Представители гражданского сектора Казахстана объявили о создании консорциума, который должен заняться мониторингом распределения бюджетных средств в рамках государственного социального заказа. Представители ряда НПО сообщили о том, что в Казахстане из года в год множится число неизвестных и непонятных организаций, которые формально представляют неправительственный сектор и выигрывают значительные суммы денег в рамках госсоцзаказа. Никаких механизмов мониторинга со стороны общества целей этих НПО, а также на что были потрачены деньги, полученные в результате госсоцзаказа, практически нет. Об этом заявила представитель РОО "Национальный родительский совет "Ата-ана" Жанна Ахметова. В комментарии abctv.kz она отметила, что огромные деньги из государственного бюджета уходят непонятно куда.
"Мы настаиваем на изменении нынешней системы государственного социального заказа, чтобы вся информация была максимально прозрачна и открыта, все данные по любому НПО нужно выкладывать в открытом доступе, а сами НПО должны отчитываться не какому-то агашке, а гражданам. Мы выступили с предложением к государственным органам создать сайт с обратной связью, где бы расписывались критерии отбора участников в ходе тендеров, на что конкретно ушли средства и какой конечный результат имеем. Сейчас мы можем только подать прошение в прокуратуру о проверке освоения госзаказа, но не хотим прибегать к этим мерам. Это по каждому случаю нужно обращение в органы. Куда проще, если бы сами госорганы навели здесь порядок. Наша цель – бороться с коррупцией при распределении средств, добиваться, чтобы в конкурсах участвовали реальные, действующие и способные обеспечить максимальный положительный эффект организации, а не НПО-пустышки", - пояснила г-жа Ахметова.
Деньги счет любят
Создателями консорциума выступили общественный фонд социальных и инновационных проектов ELAMAN, РОО "Национальный родительский совет "Ата-ана", ОО "Союз отцов" и Ассоциация безопасности дорожного движения "Общая дорога", а также ряд других неправительственных организаций.
Глава ОО "Союз отцов" Куаныш Джуматаев заметил, что, например, в 2016 году министерство по делам религий и гражданского общества на госсоцзаказ потратило 9,4 млрд тенге. Сама сумма открыта, однако попытка гражданских активистов получить информацию, на какие конкретно проекты ушли деньги, не принесла результата. Г-н Джуматаев заметил, что мониторинг компаний, которые подают заявки на участие в конкурсе и чаще всего побеждают, показывает, что многие из них создаются буквально за неделю до распределения заказа. Эксперт подчеркнул, что за прозрачностью конкурсных процедур должен следить Центр поддержки гражданских инициатив, однако зачастую он не обладает данными как по конкретным НПО, так и о причинах, почему именно они побеждают в тендерах.
Жанна Ахметова привела примеры с идентичными по смыслу лотами, в которых подбираются слова синонимы, и обе заявки побеждают, например, как в случае с лотами "Ребенок и право" и "Ребенок и правосудие", где была абсолютно похожая концепция, но это никого не смутило при распределении средств.
Президент Ассоциации безопасности дорожного движения "Общая дорога" Арсен Шакуов обратил внимание еще на одну проблему – часто в лотах указываются далеко не самые актуальные проблемы, зато действительно важные, такие как профилактика детских суицидов, домашнего насилия, высокой смертности от ДТП, почти никогда не побеждают.
"Мы видим, что эти проблемы более чем актуальны, но их задвигают. Те НПО, которые поднимают эти вопросы, никому не интересны, они сразу же рискуют, что их заявка даже не будет рассматриваться. Очень большой разброс по суммам грантов, некоторые на первый взгляд совершенно незначительные инициативы получают по 100-200 млн тенге, в то время как действительно важные предложения, направленные на широкие слои общества, получают всего 2-3 млн тенге. И вы нигде не найдете аргументированного ответа, что является критерием выдачи той или иной суммы в рамках госсоцзаказа", - сказал г-н Шакуов.
Средства мимо кассы
Президент общественного фонда социальных инновационных проектов ELAMAN Алмаз Ержан обратил внимание, что система государственного социального заказа еще более криво работает в отношении прав людей с ограниченными возможностями. Так, финансирование получают организации, в которых нет ни одного человека с инвалидностью.
Г-н Ержан обратил внимание, что в рамках государственного социального заказа можно было по примеру западных стран решить проблему Фонда поддержки занятых с инвалидностью, утвердить программы профессиональной подготовки и переподготовки таких специалистов, внести поправки по стимулированию работодателей для приема на работу людей с инвалидностью.
"Замечу, что Конвенция о правах инвалидов только набирает силу в Казахстане, но в ней сказано, что проблемы инвалидов должны решать сами инвалиды. Пока мы не видим движения в этом направлении", - сказал г-н Ержан.
На вопрос abctv.kz о том, что многие НПО находятся на балансах акиматов и часто приходится слышать об их фиктивности, Жанна Ахметова заметила, что пока консорциум может отследить только лоты от Центра поддержки гражданских инициатив. Те НПО, что прикреплены к акиматам, работают по другой схеме. Г-жа Ахметова подчеркнула, что пока есть лишь догадки, что некие люди через свои каналы могут лоббировать победу таких НПО при госорганах на конкурсах.
Тем временем, согласно данным Центра поддержки гражданских инициатив, последнее рассмотрение заявок состоялось 13-14 марта 2017 года. Конкурсная комиссия рассмотрела 323 заявки от 185 организаций. Выявлены победители по 42 темам грантов из 47. Как раз эти победители и вызвали у общественников много вопросов, что и побудило их создать соответствующий консорциум, сказала г-жа Ахметова.
В свою очередь член экспертной Комиссии по распределению государственных грантов Аманжол Уразбаев считает, что создание Центра поддержки гражданских инициатив – это позитивное начинание не только в Республике Казахстан, но и во всем регионе Центральной Азии. Вместе с тем он заметил, что в любом деле есть моменты, которые нужно модернизировать. По его словам, прежде всего необходимо улучшить требования к грантополучателям, и если задача конкретная, то и выполнение должно быть соответствующим.
Общество Красного Полумесяца Казахстана также заявило о готовности проводить независимый мониторинг реализации грантов.
"Мы увидим на следующий год, как эти проекты пройдут и каких результатов мы добились. Также хочу сказать, что Общество Красного Полумесяца Казахстана готово участвовать в независимом мониторинге реализации государственных грантов", - сказала генеральный директор Общества Красного Полумесяца Казахстана Елена Ким.
Подтвердят каждую копейку
В связи с критикой общественников высказался и заместитель председателя Комитета по делам гражданского общества министерства по делам религий и гражданского общества Бауржан Мусин, который пояснил, на что ведомство выделило за год 9,4 млрд тенге в рамках госсоцзаказа.
"В прошлом году было выдано 10 грантов на сумму 198 млн тенге. В этом году с целью увеличения поддержки НПО и развития данного инструмента сумма составляет 608 млн тенге. Из которых по 47 темам был конкурс по грантам на сумму 437 млн тенге. В настоящее время отобрано 42 проекта. По несостоявшимся темам будет заново объявлен конкурс, кроме того, будут также дополнительные гранты, так как дополнительно в этом году выделены из бюджета средства еще порядка 178 млн тенге. По грантам в прошлом году впервые был введен такой механизм поддержки НПО, осуществляемой в соответствии с Законом "О госсоцзаказе, грантах и премиях". Там установлен иной порядок. Отбор проектов ведется независимой комиссией, куда входят депутаты парламента РК, эксперты, представители НПО, СМИ. Все это открыто освещается в СМИ, даются брифинги, размещаются объявления и информация на сайтах. Никакого влияния на решение комиссии уполномоченный орган не оказывает и не вмешивается в процесс отбора проектов на грантовое финансирование. Также хотел бы уточнить по сумме 9,4 млрд тенге. Это сумма по государственному социальному заказу, осуществляемому как одна из мер господдержки НПО в рамках законов "О государственных закупках", "О государственном социальном заказе, грантах и премиях". 8,9 млрд тенге – это средства МИО, и 0,5 млрд тенге – ЦИО. Победитель определяется автоматически порталом. Там определяющую роль играет цена и соответствие требованиям конкурсной документации", - рассказал г-н Мусин.
Между тем Жанна Ахметова считает, что Центр поддержки гражданских инициатив при рассмотрении заявок должен ответить на ряд вопросов: почему в списке выигравших нет НПО, покрывающих своей
деятельностью всю страну, как некоторые НПО получили по 2 и более лота, тогда как претендовало более 300 НПО? Для чего был создан собственный реестр организаций, когда есть реестр министерства юстиции, при этом тем НПО, которые не вошли в этот реестр не дают допуск и участие в лотах? До сих пор нет онлайн функции внесения НПО в реестр. В связи с этим созданный консорциум предложил создать прозрачный механизм принятия решений относительно того, какие темы лотов действительно нужны, сколько на самом деле требуется денег на тот или иной лот, как перераспределить средства, которые были заложены на определенные темы, но конкурсы по ним были признаны несостоявшимися, внедрить механизм онлайн-голосования, который позволит активным гражданам отдавать предпочтения тем или иным НПО, которые предоставили лучший план мероприятий.
Abctv.kz будет следить за ходом событий.
Аскар Муминов