Нагрузка на скорую помощь в Казахстане в три раза выше, чем в странах ОЭСР

Нагрузка на скорую помощь в Казахстане в три раза выше, чем в странах ОЭСР

Объём обращений ежегодно растёт на 0,5 млн вызовов; государство начало сортировку звонков, что на 20% сократило время доезда до срочных пациентов первой категории.

20 Октябрь 2018 11:25 3484

Нагрузка на скорую помощь в Казахстане в три раза выше, чем в странах ОЭСР

Автор:

Айсулу Тимурова

Фото: arnapress.kz

Все вызовы по телефону 103 поступают в диспетчерскую и фиксируются. Но мало кто знает, что затем эти звонки сортируются по четырём направлениям. Благодаря такой дифференциации время доезда до самых срочных пациентов первой категории удалось сократить с 11 до девяти минут.

В пятницу, 19 октября, для столичных журналистов был организован пресс-тур, в ходе которого рассказали о работе службы скорой помощи в рамках программы модернизации скорой медицинской помощи. В Казахстане на 100 человек приходится 40 вызовов, тогда как в среднем в мире на это количество людей приходится не более 10 вызовов.

Как отметил в ходе пресс-конференции директор РГП на ПХВ «Республиканский центр санитарной авиации» Нуржан Отарбаев, каждый год количество вызовов скорой медицинской помощи растёт на 500 тысяч. По его мнению, это не говорит о количестве больных людей – это свидетельствует о нерациональном и неэффективном использовании ресурсов скорой медицинской помощи.

«Если коснуться средней нагрузки скорой помощи – в странах ОЭСР не более семи-восьми вызовов в сутки, у нас это достигает в среднем 23 вызова в сутки. То есть получается, что в Казахстане бригада всё время безостановочно оказывает эту помощь. Естественно, это влияет на качество оказываемой медицинской помощи, и как один из показателей этой работы – показатель успешной реанимации. В странах ОЭСР при таких острых состояниях, как остановка сердечной деятельности, нарушение дыхания, потеря сознания, спасают трёх из четырёх человек, а у нас до проведения модернизации спасали одного из четверых. Такое количество обращений в скорую сказывается на качестве», – отметил Нуржан Отарбаев.

Чтобы разорвать этот порочный круг, в Минздраве на примере развитых стран было принято решение разделить ситуации, когда человеку нужна реально экстренная помощь и когда ситуация не представляет угрозу жизни и здоровью человека и такую помощь можно оказать в течение часа.

Для этого в июле 2017 года был издан приказ Министерства здравоохранения РК о разделении службы скорой и неотложной медицинской помощи. По этому документу все вызовы были разделены на четыре категории срочности. Первые три отнесли к скорой помощи, а четвертую – к неотложной. Четвёртая категория подразумевает не угрожающие жизни состояния, и она передана на обслуживание поликлинической службе города.

«К примеру, если пациент жалуется на повышение артериального давления, ему сделают укол капатена. Это не лечение артериальной гипотензии – это простое симптоматическое снятие приступа. Если пациент будет пользоваться симптоматическим снятием приступа, так это вреднее – представляете, давление было 160, и его резко снижают до 90? Нужно системно подойти, понять, из-за чего это, и назначить системную терапию», – пояснил глава центра санитарной авиации.

В городской станции скорой медицинской помощи Астаны в 2017 году было обслужено 531957 выездов, среднее время доезда до пациента по первой категории срочности составило 11 минут.

После введения дифференциации за девять месяцев текущего года было зафиксировано 281755 выездов, в среднем одна бригада обслуживает до 18 вызовов в сутки. Среднее время доезда до пациента сократилось на одну-две минуты.

Всего за девять месяцев текущего года в отделения неотложной помощи городских поликлиник поступило более 197 тысяч человек. Все отделения неотложной помощи при поликлиниках перешли на круглосуточный режим работы. Это позволило увеличить количество переадресованных неотложных вызовов, а также создало удобства для населения в повышении доступности и качества оказания медицинской помощи.

Всего по Астане насчитывается 26 бригад, оснащённых всеми необходимыми медикаментами и оборудованием для экспресс-диагностики, вплоть до электрокардиографа, глюкометра и дефибриллятора.

Если же пациент вызывал неотложку два или три раза подряд, об этом обязательно сообщат в поликлинику, и его возьмут на диспансерное наблюдение, скорректируют терапию. В итоге за год число обострений хронических заболеваний у пациентов снизилось на треть.

Кроме того, с начала 2018 года во всех поликлиниках внедряется Программа управления заболеваниями (ПУЗ), которая основана на профилактическом и системном подходе к оказанию медицинской помощи. Пока программа охватывает больных, страдающих артериальной гипертензией, хронической сердечной недостаточностью и сахарным диабетом.

Все пациенты ведут дневники самоконтроля, контролируют факторы, влияющие на их здоровье. Благодаря этому у 75% пациентов стабилизировались показатели уровня артериального давления, сформированы навыки его контроля и регулярности приёма гипотензивных препаратов. Число случаев госпитализации пациентов с хронической сердечной недостаточностью снижено вдвое. Увеличилось количество пациентов, обследованных на сахарный диабет.

«Самый главный вопрос – это вопрос профилактики, предотвращение развития заболевания. Государство выделяет финансы на проведение и выявление заболеваний системы кровообращения и глаукомы, а также онкологических заболеваний. Для пациентов это бесплатно. Самое важное, чтобы пациент пришёл на обследование. А затем в соответствии с определённой периодичностью через два или четыре года наблюдался. Важно, чтобы в поликлинику приходили для профилактики, активного выявления заболевания», – отметила вице-министр здравоохранения Ляззат Актаева.

Она подчеркнула, что при возникновении жалоб, ухудшения самочувствия нужно обращаться к участковому врачу. Записаться можно через Egov.kz.

«Для того чтобы снизить очерёдность, мы пошли на такую меру. На сегодняшний день к врачу прикрепляется где-то 2200 человек, сейчас выделены финансовые средства на разукрупнение участков. И мы добиваемся, что в поликлиниках к врачу общей практики было прикреплено не более 1700 человек. Если его нагрузка уменьшится, очерёдность к нему снизится, и полнота медицинского обслуживания у него улучшится. До 15 декабря каждый житель может прикрепиться к больнице на свой выбор, независимо от территории», – пояснила она.

Из общего числа обращений 70% оставляют вызов первой-третьей категории срочности и 30% – четвёртой категории срочности. В сутки на пульт 103 в столице поступает до 2500 обращений, из которых требуется 1500 вызовов фельдшеров. Остальные около 1000 обращений заканчиваются на уровне работы диспетчера «103». Иногда в эту службу обращаются, чтобы узнать, как принимать лекарства, и тогда их, как правило, направляют в другие поликлиники или специализированные call-центры, некоторые и вовсе интересуются адресом аптеки.

«В день около 1000 человек вызывают скорую для оказания минимального объёма медицинской помощи. Это в большинстве случаев померить давление, дать очередную таблетку, иногда просто консультировать человека с температурой, чтобы он правильно себя вёл во время ОРВИ и гриппа – как бороться с лихорадкой. И бывают такие случаи, когда человек неправильно постриг себе ногти, и у него получается воспаление подкожной клетчатки или фурункул. И такие случаи занимают наше внимание. А так на самом деле скорая помощь должна выезжать на спасение жизней», – отметил главный врач на ГКП на ПВХ «Городская станция скорой медицинской помощи» акимата Астаны Тимур Муратов.

Он привёл опыт Израиля, где проживает 8,5 млн человек и работает всего 2200 сотрудников скорой помощи. В год в этой стране 881 тысяча вызовов, тогда как для сравнения в миллионной Астане было обслужено в 2017 году 538 тысяч вызовов. Всё остальное разгружается при помощи волонтёров.

«В этом государстве любой гражданин считает честью помочь спасти жизнь другому человеку. Каждый ребёнок, который заканчивает 10-й класс, обязан пройти школу BLS жизней – Basic Live Support – это базовое спасение жизней. Этим у них занимаются станции скорой помощи и бесплатно обучают в течение двух месяцев. Такая же система сформирована в Нью-Йорке», – отметил он, выразив надежду, что когда-нибудь такая система обучения будет налажена и в Казахстане.

Айсулу Тимурова

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

ДГКИБ Алматы получила пять новых реанимационных кроватей для взрослых

Оборудование стоимостью 14 млн тенге предоставил Благотворительный фонд «АЯЛА».

28 Апрель 2020 10:54 1016

ДГКИБ Алматы получила пять новых реанимационных кроватей для взрослых

Благотворительный фонд «АЯЛА» передал 5 новых реанимационных кроватей для взрослых в Детскую городскую клиническую инфекционную больницу Алматы (ДГКИБ). Оборудование стоимостью 14 млн тенге было закуплено президентом фонда Айдан Тулеутаевной Сулейменовой.

На период пандемии детская инфекционная больница Алматы была переоборудована и стала одним из главных центров по борьбе с новой коронавирусной инфекцией в крупнейшем мегаполисе страны. В ней получают необходимое противовирусное лечение не только дети, но и взрослые.

Из-за быстрого перепрофилирования в условиях чрезвычайной ситуации у реанимационного отделения детской инфекционной больницы стоит острая потребность в реанимационных кроватях для взрослых. Поэтому руководство ДГКИБ обратилось в фонд «АЯЛА» за помощью. Поиски спонсоров не увенчались успехом. И президент фонда приняла решение приобрести часть из необходимого количества реанимационных кроватей на собственные средства.  

Новые четырехсекционные специализированные реанимационные кровати произведены в Турции. Они в автоматическом режиме быстро и безопасно переводят пациента с сердечной и легочной недостаточностью в максимально удобное положение. При легочной недостаточности положение полусидя снижает нагрузку на легкие и позволяет дышать легче.  

Пульты управления позволяют регулировать спинную и бедренную секции по отдельности и одновременно в автоматическом режиме с изменением высоты секции спины и тазобедренной. А встроенный аккумулятор гарантирует, что экстренная помощь пациентам будет оказана в необходимом объеме, даже если по каким-то причинам в больнице не будет электричества. 

Руководство Детской городской клинической инфекционной больницы Алматы выразило слова благодарности фонду «АЯЛА» за переданное оборудование и за постоянную поддержку реанимационного отделения самым современным оборудованием.

В марте этого года фонд при спонсорской поддержке компании «Шеврон» передал в эту больницу 2 новых аппарата искусственной вентиляции легких у детей. А 2 апреля 2020 года Айдан Тулеутаевна Сулейменова передала в реанимацию взрослой Городской инфекционной больницы Алматы 10 новых реанимационных кроватей на общую сумму 30 млн тенге. Всего для борьбы с COVID-19 в Казахстане фонд «АЯЛА» привлек 115,8 млн тенге, на которые было закуплено современное оборудование для спасения жизней казахстанцев.    

Казахстанцы «загнобили» медиков – депутат

Мажилисмены предлагают рассмотреть вопрос информационной поддержки работы врачей в период пандемии, сообщает inbusiness.kz.

22 Апрель 2020 12:23 800

Казахстанцы «загнобили» медиков – депутат

По словам депутата Павла Казанцева, правительству следует выработать комплекс действенных организационных, информационных мер и мероприятий по информационной работе, направленной на поддержку медработников.

«Каждый день мы читаем в сетях эмоциональные высказывания, оценки и переживания. Все это понятно и объяснимо, любые ограничения противоречат нашей реальности. Но один феномен весьма трудно понять и объяснить с каких бы то ни было общечеловеческих позиций. Это феномен общественного порицания наших медиков», – сказал он.

Депутат напомнил, что врачи сейчас находятся в эпицентре опасности, на передовой в оказании помощи.

«Они – наша надежда и наша гарантия! Но, вместо того чтобы окружить их вниманием, благодарностью, поддержкой, сетевое сообщество копается в грязном белье. Оказали помощь – «Что за драконовские меры?», «А есть ли вирус?», «Сами придумали – сами лечите». Не оказали помощь – «Куда смотрели?», «Надо быть жестче», «С таким здравоохранением проще сразу умирать…» Заразились на рабочем месте – «Сами виноваты», «Надо было за собой смотреть», не заразились – «Да они к больным не подходят». Попросили доплату – «Только ради денег работают», «Вы клятву давали» и так далее», – перечислил Казанцев.

При этом медики терпят и продолжают выполнять свой профессиональный долг, добавил он.

«Им выбивали двери палат в карантинных стационарах, материли, угрожали вернувшиеся из далеких стран «здоровые» туристы, не согласные с правилами эпидемиологической безопасности. Им тыкали в обветренное уставшее лицо камерой нового айфона, когда они пытались на блокпосту измерить температуру. Наших медиков унижали и обижали тысячи раз. Но они продолжают выполнять свой долг. После контакта с зараженным медицинский персонал больше не попадает домой, а отправляется на карантин. А дома маленькие дети, пожилые родители и другие обстоятельства. И, если им повезет и они не заражены, через 14 дней они снова приступят к выполнению своих обязанностей. Многие работники инфекционных стационаров живут прямо в больницах, оборудованных под гостиницы», – рассказал мажилисмен.

Медики сегодня – это герои, и никто не имеет морального права давать оценки их компетенциям, судить за ошибки, подчеркнул он.

«Мы видели примеры, когда медицинских работников чествовали как героев в других странах, и у нас делятся этими кадрами, восхищаются их подвигами. Сегодня наша очередь поддерживать и благодарить наших героев. Сейчас мы можем только поддерживать, благодарить и надеяться. Болезнь забирает все статусы, кризис обнажает истинные лица людей. Так давайте сохраним человеческий облик! В тех самых странах, на которые мы с пиететом ссылаемся, ведется ежедневная информационная работа по поддержке медиков, очень многих страны знают, что называется, в лицо. Люди поддерживают врачей и медсестер, устраивают флешмобы, акции поддержки. Тысячи людей становятся волонтерами для оказания содействия населению, и в том числе медперсоналу. Чувствуется мощнейший национальный настрой на поддержку и на общую победу с общей бедой», – высказался мажилисмен.

Он считает, что сейчас категорически не время для раздоров и выяснения отношений.

«Сейчас время сплочения нации против общей беды. А для этого необходимо радикально изменить подход к информационной работе со стороны уполномоченных на это государственных органов. Важно не только давать статистику, а показывать сложнейшие условия круглосуточной работы наших медиков. И это также касается наших полицейских, военных, других задействованных служб. Тогда более информированное общество станет с гораздо большим пониманием и лояльностью относиться к этому вопросу», – отметил депутат.

В связи с этим он полагает целесообразным в рамках работы госкомиссии по ЧП экстренно рассмотреть этот вопрос и выработать комплекс действенных организационных, информационных мер и мероприятий по информационной работе в центре и на местах с соответствующей финансовой поддержкой.

Дана Карина

Смотрите и читайте inbusiness.kz в :

Подписка на новости: