самокатчикам место не рядом с пешеходами на тротуаре, а на проезжей части. К сожалению, сейчас не делается достаточно шагов для того, чтобы решить проблему конфликта самокатов и пешеходов. Самокатчики выбирают для езды тротуар, потому что там они чувствуют себя более безопасно, и там передвигаться более комфортно", – поделился эксперт.
Пока же, по словам урбаниста, велодорожек в Алматы катастрофически мало. Он отметил, что полноценная велодорожка в городе за последние два года появилась только на улице Манаса. Многие другие – формальные, сделанные за пределами города или превратившиеся в тротуар.
Эксперт предупреждает: если город продолжит решать проблему исключительно запретами и штрафами, ситуация не изменится. По данным, приведенным Диасом Муратулы, в первый год появления электросамокатов в Алматы фиксировалось более 100 тыс. поездок в день, что сравнимо с трафиком по проспекту Аль-Фараби, по которому ежедневно проезжает около 120 тыс. автомобилей.
Кто понесет ответственность?
Как объясняет юрист Сергей Уткин, в случае наезда самокатчика на пешехода ответственность, которую понесет водитель электротранспорта, зависит от тяжести последствий. Если прохожему причинен легкий вред здоровью, наступает административная ответственность, при тяжких травмах или гибели человека – уголовная. В Уголовном кодексе РК есть статьи о причинении вреда здоровью и смерти по неосторожности, которые применяются и к подобным случаям. Однако на практике возникает главный вопрос – можно ли вообще установить нарушителя?
"Если самокатчик сбил человека и скрылся, а свидетелей нет, доказать его вину непросто. Тем не менее в таких случаях важно обращаться в полицию: следователи проводят оперативно-розыскные мероприятия, анализируют записи с камер видеонаблюдения, включая не только официальные, но и частные – у магазинов и домов. Иногда для поиска используют и данные мобильных операторов. Если человек уехал после наезда и, например, через несколько минут позвонил другу, этот звонок фиксируется. Сопоставив время и местоположение, можно установить личность нарушителя", – объясняет юрист.
Если виновника находят, полиция определяет степень причиненного вреда. В зависимости от этого пешеход может не только инициировать привлечение самокатчика к ответственности, но и подать гражданский иск о возмещении расходов на лечение и компенсации морального вреда. Сделать это можно как в рамках уголовного дела, так и после административного производства.
При этом, как отмечает Сергей Уткин, кикшеринговые компании ответственности за действия пользователей не несут: в момент аренды самокатчик считается владельцем транспортного средства и отвечает за все, что происходит во время поездки.
Отдельно юрист обращает внимание на участие подростков в дорожном движении. По закону ездить по проезжей части можно только с 18 лет, при наличии водительских прав и шлема. В реальности же многие несовершеннолетние управляют самокатами без разрешительных документов и средств защиты. Если подросток выезжает на дорогу и нарушает правила, доказать это можно при наличии записей камер, свидетельских показаний или данных видеорегистраторов. Если подростку нет 16 лет, за него отвечают родители - их могут оштрафовать за ненадлежащее воспитание. С 16 лет уже сам несовершеннолетний несет административную ответственность.
А что полиция?
Тем временем, пока идет война между пользователями самокатов и пешеходами, власти усилили давление на арендаторов и кикшеринговые компании. Так, по данным Департамента полиции Алматы, с начала года в Алматы оштрафованы более 9 тыс. водителей самокатов, выявлено 1,5 тыс. превышений скорости и других нарушений. Как отметили в ДП Алматы, за ограничением движения скорости по тротуарам до 6 км/ч должны следить на тротуарах должны сами кикшеринговые компании.
Чтобы реагировать на жалобы о самокатчиках быстрее, недавно в городе запустили пилотный проект патрулей на самокатах - на улицы вывели 50 сотрудников полиции. По словам ДП Алматы, такой формат помогает работать эффективнее, особенно там, где машине не проехать. Так же в Алматы проходят рейды, где неправильно припаркованные устройства пачками грузят на эвакуаторах и отправляют на штрафстоянки.
Кроме того, в МВД напомнили кикшеринговым сервисам о необходимости снизить скорость самокатов и организовать парковки. За невыполнение условий компаниям грозят штрафы, а в числе обсуждаемых мер - и обязательная регистрация самокатов.
Читайте по теме:
Полицейские вышли в рейд на электросамокатах в Алматы