RU KZ
«Наша цель – и воодушевить, и показать подводные камни в бизнесе»

«Наша цель – и воодушевить, и показать подводные камни в бизнесе»

12:43 17 Октябрь 2019 1834

«Наша цель – и воодушевить, и показать подводные камни в бизнесе»

Автор:

Карина Алимова

Успешные бизнес-леди поделились своим опытом ведения дела.

Предпринимательницы в сфере туризма, производства косметических продуктов, ритейла, детских мероприятий и бренда одежды поделились знаниями о ведении бизнеса на деловом speed-dating в Нур-Султане.

«Сегодня на мероприятии концентрация бизнес-общения и нетворкинга. Для нас важно было собрать начинающих и опытных предпринимателей в максимально неформальной обстановке и в течение часа дать им возможность получить опыт и знания. Предприниматели рассказали, как правильно кредитоваться, где найти инвестора, где можно бесплатно получить обучение», – отметила одна из соорганизаторов диалоговой площадки UMAY Business Day 2019 Мерей Мустафина. К слову, встреча вошла в программу проекта Umay Boost, которая реализуется при поддержке генерального спонсора – корпорации «Шеврон».

На session были приглашены бизнес-вумен, истории которых могут стать образцом. Они работают в нише, с которой можно начинать с небольшим стартовым капиталом.

«Наша идея – рассказать начинающим предпринимателям и тем, кто хочет начать бизнес, о конкретных кейсах. Это не какая-то сухая теория, это реальная информация, практическая. Это реальные предприниматели, но они не распиарены. Именно они становятся ролевыми моделями. Потому что про бизнес мало конкретно работающей информации. Сейчас очень много людей начинают дело воодушевленными, но есть много других подводных камней, про которые знают те, которые там уже плавали», – пояснила представитель партнеров-соорганизаторов speed-dating Махаббат Садвакасова.

Одним из спикеров мероприятия стала Салтанат Валиева, владелица предприятия по чистке, пошиву и реставрации шуб. Бизнес-вумен рассказала свою историю становления дела.

«Я начинала с продажи четырех видов тканей из дома, будучи в декрете. Со временем появился спрос на пошив одежды, таким образом открылось ателье. Через год мы узнали о программе акимата Нур-Султана «Дорожная карта бизнеса» и получили грант на приобретение оборудования для чистки верхней одежды. Сегодня мы запустили производство, где работают 12 мастеров по разным направлениям: покраска, чистка, пошив и реставрация изделий из кожи и меха. В планах открыть свой бренд одежды», – поделилась предприниматель.

Не бояться открывать семейный бизнес рекомендует и Камиля Серикова, которая занимается магазином и кофейней. «У нас уникальная концепция три в одном: полноценная кофейня, кофе с собой и одежда, и товары для дома из органического хлопка. У казахстанцев разные стереотипы о семейном бизнесе. Хочу посоветовать начинающим предпринимателям не бояться работать с родными. Мне довелось поехать на стажировку в Германию через программу «ДАМУ», целый месяц мы посещали крупные предприятия. Как оказалось, такие концерны, как Volkswagen, существующие по 200 лет, – именно семейный бизнес. Я поняла, что семейный бизнес – это сила. Я, моя сестра и мама открыли кофейню в ТРЦ MEGA, в Алматы такую же кофейню открыла жена моего брата. Так что мы отличный пример успешного семейного бизнеса»», – резюмировала она.

Асия Каржаубаева рассказала историю созданию дела в сфере туристических и образовательных услуг: «В мир туризма пришла неслучайно ещt в школьные годы: увлечение географией привело к победам на международных олимпиадах. Именно это было началом. Многочисленные стажировки, обучение в Великобритании по программе «Болашак», работа в иностранных компаниях дали основу для развития себя и создания бизнеса. В этой сфере я с 2004 года. Собственная компания была создана в 2015 году. За годы деятельности с нами более 10 000 клиентов. Начала работу с собственными средствами более 1 000 000 тенге. Сейчас оборот в год – около 160 млн тенге».

Зере Нугманова занимается выпуском косметических продуктов под собственной маркой. Девушка намерена выйти на экспортные рынки. «Возраст – не помеха для ведения своего дела. Мне 23, а максимальный оборот моего бизнеса в месяц – шесть миллионов тенге. Мне нравилось ухаживать за бровями и ресницами, помогать девушкам чувствовать себя красивыми и уверенными в себе. С этого все и началось», – поделилась Зере.

Гульмира Исабаева, владелица предприятия, которое поставляет медтехнику, рассказала о лицензии в фармацевтическом бизнесе: «В 2010 году мы начали с поставки двух ингаляторов, а сегодня мой бизнес – это реализация изделий медназначения и медицинской техники. За девять лет мы заняли определенную нишу на рынке и имеем свою клиентскую базу – более 2000 аптек и магазинов. Это был длинный путь, почти 1,5 года ушло на сбор документов для лицензии».

Мадина Бисенова, предоставляющая дошкольно-образовательные услуги, поделилась своим опытом работы с франшизами: «Начинала с одного человека в магазине и двух педагогов в детском центре. Сейчас наша общая команда – 20 человек: три – в магазине и 17 – в детском саду. Во время становления бизнеса, как и любой предприниматель, я столкнулась с бюрократическими проволочками. Были проблемы с получением разрешений на сад и получением субсидий. Тогда очень помогла юридическая помощь национальной палаты предпринимателей «Атамекен».

Что касается самой обучающей программы UMAY Boost, то пройти ее могут представители малого и микробизнеса. Главное требование к ним – в статусе предпринимателей они должны находиться не менее трех лет.

«Мы запускаем второй курс обучения. В каждом запуске – 16 предпринимательниц. Это оптимальное количество людей, которое может эффективно чему-то научиться. В течение трех недель они проходят интенсивный курс продвижения бизнеса, учатся у сильных менторов. Они обсуждают бизнес в деталях, определяют слабые места, куда нужно развиваться. Проект рассчитан до конца года, и мы ожидаем хороших результатов. Если судить по отзывам первой нашей программы, то у участниц в разы доходы выросли», – подчеркнула координатор по связям со СМИ «Шеврон» Айнур Садыкова.

По данным организаторов, обучающий курс состоит из нескольких этапов. В первый модуль входит интенсивный курс, раскрывающий лидерские качества. На данном этапе с участниками работают российские тренеры. Во втором модуле подключаются казахстанские менторы, которые знают специфику казахстанской бизнес-среды. Третий модуль посвящается теме энергоменеджмента. Слушатели постигают основы генерации и сохранения энергетических ресурсов.

Коммуникации после обучения не заканчиваются. Сегодня уже сформировалось комьюнити деловых женщин, которые активно взаимодействуют, делятся своим видением.

«Например, 16 женщин, которые с первого потока, сформировали уже свое микросообщество. Они ходят друг к другу в гости, но не чай попить домой, а на предприятия. Они знакомятся с бизнесом друг друга, где-то для себя подмечают, где-то – подсказывают, делятся своим пониманием», – отмечают организаторы.

Тренд на бизнес задает и само государство. Глава государства Касым-Жомарт Токаев в своем послании дал поручение освободить микро- и малый бизнес от налогов на доход. Что повлияет на экономическое развитие страны, а также на развитие женского предпринимательства, поскольку отечественный малый бизнес во многих случаях представлен женщинами, подчеркивают организаторы.

Карина Алимова