Найти инвесторов для водного месторождения Кокжиде

11201

Крупнейшему месторождению пресной воды в Западном Казахстане – ультрапресному озеру Кокжиде -  грозит загрязнение нефтепродуктами.

Найти инвесторов для водного месторождения Кокжиде

Ещё в 80-х годах прошлого века геологи, которые искали нефть в Октябрьском районе Актюбинской области, наткнулись на огромное подземное озеро уникальной пресной воды в песках – Кокжиде, запасы его оцениваются почти в 1,8 миллиарда кубометров. Однако под озером были обнаружены и значительные запасы нефти.

В 1989 году руководство Актюбинской области предложило построить водопровод с месторождения Кокжиде до Актюбинска, попутно обеспечив водой районные центры  Алгу и Октябрьск (сейчас это Кандыагаш). В министерство нефтяной промышленности СССР было направлено письмо с просьбой о выделении труб для строительства водопровода. Министр дал своё согласие. Но просьбу удовлетворить пообещал в следующем году. А скоро произошёл развал великого и могучего. Когда распался СССР, было не до Кокжиде с его удивительно вкусной и мягкой водой.

"В устье реки Темир на соединении с рекой Эмба у нас имеется уникальный по своему геологическому строению объект - пески Кокжиде. Они являются естественным фильтром для воды. Под песками находится подземное месторождение воды. Оно было открыто в 1983 году. В то время государственная комиссия по запасам определила объём подземных пресных вод в полтора миллиарда кубических метров. Это уникальное месторождение ультрапресной воды. Не только для Актюбинской области, но и для Западного Казахстана в целом. В районе песков Кокжиде ещё с советских времён велась интенсивная разработка нефтяных месторождений. В первые годы независимости Казахстана из-за отсутствия экологического кодекса, нефтяники зашли на территорию песков Кокжиде. В последствии были приняты законы "Об особо охраняемых природных территориях", "О недрах и недропользовании". Месторождение "Кокжиде", согласно ст.77 главы 16 Закона РК "Об особо охраняемых природных территориях" от 2004 года, является участком недр, представляющим особую экологическую, научную, историко-культурную и рекреационную ценность и относится к государственного природно-заповедному фонду. Согласно этому закону запрещается на охраняемых объектах любая деятельность, угрожающая их сохранности. Однако до сих не определено понятие "угроза". Вот это и является камнем преткновения", - говорит руководитель отдела государственной экологической инспекции департамента экологии по актюбинской области Нуртай Сатимов.

Что имеем – не храним?

В середине девяностых годов прошлого столетия в Актюбинскую область начали активно заходить нефтедобывающие компании. В окрестностях Кокжиде стали появляться многочисленные буровые установки. Если раньше вблизи песков разрабатывалось только жанажольское месторождение нефти, то за последние 20-25 лет появилось больше десятка недропользователей.

Наиболее активная добыча нефти в настоящее время ведётся в северном фасе песков. Это компании АО "СНПС-Актобемунайгаз", АО "КМК Мунай", АО "Фирма Ада Ойл". В южной части песков в стадии разведки находится нефтяное месторождение Урихтау, оператор его -  ТОО "Урихтау Operating".

В настоящее время  эти компании ведут разведку, опробование и добычу углеводородного сырья в пределах месторождения подземных вод Кокжиде.

Экологи приводят факты, которые говорят о наличии загрязнения нефтепродуктами вод озера.

"Проблема сохранения песков департаментом экологии постоянно поднимается. В 2008 году местным акиматом была создана межведомственная комиссия по сохранению данного объекта. Мы говорили, что необходимо проводить комплексные экологические исследования. Мы ежегодно исследуем пески и берём пробы подземных вод на наличие в них нефтепродуктов – создана сеть наблюдательных скважин. В некоторых пробах было обнаружено превышение предельно допустимой концентрации нефтепродуктов. Но мы пока не можем сказать точно, виноваты ли в этом существующие добывающие компании. Есть старые законсервированные скважины восьмидесятых годов. Возможно, утечка оттуда. Оснований говорить, что у нас сильное загрязнение, пока нет. Но ждать, когда оно уже явно появится, мы не имеем права. Последствия интенсивной нефтедобычи непредсказуемы. Нельзя потерять такое месторождение пресной воды", - поясняет Нуртай Сатимов.

Так, по его данным, на наблюдательных скважинах 13М, 14М и 17Н в период 2010-2014 ггоды превышение ПДК нефтепродуктов в воде достигало от трех до 42 раз.

Пути решения данной проблемы экологи видят в принятии норм, запрещающих непосредственный контакт конструкции скважины с водой. А для этого необходимо провести переоценку запасов подземных вод и определить границы их залегания. Ведь подобные гидрогеологические исследования проводились в далёком 1983 году. Для этого нужны солидные финансовые средства. Чтобы определить необходимую сумму, требуется составить технико-экономическое обоснование. Эта проблема должна решаться не на местном, а на республиканском уровне

"Самые опасные для месторождения воды –  компании, которые используют неглубокие скважины. Это ТОО "Фирма Ада Ойл", ТОО "Кокжиде Мунай". Если вода лежит на глубине 300 метров, то у них скважины – 500-600 метров. Они заезжают прямо на пески и используют вертикальное бурение. Даже те скважины, которые находятся вдали от территории песков в солоноватой зоне, могут навредить. Так как на Кокжиде водоносный пласт неограничен, то, загрязняя слабосолоноватые воды, нефтепродукты через некоторое время могут попасть в месторождение пресной воды. А ведь из этого источника получают питьевую воду близлежащие посёлки Кенкияк и Жанажол. Угроза загрязнения песков Кокжиде сегодня актуальна, как никогда", - считает председатель совета директоров АЮЛ "Геологических компаний", гидрогеолог Азамат Душекенов.

Экологи не могут просто так прийти и запретить добычу углеводородов, или заставить компании применять альтернативное бурение. В настоящее время осуществляется горизонтальное бурение с применением дополнительной изоляции. Эта технология считается безопасной, однако конструкция скважины соприкасается с подземными водами.

Нефтяники заверяли и заверяют, что делают всё возможное, чтобы не загрязнить подземное озеро.  

"АО "СНПС-Актобемунайгаз" осуществляет свою деятельность на основании контракта на проведение операций по добыче углеводородного сырья на месторождении Кенкияк подсолевое, расположенного на территории Темирского и Мугалжарского района Актюбинской области. В пределах песчаного массива Кокжиде расположены десять добывающих скважин и три скважины ликвидированные (пробуренные до 90-х годов). Глубина скважин на месторождении Кенкияк составляет 4800 – 4950 метров. Бурение эксплуатационных скважин в пределах песчаного массива Кокжиде проводилось на основании проекта, согласованного с государственными органами. При бурении добывающих скважин была предусмотрена усложнённая конструкция, где основным мероприятием по предотвращению загрязнения подземных вод было строительство скважин, разработанных на основании "Правил безопасности в нефтяной и газовой промышленности" с учётом горно-геологических условий и анализа материалов бурения скважин, расположенных на песчаном массиве Кокжиде. Скважины перекрываются тремя колоннами с дальнейшим цементированием затрубного пространства, что предохраняет пласты пресных вод. В данное время бурение нефтяных скважин на указанном массиве нашим предприятием не ведётся", - пояснили abctv.kz в АО "СНПС-Актобемунайгаз".

В компании утверждают, что согласно плану мероприятий по защите окружающей среды песчаного массива Кокжиде ещё в 2005 году был разработан проект проведения гидрогеологических работ по организации наблюдательной сети мониторинга подземных вод на месторождении. Были построены скважины для мониторинга в пределах песчаного массива.

"Начиная с 2007 года, ежеквартально проводился мониторинг подрядными организациями: ТОО "Казэкопроект", ТОО "Эколог. Бизнес-консалтинг", ТОО "ЖанажолМунайСервис", ТОО "Геобазис", ТОО "Алия и Ко", ТОО "ЭколоджиБизнесКонсалтинг". Отчёты по мониторингу АО "СНПС-Актобемунайгаз" предоставляются в межрегиональный департамент "Запказнедра". За прошедший период превышения ПДК нефтепродуктов в соответствии с СП "Санитарно-эпидемиологические требования к водоисточникам, местам водозабора для хозяйственно-питьевых целей, хозяйственно-бытовому водоснабжению и местам культурно-бытового водопользования и безопасности водных объектов"  на территории зоны санитарной охраны (месторождение Кокжиде) выявлено не было", - заверяют в нефтедобывающей компании.

Информацию о том, какие суммы выделяются на проведение мониторинга, нефтяники предоставить отказались, сославшись на коммерческую тайну. Согласно положениям ст.99 "Экологического кодекса РК", финансирование природоохранных мероприятий осуществляется компаниями самостоятельно.

Вода может стать товаром

По словам гидрогеолога Азамата Душекенова, для Западного региона и в целом для страны месторождение Кокжиде уникально. Тут совпадение многих факторов: большая толща песков – до 300 метров, поэтому вода ультрапресная (минерализация – 0,3-0,6 граммов на литр) и неограниченный пласт. По его экспертной оценке, запасы воды в Кокжиде, которые можно добывать ежесуточно – 700-800 тысяч кубометров. Актобе потребляет в сутки приблизительно чуть больше 150 тысяч кубометров. То есть, водой с этого месторождения можно обеспечить четыре таких больших города, как Актобе. Причём, очень высокого качества.

"С 1983 года я работал начальником гидрогеологической экспедиции. Охрана подземных вод от истощения и загрязнения, их запасы – это моя стихия. Когда открыли нефтяное месторождение Жанажол, срочно нужны были запасы воды. Наша экспедиция проводила разведку подземных вод в течение нескольких месяцев. Запасы подземных вод Кокжиде, к счастью, оказались восполняемы. За счёт атмосферных осадков и поверхностных вод – рядом протекают реки Эмба и Темир. Если каждый год извлекать 10% запасов, то подземное озеро будет восполняться", - рассказывает Азамат Душекенов.

По его словам, Актобе получает питьевую воду из близлежащих скважин вокруг города. Для областного центра этого вполне достаточно. Но почти треть песков Кокжиде находится на территории Атырауской области, которая испытывает дефицит в питьевой воде. Однако почему-то инвесторы не заинтересованы на сегодняшний день в промышленной разработке месторождения ультрапресной воды. А ведь в этом случае вокруг Кокжиде появилась бы водоохранная зона.  

Семён Данилов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться