Наказания за нарушения правил дорожного движения могут ужесточить

499

На следующей неделе мажилис рассмотрит в первом чтении поправки в Закон «О дорожном движении» и сопутствующие нормативные акты

Наказания за нарушения правил дорожного движения могут ужесточить

На следующей неделе мажилис рассмотрит в первом чтении поправки в Закон «О дорожном движении» и сопутствующие нормативные акты.

В течение года группа депутатов мажилиса парламента дорабатывал Закон «О дорожном движении», который вступил в силу 20 октября 2014 года. А за несколько месяцев до вступления, в мае, заработали отдельные его нормы, в частности увеличились штрафы за нарушения правил дорожного движения. Закон, по признанию самих полицейских, чиновников и депутатов, получился не самым удачным и дорогостоящим для многих автовладельцев. Некоторые его нормы, такие, к примеру, как обязательное использование автокресел при перевозке детей, взволновали общественность и таксопарки. Недоработанный пункт про запрет остановки и стоянки на улицах городов и вовсе пришлось объявлять недействительными, и до сих пор неясно, кому перешли дорогу велосипедисты с их пассажирами. Как известно, согласно новым ПДД, перевозка людей на велосипедах оказалась незаконной. Корреспондент портала Kolesa.kz встретился с руководителем рабочей группы мажилиса, депутатом Галиной Баймахановой и узнал, какие поправки в автомобильное законодательство подготовили народные избранники.

Оказалось, что депутаты хотят внести поправки не только в Закон «О дорожном движении», но и в Закон «О транспорте», административный и налоговый кодексы, а также в иные документы. Причем мажилисмены говорят, что постараются прописать основные принципы, а уже в ПДД и других подзаконных актах уточнить детали.

Работу над поправками в закон депутаты начали с того, что отменили норму, запрещающую стоянку там, где она специально не разрешена, то есть практически везде. Предложенные поправки, отменявшие норму об обязательном включении фар, решили снять и оставить все как есть, так же, как и норму о детских автокреслах.

Кроме того, разработчики поправок учли, что государство хорошо заработало на тщеславии некоторых автовладельцев, и решили расширить список красивых госномеров, реализуемых по повышенным ценам (статья 66 закона «О дорожном движении»). Теперь официально продавать предлагается номера с красивыми буквенными сочетаниями типа NNN или ZZZ, а также так называемые зеркальные цифровые комбинации типа 010 или 595. Просчитали депутаты и тарифы. Так, например, зеркальный номер ориентировочно может стоить 150 тысяч тенге, а если еще и с желанными буквами, то около 300 тысяч.

Рассмотрели предложения и по снижению штрафов за некоторые нарушения ПДД. Мажилисмены подсчитали, что средняя зарплата в Казахстане равна 100 тысячам тенге, а средний штраф – примерно 20 тысячам (10 МРП). Соотношение зарплаты и штрафов (1:5) посчитали слишком суровым и решили пересмотреть некоторые нормы наказаний, прописанные сегодня в Административном кодексе. Правда, по признанию депутатов, снижение штрафов – затратная норма, и в условиях дефицита казенных денег вряд ли будет поддержана бюджетной комиссией.

Одновременно предлагается ужесточить наказание на ряд правонарушений. Так, в статью 46 КоАП РК планируется внести изменение, позволяющее лишать прав инвалидов за езду в нетрезвом виде. Сегодня законодательство этого делать не позволяет: штрафовать людей с ограниченными возможностями можно, а лишать водительского удостоверения нельзя. При этом штраф по статье 597 Административного кодекса за нарушение правил остановки и стоянки предлагается снизить с 10 МРП до 3 МРП, а за стоянку на месте для инвалидов – с 50 до 5 МРП.

Ответственность по статье 598, видимо памятуя о ДТП со «скорыми» и их игнорирование в потоке, мажилисмены предлагают ужесточить. За то, что водитель не пропустит машину оперативных и специальных служб со включенными световыми и звуковыми сигналами предлагается взыскивать не 7 МРП, а 10 месячных расчетных показателей. То же самое нарушение в отношении транспорта со спецобозначениями на кузове может повлечь штраф в размере 30 МРП (сейчас 10 МРП). При этом за повторное нарушение в течение года предлагается повысить штраф с 15 МРП до 50 МРП.

Статья 613 КоАП, возможно, тоже претерпит значительные изменения. За отказ от медосвидетельствования на алкоголь или наркотики депутаты предлагают лишать прав на 3 года. Сегодня лишают на 2 года, что делает выгодным не ехать на медэкспертизу подвыпившим водителям, ведь в случае выявления опьянения лишают прав на 3 года. А странный пункт, где пассажирам запрещено выходить из автомобиля, не спросив дозволения полицейских, предлагается исключить из закона «О дорожном движении» вообще, как и штраф за это в размере 5 МРП.

Предписания, оформляемые по показаниям с камер фото- и видеофиксации решили узаконить. К сведению: до сегодняшнего дня этот вид документов нигде не был отмечен, и юридически штрафы по ним можно было либо в некоторых случаях вообще не платить, либо растягивать процесс уплаты до бесконечности. Теперь же в КоАП предлагается прописать норму, согласно которой штрафы по предписаниям с камер станут оформляться в течение трех суток со дня фиксации правонарушения и установления собственника, о чем должны будут уведомить автовладельца.

Ну и, наконец, подпункт 5 пункта 1 статьи 75 «Прекращение права управления транспортными средствами» в проекте поправок дополнен словами о том, что «действие прав может быть прекращено в случае неисполнения исполнительного документа по взысканию штрафа». Предполагается, что представление об этом будут выносить судебные исполнители. Иными словами, не уплатил штраф, бегаешь от государства – бац! – и судоисполнители просят судью забрать ваше водительское удостоверение. Примечательно, что юридическое «прекратить» означает лишиться прав насовсем, а не просто до уплаты штрафа. Соответственно, после этого нарушителю придется заново сдавать экзамены на получение водительского удостоверения.

Первое чтение в парламенте должно состояться 9 декабря 2015 года. Если не будет больших споров, через неделю пройдет второе чтение, после чего законопроект отправят в сенат парламента. Теоретически, если и у сената не возникнет замечаний, закон уйдет на подпись к президенту до конца года.

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться