Возможность проведения аукционов на крупные по мощности проекты возобновляемых источников энергии (ВИЭ) обсуждается в правительстве. Такую информацию в разговоре после круглого стола "Подведение итогов года по развитию возобновляемой энергетики в Казахстане в 2024 году", организованного ассоциацией ВИЭ Qazaq Green в Астане, подтвердил председатель совета директоров объединения Нурлан Капенов, сообщает корреспондент inbusiness.kz.
"Сейчас идет разговор о том, что аукционы на крупные (объекты ВИЭ. – Прим.) … И как раз-таки, я так понимаю, что этот вопрос родился из того, что раз дают межправсоглашения, то почему бы не поставить такие же объекты в конкурентную среду, чтобы в конкурентной среде разыграть такие крупные объемы. Правительство рассматривает. Опять же я не противник того, чтобы разыграли одному инвестору объем такой. За счет этого может сыграть такой эффект масштаба, когда будет … экономически низкая цена на тарифе. Но я противник того, чтобы это было в одной точке подключения. Это должно быть распределено. Пусть разыграют, например, на 500 МВт, скажем, на полгигаватта, выиграет один инвестор отечественный или не отечественный, или консорциум выиграет, но чтобы это было не в одной точке подключения, чтобы это было три-четыре электростанции по 150-200 МВт, но распределено в разных точках подключения", – поделился мнением эксперт по ВИЭ.
За последние годы Казахстан в обход какого-либо проведения аукционных торгов подписался в рамках межправсоглашений сразу на несколько крупных гигаваттных проектов ВИЭ от иностранных компаний – Masdar, Acwa Power, Total Energies, China Power – по строительству ветровых электростанций в Жамбылской области и в регионе Жетысу, то есть в южной зоне энергосистемы, где преобладает дефицит электроэнергии. Тарификация таких проектов привязана к валюте, а срок выплат за "зеленую" электроэнергию растягивается до 25 лет, при этом на этих крупных объектах ВИЭ по требованию KEGOC будут устанавливаться большие системы накопления. Недавно также стало известно, что крупные проекты "зеленой" электроэнергетики по такой же схеме будет реализовывать "Самрук-Энерго" совместно с китайскими партнерами в Туркестанской, Карагандинской и Павлодарской областях.
Вместе с тем новые аукционы ВИЭ могут провести с требованием установки систем накопления электроэнергии, сообщил в преддверии круглого стола вице-министр энергетики Сунгат Есимханов. К слову, такие батареи будут дорогими, что сделает аукционные тарифы еще выше, а работать на разгрузку электроэнергией накопители смогут лишь 1-2 часа в сутки, в случае большего использования они будут быстро деградировать всего за несколько лет.
"У нас позиция такая, что накопители нужно ставить на самих подстанциях KEGOC и за счет этих накопителей балансировать те дисбалансы, которые есть в энергосистеме, но не нагружать объекты ВИЭ. Не нагружать объекты ВИЭ, а создать такие инструменты для объектов ВИЭ, такие сигналы за счет регуляторной базы, чтобы объектам ВИЭ было интересно самим ставить эти аккумуляторы и "играть" на балансирующем рынке. То есть загружать, когда более дешевая электроэнергия, и продавать по более высокой цене, или когда излишки электроэнергии загружать в аккумуляторы и выдавать", – пояснил в беседе позицию отрасли Нурлан Капенов.
В диалоге он отметил феномен curtailment – ограничения генерации, когда энергосистема не может позволить себе взять "зеленую" электроэнергию от ВИЭ, что ограничивает их выработку.
"В этот момент (ограничения генерации. – Прим.), например, объект ВИЭ может накопить электроэнергию ВИЭ, излишки свои и в пике, когда есть пиковая стоимость очень высокая на балансирующем рынке – она доходит до 80 тенге, взять ее продать, то есть это дополнительные стимулы. Если будут такие экономические сигналы для инвесторов, то они будут сами ставить аккумуляторы. И, возможно, даже не объект ВИЭ, возможно, даже как отдельный бизнес будут ставить. Ночью у нас дешевая электроэнергия… если будут дифференцированные тарифы, когда ночью дешевая электроэнергия, возможно, ночью кто-то будет загружаться дополнительно. Мы говорим о том, что это должен быть либо отдельный бизнес, например, который будет заниматься балансированием, предоставлять как услугу для KEGOC, либо KEGOC для себя будет сам балансировать, либо это будут такие механизмы, которые заставят объекты ВИЭ самим ставить эти системы накопления", – считает специалист.
Таким образом, по его мнению, аукционы ВИЭ надо проводить без накопителей. При этом необходимо усовершенствовать балансирующий рынок, чтобы в обновленном виде он мог бы четко подать сигналы и стимулы для развития бизнеса по накопителям. Напомним, балансирующий рынок был запущен в работу в июле 2023 года, но он до сих пор остается малопонятным для инвесторов.
"Там (на балансирующем рынке. – Прим.) цена разная, смотря в какое время суток, но он непонятен, там правила игры непонятны. Там еще непонятно, он же работал у нас долгие годы в имитационном режиме, сейчас с прошлого года, с июля, он начал работать в реальном режиме, но пока еще там не настолько прозрачны, не настолько понятны правила игры. Например, для того, чтобы на балансирующий рынок выскочить, тебе нужно, чтобы нашлась пара у тебя… потом ты ждешь около месяца, пока тебе оплатят эти деньги… В идеале балансирующий рынок – это очень хорошая вещь, стимул, в том числе для ВИЭ… если ВИЭ будут ограничивать, если, как говорят, уберут приоритетную диспетчеризацию. Сейчас приоритетная диспетчеризация для объектов ВИЭ, у которых есть PPA (Power Purchasing Agreement – договор о покупке электроэнергии. – Прим.) с государством – с расчетно-финансовым центром. (Приоритетная. – Прим.) диспетчеризация означает, что всю 100% электроэнергию ВИЭ в первую очередь должны забрать у производителей ВИЭ. А KEGOC говорит, нужно уже убирать эту приоритетную диспетчеризацию, то есть это может быть по остаточному принципу – возьмут, не возьмут твою электроэнергию вырабатываемую. И это о том, что я им говорил: если вы уберете приоритетную диспетчеризацию, тогда компенсация должна быть. Если не берете электроэнергию, то должны заплатить тогда — это вид curtailment. И тогда в этот момент должен балансирующий рынок работать правильно, и тогда накопители будут самому объекту ВИЭ интересны", – высказался Капенов.
Он указал, что с правильно работающим балансирующим рынком сами инвесторы ВИЭ станут устанавливать накопители и в момент ограничений генерации будут аккумулировать электроэнергию для последующей продажи на пике потребления на балансирующем рынке по высокой цене. Сейчас же пока как такового рынка "зеленой" электроэнергии нет, поскольку она закупается монопольно единым закупщиком, подчеркнул представитель QazaqGreen.
"По крайней мере сейчас видно у KEGOC понимание в плане накопителей стало. Они говорят уже, что батареи-накопители должны быть как отдельный бизнес, может быть. Уже должны устанавливаться… возможно, получать возвратность инвестиций по рынку мощности. Возможно, будет получать возврат своих инвестиций на BESS (battery energy storage systems. – Прим.) – системы накопления, возможно, получать через балансирующий рынок, до этого они грузили же только объекты ВИЭ, сейчас нет, изменилось мнение у них, поменялось, прямо противоположно поменялось за последние полгода. Это прямо прогресс большой, у системного оператора сейчас поменялось мнение, видите, у нас так на одном языке можно разговаривать довольно-таки неплохо", – констатировал Нурлан Капенов.
Читайте по теме:
КЕGОС готовит Национальную электрическую сеть к прохождению отопительного сезона