Нагрузка на скорую помощь в Казахстане в три раза выше, чем в странах ОЭСР

6510

Объём обращений ежегодно растёт на 0,5 млн вызовов; государство начало сортировку звонков, что на 20% сократило время доезда до срочных пациентов первой категории.

Нагрузка на скорую помощь в Казахстане в три раза выше, чем в странах ОЭСР Фото: arnapress.kz

Все вызовы по телефону 103 поступают в диспетчерскую и фиксируются. Но мало кто знает, что затем эти звонки сортируются по четырём направлениям. Благодаря такой дифференциации время доезда до самых срочных пациентов первой категории удалось сократить с 11 до девяти минут.

В пятницу, 19 октября, для столичных журналистов был организован пресс-тур, в ходе которого рассказали о работе службы скорой помощи в рамках программы модернизации скорой медицинской помощи. В Казахстане на 100 человек приходится 40 вызовов, тогда как в среднем в мире на это количество людей приходится не более 10 вызовов.

Как отметил в ходе пресс-конференции директор РГП на ПХВ "Республиканский центр санитарной авиации" Нуржан Отарбаев, каждый год количество вызовов скорой медицинской помощи растёт на 500 тысяч. По его мнению, это не говорит о количестве больных людей – это свидетельствует о нерациональном и неэффективном использовании ресурсов скорой медицинской помощи.

"Если коснуться средней нагрузки скорой помощи – в странах ОЭСР не более семи-восьми вызовов в сутки, у нас это достигает в среднем 23 вызова в сутки. То есть получается, что в Казахстане бригада всё время безостановочно оказывает эту помощь. Естественно, это влияет на качество оказываемой медицинской помощи, и как один из показателей этой работы – показатель успешной реанимации. В странах ОЭСР при таких острых состояниях, как остановка сердечной деятельности, нарушение дыхания, потеря сознания, спасают трёх из четырёх человек, а у нас до проведения модернизации спасали одного из четверых. Такое количество обращений в скорую сказывается на качестве", – отметил Нуржан Отарбаев.

Чтобы разорвать этот порочный круг, в Минздраве на примере развитых стран было принято решение разделить ситуации, когда человеку нужна реально экстренная помощь и когда ситуация не представляет угрозу жизни и здоровью человека и такую помощь можно оказать в течение часа.

Для этого в июле 2017 года был издан приказ Министерства здравоохранения РК о разделении службы скорой и неотложной медицинской помощи. По этому документу все вызовы были разделены на четыре категории срочности. Первые три отнесли к скорой помощи, а четвертую – к неотложной. Четвёртая категория подразумевает не угрожающие жизни состояния, и она передана на обслуживание поликлинической службе города.

"К примеру, если пациент жалуется на повышение артериального давления, ему сделают укол капатена. Это не лечение артериальной гипотензии – это простое симптоматическое снятие приступа. Если пациент будет пользоваться симптоматическим снятием приступа, так это вреднее – представляете, давление было 160, и его резко снижают до 90? Нужно системно подойти, понять, из-за чего это, и назначить системную терапию", – пояснил глава центра санитарной авиации.

В городской станции скорой медицинской помощи Астаны в 2017 году было обслужено 531957 выездов, среднее время доезда до пациента по первой категории срочности составило 11 минут.

После введения дифференциации за девять месяцев текущего года было зафиксировано 281755 выездов, в среднем одна бригада обслуживает до 18 вызовов в сутки. Среднее время доезда до пациента сократилось на одну-две минуты.

Всего за девять месяцев текущего года в отделения неотложной помощи городских поликлиник поступило более 197 тысяч человек. Все отделения неотложной помощи при поликлиниках перешли на круглосуточный режим работы. Это позволило увеличить количество переадресованных неотложных вызовов, а также создало удобства для населения в повышении доступности и качества оказания медицинской помощи.

Всего по Астане насчитывается 26 бригад, оснащённых всеми необходимыми медикаментами и оборудованием для экспресс-диагностики, вплоть до электрокардиографа, глюкометра и дефибриллятора.

Если же пациент вызывал неотложку два или три раза подряд, об этом обязательно сообщат в поликлинику, и его возьмут на диспансерное наблюдение, скорректируют терапию. В итоге за год число обострений хронических заболеваний у пациентов снизилось на треть.

Кроме того, с начала 2018 года во всех поликлиниках внедряется Программа управления заболеваниями (ПУЗ), которая основана на профилактическом и системном подходе к оказанию медицинской помощи. Пока программа охватывает больных, страдающих артериальной гипертензией, хронической сердечной недостаточностью и сахарным диабетом.

Все пациенты ведут дневники самоконтроля, контролируют факторы, влияющие на их здоровье. Благодаря этому у 75% пациентов стабилизировались показатели уровня артериального давления, сформированы навыки его контроля и регулярности приёма гипотензивных препаратов. Число случаев госпитализации пациентов с хронической сердечной недостаточностью снижено вдвое. Увеличилось количество пациентов, обследованных на сахарный диабет.

"Самый главный вопрос – это вопрос профилактики, предотвращение развития заболевания. Государство выделяет финансы на проведение и выявление заболеваний системы кровообращения и глаукомы, а также онкологических заболеваний. Для пациентов это бесплатно. Самое важное, чтобы пациент пришёл на обследование. А затем в соответствии с определённой периодичностью через два или четыре года наблюдался. Важно, чтобы в поликлинику приходили для профилактики, активного выявления заболевания", – отметила вице-министр здравоохранения Ляззат Актаева.

Она подчеркнула, что при возникновении жалоб, ухудшения самочувствия нужно обращаться к участковому врачу. Записаться можно через Egov.kz.

"Для того чтобы снизить очерёдность, мы пошли на такую меру. На сегодняшний день к врачу прикрепляется где-то 2200 человек, сейчас выделены финансовые средства на разукрупнение участков. И мы добиваемся, что в поликлиниках к врачу общей практики было прикреплено не более 1700 человек. Если его нагрузка уменьшится, очерёдность к нему снизится, и полнота медицинского обслуживания у него улучшится. До 15 декабря каждый житель может прикрепиться к больнице на свой выбор, независимо от территории", – пояснила она.

Из общего числа обращений 70% оставляют вызов первой-третьей категории срочности и 30% – четвёртой категории срочности. В сутки на пульт 103 в столице поступает до 2500 обращений, из которых требуется 1500 вызовов фельдшеров. Остальные около 1000 обращений заканчиваются на уровне работы диспетчера "103". Иногда в эту службу обращаются, чтобы узнать, как принимать лекарства, и тогда их, как правило, направляют в другие поликлиники или специализированные call-центры, некоторые и вовсе интересуются адресом аптеки.

"В день около 1000 человек вызывают скорую для оказания минимального объёма медицинской помощи. Это в большинстве случаев померить давление, дать очередную таблетку, иногда просто консультировать человека с температурой, чтобы он правильно себя вёл во время ОРВИ и гриппа – как бороться с лихорадкой. И бывают такие случаи, когда человек неправильно постриг себе ногти, и у него получается воспаление подкожной клетчатки или фурункул. И такие случаи занимают наше внимание. А так на самом деле скорая помощь должна выезжать на спасение жизней", – отметил главный врач на ГКП на ПВХ "Городская станция скорой медицинской помощи" акимата Астаны Тимур Муратов.

Он привёл опыт Израиля, где проживает 8,5 млн человек и работает всего 2200 сотрудников скорой помощи. В год в этой стране 881 тысяча вызовов, тогда как для сравнения в миллионной Астане было обслужено в 2017 году 538 тысяч вызовов. Всё остальное разгружается при помощи волонтёров.

"В этом государстве любой гражданин считает честью помочь спасти жизнь другому человеку. Каждый ребёнок, который заканчивает 10-й класс, обязан пройти школу BLS жизней – Basic Live Support – это базовое спасение жизней. Этим у них занимаются станции скорой помощи и бесплатно обучают в течение двух месяцев. Такая же система сформирована в Нью-Йорке", – отметил он, выразив надежду, что когда-нибудь такая система обучения будет налажена и в Казахстане.

Айсулу Тимурова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться