Как сообщил abctv.kz директор Республиканского центра помощи предпринимателям (РЦПП) Дмитрий Казанцев, пока еще никто не оценил, каковы обороты теневого блогерского рынка в стране. В то же время он значительно коммерциализируется. Зарабатывают блогеры за счет рекламы, которая чаще всего носит косвенный характер. Например, бьюти-блогеры в скрытой форме продвигают в массы различные косметические бренды, фуд-блогеры – напитки и продукты питания. Отследить и доказать такое сотрудничество с компаниями крайне сложно, что позволяет им уходить от налогов. Впрочем, в блогерском сообществе не все так уж безнадежно. По словам г-на Казанцева, некоторые его представители, пусть и очень медленно, но начали выходить из тени и регистрировать ИП. В основном это популярные блогеры, у которых тысячи подписчиков.
Между тем руководитель РЦПП считает, что если налоги будут адекватны, то вскоре всем представителям этого рынка станут очевидны плюсы от легализации собственного бизнеса.
"Блогер может платить налоги по патенту в размере всего одного процента от доходов. Кассовый аппарат им не нужен, потому что патент освобожден от кассового аппарата. Легализация бизнеса позволит им привлечь больше рекламодателей. Допустим, крупная компания или банк хотят разместить рекламу. Понятно, что им нужны счета-фактуры, чеки, договоры с подписью и печатью. Когда блогеры попробуют работать в "белую", то поймут, что юрлица активнее взаимодействуют", – сказал он в кулуарах конференции, посвященной легализации самозанятых в Алматы.
Директор Форума предпринимателей Казахстана Мунавара Полташева считает, что есть и другая причина, по которой блогерам будет интересно работать, платя налоги.
"Думаю, к легализации их подтолкнет то, что они должны быть социально защищенными. Думая о будущем, они должны к этому прийти", – пояснила она.
Впрочем, проблемы легализации касаются не только блогеров, но и самозанятых, которые работают исключительно с физлицами. Это няни, репетиторы, фотографы, таксисты-бомбилы, работники личного подсобного хозяйства, неоплачиваемые работники семейных предприятий и другие граждане, не являющиеся индивидуальными предпринимателями.
"Эти люди не снимают офисы, их налоговая не может быстро найти. Таким бизнесом занимается 2,5 миллиона человек. Государство активно разрабатывает программу, чтобы предприниматели, которые имеют небольшой бизнес, могли быть социально защищены. Не делая пенсионные отчисления, они даже кредит не смогут взять для развития и масштабирования бизнеса, не смогут выйти на новый уровень", – заявил г-н Казанцев в ходе своего выступления на конференции, посвященной легализации самозанятых.
По его словам, в данный момент правительство разработало несколько программ, которые стимулируют самозанятых регистрироваться в качестве предпринимателей. Самым привлекательным для них, возможно, станет ежемесячный налоговый платеж, который составит 1 МРП (2405 тенге). Как пояснил г-н Казанцев, платеж могут сделать только организации, у которых нет штата сотрудников. По его словам, в этом случае самозанятым не нужно открывать ИП, предоставлять налоговую отчетность, можно заплатить 1 МРП и работать официально. Такой платеж объединяет в себе четыре взноса: индивидуальный подоходный налог, пенсионные отчисления, платежи в фонд соцмедстрахования и в государственный фонд соцстрахования. Таким образом, предприниматели будут принимать участие во всех госпрограммах, а республиканский бюджет получит дополнительно 3 млрд тенге.
Для онлайн-магазинов Налоговым кодексом предусмотрено освобождение от уплаты налога по корпоративному подоходному налогу и индивидуальному подоходному налогу на пять лет при соблюдении некоторых условий. Во-первых, плата за товары должна производиться безналичным платежом. Во-вторых, у предприятия должна быть собственная служба доставки товаров. Также доходы от осуществления электронной торговли товарами должны составлять не менее 90% совокупного годового дохода.
Для офлайн-магазинов торговля за наличный расчет будет облагаться налогом 2%, а торговля безналичным расчетом – 1%. Кроме того, если организация работает по патенту, то кассовый аппарат можно не использовать до 2022 года.
Что касается блогеров, то, по мнению г-на Казанцева, их следует отнести к оказывающим услуги в Интернете. Но об освобождении их от налогов пока речь не идет.
"У блогеров работа связана с Интернетом. Я очень надеюсь, что их освободят на пять лет от налогов. Сейчас от налогов освободили только интернет-торговлю. Уверен, что в ближайший год внесут изменения, и услуги в Интернете тоже отнесут к этой части", – убежден г-н Казанцев.
Следует отметить, что проблемы, связанные с налогообложением блогеров, существуют и в других странах. Например, в России блогеры регистрируют ИП только в тот момент, когда появляются крупные коммерческие запросы. Начинаются они, как правило, от 200-250 тысяч подписчиков на канале. Российские блогеры, которые работают в "белую", отчисляют в бюджет 6% от полученного дохода.
В Европе блогеры и фрилансы не платят налоги. Более или менее удачный опыт у Италии, которая сократила теневые доходы за счет того, что налоговая в случае превышения расходов над доходами просто вменяет налог на эту разницу.
Ограничения на размещение рекламы в личных блогах было введено, пожалуй, только в штате Филадельфия в США. В 2010 году блогерам, размещающим рекламу, было предложено либо единовременно внести в казну 300 долларов, либо платить каждый год по 50 долларов. Местным интернет-сообществом закон был воспринят резко негативно. Сообщалось, что он может заставить некоторых блогеров даже закрыть собственные странички, так как их доходы от рекламы меньше, чем установленные властями суммы выплат.
Напомним, что недавно пользователь Ботагоз Есениязова задала вопрос в блоге министра национальной экономики РК по поводу законодательного аспекта деятельности блогеров, зарабатывающих на рекламе.
"В качестве рекламы товаров и услуг, в том числе скрытой. Разумеется, за плату. В зависимости от популярности контента, числа подписчиков, вида рекламы (скрытая, видео-, фотопубликации, организация конкурсов) зависит стоимость услуг блогера. То есть, по сути, такая деятельность имеет определенный доход. Согласно общему классификатору видов экономической деятельности (ОКЭД), регламентируется деятельность рекламных агентств и представления рекламы в средствах массовой информации. При этом рекламная деятельность блогеров не аналогична этим видам деятельности. В связи с этим просим Вас разъяснить, являются ли блогеры субъектами предпринимательства в Казахстане? Если да, то какими нормами регулируется их деятельность? Если нет, то планируются ли какие-либо меры по урегулированию данной сферы?" – написала она.
Министр Сулейменов ответил пользователю, что деятельность блогеров регулируется законодательством и Предпринимательским кодексом.
Римма Гахова