Скептически отреагировали бывшие граждане Казахстана на заявление немецкого эксперта о том, что беженцы могут вытеснить их из Европы.
«Уехавшие из Казахстана немцы могут вернуться из Германии из-за наплыва беженцев», – во всеуслышание заявил один из казахстанских телеканалов, ссылаясь на мнение научного секретаря образовательной школы DEB Фердинанда Штолля.
Штолль, который недавно посетил Казахстан, рассказал, что сценарий возвращения вполне возможен, поскольку многие этнические немцы встревожены ситуацией с притоком мигрантов из стран третьего мира.
«Все зависит от ситуации, которая будет в Германии через полгода-год. Пока все нормально. Но у нас большая миграционная проблема: каждый день в Германию приезжают около 10 тысяч человек из Сирии, Афганистана, Африки. Если это продолжится, то через несколько лет ситуация будет очень тяжелой. Много российских и казахстанских немцев, с которыми я разговаривал, рассказали мне, что если ситуация с миграцией не урегулируется, то, возможно, они вернутся», – поведал эксперт.
Он пояснил, что миграция в Германию может повлиять на количество рабочих мест в стране и, возможно, создаст проблемы для местных жителей.
«80 процентов беженцев – это молодые парни, которым нужна работа. В сентябре только в Баварию приехало 300 тысяч мигрантов. Уже сейчас 10 процентов жителей Баварии – беженцы, и с каждым днем их число увеличивается. Пока люди ждут, но многие уже собираются, изучают возможности жизни в Казахстане и в России. Думаю, если число беженцев достигнет 20-30 процентов жителей, то даже многие местные немцы начнут уезжать», – заключил Штолль.
С позицией эксперта не согласны представители официальных властей ФРГ. Так, например, депутат немецкого бундестага Хармук Кошик заявил: «Так как я в комитете по внутренним делам Германии, то могу сказать, тенденции возвращения немцев в Казахстан как таковой не наблюдается». Тем не менее, он признал, что «есть одиночные случаи, когда люди возвращаются по различным причинам – ностальгия, родные люди, друзья или же смешанные браки». По словам депутата, в Германии сейчас проживают около 800 тысяч немцев из Казахстана.
Заявление герра Штолля вызвало бурную реакцию в казахстанской блогосфере. Бывшая гражданка Казахстана Дина Ауст, вышедшая замуж за этнического немца и переехавшая на постоянное место жительства в Германию, в социальной сети Facebook написала: «Никто никуда не собирается уезжать. Просто немножко побесились из-за приезда беженцев, вот и все. На самом деле беженцев – капля в море по сравнению со всем населением Германии… Не хочу, конечно, никого обижать, но скажу честно: если из Германии кто-то и соберется уезжать, то, скорее, в Австралию или Канаду».
Бывший кокшетауский аграрий Иван Шварцберг считает, что своим высказыванием Фердинанд Штолль пытался донести до казахстанских слушателей нехитрую истину в духе известной поговорки «Где родился, там и сгодился».
«Нас уже давно не ждут на нашей бывшей родине – в Казахстане, – полагает Шварцберг. – И это нормально: у всех своя жизнь, свои проблемы, свои способы их решения. Вернувшимся в Казахстан немцам сейчас будет невероятно трудно, поскольку страна за это время сильно изменилась. Сейчас, по существу, здесь новая экономика, новые общественные отношения, возросла конкуренция на рынке труда. Им придется заново проходить все то, что они испытали здесь в начале 90-х: проблемы с трудоустройством, проблемы с социальным обеспечением и медициной, проблемы с… Да, боже мой, масса проблем! Откровенно говоря, уровень жизни в Германии намного выше, чем в Казахстане. Я думаю, Казахстан когда-нибудь достигнет таких показателей экономического и социального благополучия своих граждан, какие сейчас существуют в ФРГ. Но это вопрос не одного десятилетия».
Пользователи Facebook пишут и о тех, кто, действительно, хочет вернуться. «Чаще всего – это люди, не сумевшие интегрироваться в систему современных отношений в Германии. Есть и такие, которые до сих пор не освоили языка, не смогли получить новую профессию, подтвердить диплом и специальность, полученные в Казахстане. Но их грезы о деревце и лавочке у подъезда родной пятиэтажки, покинутой ради Новой Германии, могут вдребезги разбиться о действительность. Дворовые друзья детства давно повзрослели, рассчитывать на их поддержку вряд ли придется. А вместо накрытого дастархана родной двор может встретить холодом отчуждения», – считает бывший бухгалтер из Атырау, а ныне работник системы социального страхования Зинаида Гец.
«Мы только-только адаптировались к реалиям Германии. Повторять все заново, как минимум, неразумно», – считает переводчик из Бремена, бывшая алматинка Анастасия Кригер.
Практически все опрошенные пользователи социальных сетей из числа бывших казахстанцев уверены, что ситуация с мигрантами, конечно, несет определенный ряд угроз, но все-таки не критична. «Да, есть определенные опасения. Есть опасность усиления конкуренции в секторе низкоквалифицированного труда. Но в целом проблем нет. Экономика Германии выдерживала и не такое», – считает бывший кызылординец, водитель-перевозчик взрывоопасных грузов Питер Репке.
Так что казахстанцам вряд ли стоит ожидать наплыва возвращенцев и усиления конкуренции на рынке труда в родном отечестве.
Алексей Никитин