В прошлом году одна из сильнейших киберспортивных организаций СНГ – Virtus.pro основала подразделение по игре Hearthstone, к которому присоединился казахстанский игрок Олжас Батырбеков, выступающий под ником "Найман". Переход в другую команду последовал весной 2016 года, когда уроженец Алматы одержал победу на Europe Winter Championship, выиграв 25 тысяч долларов. В эксклюзивном интервью abctv.kz киберспортсмен рассказал о крупнейших победах на крупных состязаниях в уходящем 2017 году, ответил на личные вопросы и поделился планами на будущее.
– Олжас, для начала расскажите о себе и как пришли в киберспорт?
– Мне 30 лет, живу в Алматы. Пришел в киберспорт из-за увлечения "Миром Варкрафта". Учился в Штатах и начал играть в "Мир Варкрафта", а затем в Hearthstone (коллекционная карточная онлайн-игра по мотивам Вселенной Warcraft. – Прим. автора). Игра Hearthstone сразу же понравилась, первые успехи не заставили себя ждать.
– Как давно уже играете за Virtus.pro? И вообще, как попали в мировой киберспорт?
– Играю в Virtus.pro уже полтора года. Попал в мировой киберспорт после хорошего выступления на турнире. Играл на тот момент в команде Vega Squadron. Турнир проходил в Англии. На нем я занял призовое место, проиграв на тот момент действующему чемпиону мира в полуфинале. После хорошего выступления в турнире я попал в команду Dignitas. В Virtus.pro попал после победного выступления на зимнем чемпионате Европы 2016 года.
– Из всех игр, которые есть в киберспорте, Вы выбрали именно Hearthstone. Почему эта игра?
– С детства родители привили любовь к шахматам, в школе любил математику и физику. Всегда любил различные головоломки, загадки, где требуется проявлять логику. Hearthstone требует логики, поэтому игра мне понравилась.
– Расскажите о команде, в которой Вы играете.
– В команде на данный момент нас трое: я, Рафаэль Bunny Hoppor Пельцер (Германия) и Артем Dr Hippi Кравец (Украина). Этот состав был подписан после зимнего европейского чемпионата, где я выиграл, Dr Hippi тогда стал вторым, а Bunny Нoppor занял третье-четвертое место (матча за третье место чаще всего нет, поэтому обычно указывается, как третье-четвертое. – Прим. автора). Команда собрана для совместных тренировок и подготовки к различным турнирам. Также иногда бывают именно командные турниры.
– Год подходит к концу. Какие крупные турниры можете отметить? Где удалось показать себя и достичь результата, а где нет?
– Этот год для нашей команды был не таким успешным, как прошлый, когда мы были лучшей командой. В прошлом году двое игроков из троих были на итоговом чемпионате мира. В этом году, к сожалению, ни одного. Из крупных турниров можно выделить два третьих места в командом чемпионате Trinity, из индивидуальных – Dreamhack Atlanta, где я занял третье-четвертое место. Жаль, что в этом году не получилось повторить прошлогоднее попадание на чемпионат мира. В этом году баланс игры, к сожалению, был ниже предыдущего года.
– Не так давно нам удалось побеседовать с Вашими коллегами по киберспорту, командой Gambit SC.GO. Они рассказали, что год для них запомнился тем, что они стали победителями самого важного турнира Major Krakow в Польше. Если провести аналогию с Вашей дисциплиной, то какой самый главный турнир в Hearthstone?
- Безусловно, чемпионат мира. Чемпионаты мира обычно проходили во время выставки BlizzCon. С текущего года чемпионаты станут отдельными мероприятиями. В прошлом году призовой на чемпионате мира был миллион долларов с 16 участниками.
- Если теперь посмотреть более положительную сторону, то как изменилась ваша жизнь? Может быть, вас узнают на улице?
- Киберспорт помог мне жениться. За это я ему очень благодарен. Деньги с моего первого крупного выигрыша ушли на организацию свадьбы. На улице Алматы узнают довольно часто. Это, безусловно, очень приятно. С моей будущей женой Алиной познакомились на предыдущей работе. Были коллегами. Невеста поддерживала меня в моей карьере киберспортсмена постоянно.
- Нет ли дедовщины со стороны ребят в команде?
- Мне кажется, что в любом составе есть добрые шутки между собой. В нашем составе эти шутки часто связаны с возрастом. Но чаще насчет возраста моих тиммейтов издеваюсь именно я, так как они младше меня примерно на 6-9 лет.
- Кстати, раз уж мы говорим о киберспорте, можно ли попасться за допинг и есть ли он вообще?
- Насколько я знаю, в киберспорте принимаются препараты, например, для увеличения скорости реакции. Не знаю, являются ли такие препараты официально допингом, но я считаю, что применение таких препаратов должно быть запрещено. Киберспорт быстро развивается и прогрессирует, поэтому уверен, что все проблемы будут решаться. Проблема с допингом в том числе.
- Скажите пожалуйста, на ваш взгляд, как простому парню или мальчишке можно прийти в киберспорт?
- Киберспорт, как и любой вид спорта, нужно просто полюбить. Если простой парень будет любить то, что он делает, будет развиваться, то успехи, как и в любом другом деле, придут. Это лишь вопрос времени и усердности. По поводу времени - сложно сказать. Я считаю, что киберспорт не должен влиять на обычную жизнь. Я имею в виду то, что из-за любви к киберспорту нельзя погружаться в него головой. Нужно помнить о других важных вещах, например, семье. Нужна гармония компонентов: в плане физической подготовки могу точно сказать, что находиться за компьютером сутками напролет - это вред здоровью. Как я уже сказал, нужна гармония.
- Насколько это доступно в финансовом плане для новичка?
- Киберспорт не настолько затратен на первых порах, как многие другие виды спорта. В данный момент у всех у нас есть компьютеры. Самое затратное - участие в открытых турнирах, например, Dreamhack. Есть Дримхаки в Европе, есть в США. Нужны билеты и проживание. Стоимость участия около 140 евро (плата за посещение 3 дней выставки). Особенно для СНГ региона эти турниры затратны, так как требуется лететь в Европу или Америку. Если игроки без команды, то получается, что они едут за свой счет.
- Кстати, ваш ник "Найман". Знакомы ли или, может быть, знаете о другом казахстанце "Наймане"? Речь в данном случае идет про Куата "НАЙМАНА" Хамитова, который профессионально выступает в ММА.
- С Куатом лично не знаком, к сожалению.
- Он известен многим по своими острыми высказываниями. В одном из них он сказал, что государству следовало бы лучше развивать единоборства, нежели футбол, на который, по его мнению, тратятся колоссальные деньги, а отдачи мало. Что думаете вы?
- В этом ответе с ним соглашусь частично. Вместо единоборств и футбола нужно развивать киберспорт, так как талантов у нас много (смеется:)
- Кстати, смотрите ли футбол? И за какую команду болеете?
- Футбол люблю с детства. К сожалению, последние 10 лет стало мало времени, чтобы следить за важными турнирами. В детстве ни одного важного матча не пропускали с братом и отцом. С детства являюсь фанатом "Милана" эры Андрея Шевченко.
- Вы часто путешествуете, приезжая на тот или иной турнир. Соответственно не бываете дома. По чему больше скучаете?
- Если лечу на турнир со своей женой, то часто путешествуем. Если без нее, то обычно провожу время в номере. Во время турниров вне Казахстана скучать времени мало. Обычно все мысли об игре. Если вылетаю с турнира рано, то начинается работа над ошибками. Нужно самосовершенствоваться каждый день. Не только в киберспорте, разумеется.
- В какие турнирах вместе с командой планируете принять участие до конца года? Или есть планы просто встретить Новый год?
- До конца года запланирован лишь один онлайн турнир от Старладдер. Потом хочу хорошенько отдохнуть, так как следующий год предстоит быть очень тяжелым. Новый год встречу дома с женой. По поводу планов на 2018 – пока графика четкого нет. В 2018 году выйдет карточная игра Artifact от Valve. Хочется ее испытать. Также это релиз очень поможет текущему состоянию Hearthstone, так как в данный момент у разработчиков Blizzard нет достойных конкурентов.
Тулеубек Арынов