Казахстанские налоговые службы намерены стать партнерами для отечественных предпринимателей. А для достижения этой цели в Комитете госдоходов планируют провести большую работу по развитию налоговой культуры.
При этом основными показателями налоговой культуры в обществе, как пояснили в ведомстве, являются: уровень информированности налогоплательщиков о формах и методах уплаты налогов, уровень их удовлетворенности от получаемых государственных налоговых услуг и рост добровольности уплаты налогов.
"Для достижения высокого уровня по указанным показателям мы увеличиваем количество услуг, переведенных в электронный формат и онлайн-режим для предпринимателей. Тем самым мы сводим до минимума контакт налогоплательщика с сотрудником фискального органа, значительно экономим их временные и финансовые затраты", - сказал в ходе пресс-конференции в Службе центральных коммуникаций директор департамента развития и модернизации комитета госдоходов Ержан Биржанов.
По его данным, на сегодня в электронном виде доступны25 видов налоговых услуг, из которых 24 можно получить через приложение "Правительство для граждан". Из общего числа предоставляемых налоговыми органами услуг, 87% реализуются в электронной форме. При этом самой востребованнойявляетсяуслуга по предоставлению налоговой отчетности.
И это, как заявил господин Биржанов, еще не предел.
В ведомстве стараются приложить максимум усилий, чтобы подружиться с казахстанскими бизнесменами. А проложить "мост дружбы", как уверены сами налоговики, помогут новые компьютеры и программное обеспечение, купленные за счет средств Всемирного банка. Новая техника обеспечит бесперебойную работу и перестанет быть раздражителем для сдающих отчеты предпринимателей.
В Комитете госдоходов не скрывают и честно признаются: проблемы при сдаче отчетностей есть. И "косяки" при этом есть с обеих сторон - как со стороны самих налоговых служб, так и со стороны налогоплательщиков.
Если в первом случае "яблоком раздора" являются сотрудники с низкой компетенцией, то во втором -- налогоплательщики, оттягивающие сдачу отчетности на последний день.
"Есть проблема по кадрам. У нас работают сотрудники на низовых уровнях в районных подразделениях, которые, получая запрлату в 70 тыс тенге, целый день принимают отчетность, а после приемки начисляют ее ввод. Они работают до 9-10 вечера. В пиковый период даже обед сокращается. Народ не выдерживает, компетенция иногда слабая. Проблемы мы знаем и стараемся обходиться внутренними ресурсами, выписывать премиальные, мотивировать иными способами. Такая проблема есть", - признался господин Биржанов, выразив надежду, что после смены программного обеспечения и полного оснащения компьютерной техникой проблем поубавится, "и народу будет проще сдавать налоговую отчетность".
"У нас еще проблема, что люди сдают отчетность в последние дни – это реалии на сегодня. Даже на 31 марта, когда госслужащим и юрпредприятиям необходимо сдать отчеты, все они приходят на период с 20 по 31 число, хотя мы везде объявляем, где-то в госорганах устанавливаем свои рабочие места, предлагаем поэтапно это все разделить. Естественно, когда нагрузка ложится на последнюю неделю, то бывают сбои. Эти сбои мы уже сейчас минимизируем", - пояснил он.
Господин Биржанов также рассказал, что у последних, то есть налогоплательщиков, с наступлением эры информационных технологий, растут запросы. Сдавать налоговую отчетность в онлайн режиме - это, конечно, хорошо, но может быть и лучше.
"Есть рост налогоплательщиков. Их потребности растут. Сейчас налогоплательщики хотят, чтобы налоговую отчетность можно было сдать буквально на смартфоне. Но действующие технологии это не позволяют, потому что есть общегосударственные системы безопасности, есть иные ограничения", - объяснил Ержан Биржанов.
Саяжан Каукенова