RU KZ
Нарушители исправятся

Нарушители исправятся

19:46 18 Август 2016 3984

Нарушители исправятся

Автор:

Жанболат Мамышев

Счетный комитет по контролю за исполнением республиканского бюджета (СК) выявил в деятельности комитета транспорта министерства по инвестициям и развитию РК и подведомственных последнему компаний финансовые нарушения на 2,1 млрд тенге.

Вместе с тем, сами транспортники обещают устранить нарушения и наказать виновных. 

«Проведенным государственным аудитом использования средств республиканского бюджета, выделенных комитету транспорта министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан на развитие транспорта и коммуникаций, установлены факты финансовых нарушений на сумму 2,1 млрд тенге, процедурных нарушений бюджетного и иного законодательства - 27,7 млрд тенге и неэффективного использования бюджетных средств на сумму более 19 млрд тенге», - сказал член СК Александр Горяинов на заседании комитета.

Контрольными мероприятиями была охвачена общая сумма средств республиканского бюджета в 153 млрд тенге, из которых 51 млрд тенге был охвачен по 15-й программе - субсидирование железнодорожных перевозок.

Александр Горяинов сообщил, что убыток АО «Пассажирские перевозки» вырос на 9 млрд тенге - до более чем 10 млрд тенге в 2015 году. При этом только за первый квартал 2016 года убыток компании составил 4 млрд тенге.

«Действующий механизм субсидирования убытков перевозчиков, связанных с осуществлением пассажирских перевозок по социально-значимым направлениям не стимулирует их к увеличению количества и повышению качества пассажирских сообщений, и не направлен на достижение конечного результата по перевозке пассажиров, как предусмотрено законом о железнодорожном транспорте и бюджетном кодексе», - сказал он.

При этом в стоимость аренды вагонов «Пассажирскими перевозками» у своей «дочки» - АО «Пассажирская лизинговая вагонная компания», включены затраты на приобретение новых вагонов – это 17,5 млрд тенге, что привело к увеличению арендной платы более чем в два раза.

По мнению СК, есть нарушения и в договорах на субсидирование между комитетом транспорта и перевозчиками. «Предусмотрено «удержание комитетом суммы субсидирования в случае выявления их нецелевого использования пропорциональное выявленной сумме. При этом не определены цели, на которые перевозчики должны использовать полученные средства, и не предусмотрена мера ответственности исполнителя в случае не выполнения объемов пассажирооборота», - сказал г-н Горяинов.

Член СК отметил и строительство Шульбинского защитного шлюза в Восточно-Казахстанской области, ввод которого был запланирован на 2015 год, но объект до сих пор не введен в строй - работы по нему выполнены на 80%.

Кроме того, более половины мероприятий плана по очистке Урало-Каспийского бассейна от затонувших судов, в том числе по проведению экологической экспертизы проектной документации по подъему затонувших судов, определению его стоимости и способа, организации мест утилизации судов, стоянки для конфискованных судов не исполнены либо исполнены несвоевременно. При этом на реализацию данного плана за 2013-2015 годы израсходованы средства республиканского бюджета на сумму 380,1 млн тенге, что на 317,8 млн тенге или на 83,6% больше запланированных расходов.

Значительные нарушения допущены и при использовании средств, выделенных на строительство метрополитена Алматы. Управлением автомобильных дорог Алматы трансферты на развитие на сумму 519,1 млн тенге, предусмотренные на реализацию проекта «Строительство второго пускового комплекса второй очереди метрополитена от станции Москва до станции Достык с обратным съездом», использованы на погашение кредиторской задолженности 2014 года по другому проекту. В 2015 году строительство второй очереди первой линии метрополитена Алматы осуществлялось без обязательного софинансирования из бюджета Алматы на 437, 9 млн тенге.

В свою очередь вице-министр по инвестициям и развитию Берик Камалиев заверил, что все недостатки будут устранены, а виновные – наказаны.

«Ряд нарушений выявлен по вопросам субсидирования «Пассажирских перевозок» железнодорожным транспортом. Хотелось бы отметить, что с 1 января 2017 года мы вообще планируем отойти от субсидирования убытков, и перейти на субсидирование регулируемых государством расходов перевозчика. В частности, будут субсидироваться расходы перевозчика: услуги магистральные железнодорожных сетей, локомотивные тяги и аренда содержание вагона. Это нам даст прозрачность процесса путем сокращения расходов перевозчиков», - сказал он.

По его словам, данные меры позволят повысить доходы от перевозок.

«После этого совещания мы в министерстве с участием руководства, компании «Казахстан темир жолы», куда входят «Пассажирские перевозки», акиматом города Астаны проведем совещание. Виновные лица будут привлечены к ответственности, все замечания будут учтены», - пообещал вице-министр.

В сентябре текущего года МИР планирует провести конкурс по определению перевозчиков пассажиров по всем 57 социально значимым железнодорожным межобластным сообщениям. По результатам конкурса будут заключены долгосрочные договора с перевозчиками на двадцатилетний период с учетом требований по обновлению пассажирских вагонов, задействованных в социально значимых перевозках.

Председатель правления АО «Пассажирские перевозки» Нурдаулет Килыбай напомнил, что в настоящее время соответствующий договор заключается всего на три года, что не позволяет качественно строить инвестиционную стратегию и обновлять вагонный парк. Он отметил, что в настоящее время на  маршруты Talgo уже приходится 20% от общей суммы доходов компании от пассажирских перевозок и эта доля будет расти.

Г-н Килыбай сообщил, что в ноябре-декабре 2016 года планируется запустить второй железнодорожный маршрут Talgo Астана-Алматы и Алматы-Шымкент.

«В этом году до конца года мы должны запустить Астана-Алматы второй маршрут Talgo и Алматы-Шымкент. По этим направлениям в день два раза будет ходить Talgo. Допустим, один утром выезжает в Алматы, вечером прибывает, другой, наоборот, вечером выезжает – утром прибывает как во всех цивилизованных странах. Мы планируем на ноябрь-декабрь», - сказал Нурдаулет Килыбай журналистам.

Жанболат Мамышев