Наш бизнес все равно будет двигаться вперед – Ербол Нурхожаев

8798

Спрос на казахстанский хризотил растет. Вот только с доставкой в 2022 году возникли сложности, передает inbusiness.kz.

Наш бизнес все равно будет двигаться вперед – Ербол Нурхожаев Фото: АО "Костанайские минералы"

О ситуации на рынке в целом и положении АО "Костанайские минералы", как единственного казахстанского производителя этой продукции, говорим с председателем правления компании Ерболом Нурхожаевым.

Результаты

– Ербол Сапарбаевич, в прошлом году ситуация на рынке менялась несколько раз. Сначала санкционные ограничения, позднее вопросы по внутристрановой логистике. Каким для вас стал минувший год?

 Если бы еще 10 тыс. тонн продукции выгрузили, был бы неплохим. Мы бы получили 240 тысяч тонн по производству и отгрузке.

По производству мы в целом улучшили эффективность работы, но в мае официально зафиксировали простой из-за сложностей с экспортом. Я не знал, какими путями и куда грузить. В месяц удавалось отгружать до 8 тысяч тонн, и это было серьезное для нас падение объемов. Но потом начали открываться маленькие окна, и мы стали первопроходцами.

Но осенью начался коллапс на нашей железной дороге. Вагонов и локомотивов не было, на дорогах заторы, брошенные составы. У меня был заказ на 30 тысяч тонн хризотила, а я отгрузил около 18-19 тысяч. Были еще заказы, но мы не успели отправить продукцию клиентам. Не было возможности.

На всех площадках говорили об этих проблемах, писали письма вплоть до аппарата президента. Все, что происходило тогда, до сих пор для меня остается загадкой. Но считаю, что здесь надо вопросы задавать менеджерам АО "НК "Қазақстан темір жолы".

– Сегодня ситуация стабилизировалась?

 Вагоны стали появляться, но появились другие проблемы. Мы говорим о транзитном потенциале страны, но без этой инфраструктуры реализовать идею будет непросто. Более того, стабильная работа железной дороги  это и вопросы национальной безопасности. Полагаю, пора трансформировать эту нацкомпанию.

– За эти полгода возникала мысль купить вагоны и локомотивы?

 Конечно. Мы детально проработали этот вопрос. Но, во-первых, вагоны просто так не купишь. На одном из заводов нам сказали приходить ближе к середине лета. То есть вагоны можем получить через год, если обратиться сегодня.

Во-вторых, сами вагоны недешевые. Нам нужен парк минимум в 100-200 вагонов, чтобы решить вопрос доставки хотя бы по одному направлению. 15-16 вагонов ситуацию не спасут.

Один вагон стоит около 70-80 тысяч долларов. Инвестиции неслабые. Но даже они могут не решить проблему.

Надо, чтобы все работало: перевозка, подача/уборка на станциях, чтобы составы не задерживались. Потому рассматриваем и вариант сотрудничества с компаниями, у которых уже есть вагоны. Ищем разные варианты сотрудничества.

– Как Вы оцениваете свой опыт по отправке грузов контейнерами?

– Дороговато получилось, но состав через Китай прошел. Сейчас тоже думаем грузить контейнерами. Но проблема в том, что их не так много, емкость небольшая, а тариф высокий. Хотя думаем до Каспия грузить контейнерами, там перегружать и везти по морю до грузинского Поти.

Но это лишь один из возможных вариантов. Мы прорабатываем разные сценарии. Даже если завтра все наладится, будем умнее и иметь в виду альтернативные пути по отгрузке. Бизнес все равно будет двигаться вперед.

Планы

– На 2023 год какие планы?

 Мы взяли бо́льший бюджет, чем в 2022 году. Некоторые рынки под санкционными воздействиями начали минимизировать риски и искать новых поставщиков хризотила. Наша задача, казалось бы, простая  обеспечивать спрос. Потенциал есть, как и сложности, но мы знаем, как с ними работать. По плану должны отгрузить 260 тысяч тонн готовой продукции.

– Уже несколько лет КМ плотно занят модернизацией производства, корректировкой технологии, в том числе в рамках принятой экологической стратегии. Над чем будете работать в текущем году?

 Идет большая работа по изучению процесса сушки руды. Это наш основной технологический процесс. Обсуждаем улучшение технологии с учеными. Хотим добиться экономии газа  это одна из целей, которую ставим в рамках нашей экологической стратегии.

По одной печи уже в этом году начнем корректировку технологии в рамках экспериментальной работы. Насколько это будет тот эффект, которого мы ожидаем, покажет время.

– В этом году вновь заседание по Роттердамской конвенции.

 Да, в мае-июне. Идем с новыми исследованиями. Нас поддерживает правительство Казахстана, и это мы хорошо ощущаем. Наша республика заняла лидирующую позицию в обсуждении конвенции в прошлом году. Считаю, что этим летом мы тоже отстоим свою позицию.

Диверсификация

– Одна из страховок от проблем с логистикой – это дальнейший передел хризотила на месте. Выросло ли потребление внутри Казахстана?

 У нас есть два шиферных завода в Семее и Шымкенте, которые показали рост в 2022 году. В сумме сегодня они потребляют около 10 тысяч тонн хризотила.

Они уже приближаются к максимуму своих технических возможностей. Следующим этапом может стать открытие нового завода или увеличение мощностей на действующих предприятиях. Семейский пошел вторым путем, здесь как раз ведут модернизацию с выходом на выпуск плоского листа. Результат от этих вложений мы, как поставщики сырья, ощутим в среднесрочной перспективе.

– Три года назад вы пошли в аграрное направление. Предприятием-спутником можно назвать ТОО "Жасыл ел 2008", где сеете пшеницу, кормовые, держите поголовье КРС. Что скажете о результатах этого эксперимента?

 Мы ищем эффективную модель хозяйства, которая в перспективе могла бы стать франшизой. Хотим понять, при каком объеме посевных и поголовье скота можно быть максимально эффективными.

Сегодня у нас уже появилась кооперация с крестьянами. Наш ремонтно-механический завод начал работать над оборудованием для аграриев, производить расходники.

Большая задача  выйти на производство удобрений. Эта идея не дает нам спать, мы постоянно экспериментируем, изучаем канадский опыт. Есть рабочие модели, но вопрос часто стоит в сырьевой базе. Какой-то узкий сегмент для себя найдем однозначно.

– В Житикаре у вас целый пояс предприятий-спутников. Один из новых и довольно перспективных проектов – производство террасной доски.

 Сегодня идет процесс получения всей необходимой документации. Мы по качеству однозначно опередили конкурентов. Наша доска однозначно лучше, чем древесная. Она не набухает от влаги, прекрасно перенесла наши северные морозы, не гниет. Геометрия продукта тоже классная. По цветовой гамме довольно широкая линейка.  Теперь главная задача  запускать промышленное производство и развивать его дальше.

– Вы также производите довольно широкую линейку продукции для дорожной отрасли. Давно работаете над формулой стабилизирующей добавки EcoTop.

 Этот продукт готов. Мы нашли идеальную формулу. По этому году, видим, потратим время на то, чтобы нас узнали, попробовали, пощупали. Я буду биться за то, чтобы наш качественный казахстанский продукт пришел на смену импортным добавкам. Проведем модернизацию линии, чтобы в 2024 году выходить на рынок серьезными игроками.

– Спасибо и успеха!

Партнерский материал

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться