Специалисты научно-исследовательского центра "Билим" определили уровень этичности казахстанских госслужащих, и выявили проблемы госслужбы. К слову, социальное исследование среди казахстанских госслужащих проводилось в 2017 году по заказу ПРООН и при поддержке агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции.
По данным координатора проекта и специалиста исследовательского центра Алии Оразгалиевой, соцопрос охватил 6 735 респондентов в 16 регионах Казахстана, из которых 2800 предпринимателей, так или иначе взаимодействовавших с госслужащими при получении госуслуг. В результате чего были сделаны выводы: ситуация по сравнению с предыдущими годами улучшается - 73% опрошенных среди населения и 75,4% среди предпринимателей дали высокую оценку казахстанским госслужащим. При этом, если население довольно уровнем вежливости и профессиональной этики госслужащих на 76%, предприниматели оценили эти качества у казахстанских госслужащих намного ниже – на 46,6%.
"Полученную тенденцию можно объяснить тем, что предпринимательская сфера изначально предполагает повышенный уровень профессиональной компетенции госслужащих в предоставлении услуг и консультаций для бизнес-среды. По сравнению с оказанием услуг населению, которые в большей степени отработаны и автоматизированы на сегодняшний день", - предположила сотрудник исследовательского центра.
По результатам опроса выяснилось, что в большинстве случаев (85,3%) население крайне нетерпимо относится к нарушениям этики поведения госслужащих. Так, 69% опрошенных приходилось принимать какие-либо меры в отношении госслужащего, который нарушил этику поведения. При этом 14,2% опрошенных отметили, что предпринятые ими меры никакого результата не дали. Более 33% респондентов ответили, что пытаются самостоятельно решать возникшую ситуацию, не прибегая к официальным механизмам жалования. По словам Алии Оразгалиевой, в 1/3 случаев услугополучатель, не довольный этикой поведения госслужащих, не подает никаких жалоб для дальнейшей профилактики соблюдения этического кодекса администрации госучреждения. Во многом из-за несовершенства системы обжалования и отсутствием обратной связи с услугополучателем.
Другое исследование, проведенное между самими госслужащими, стало не менее интересным. В опросе участвовало 1658 госслужащих, из которых 44,4% работники центральных госорганов, 47,2% работники местных исполнительных органов.
"В рамках соцопроса госслужащих центральных госорганов и местных исполнительных органов был задан ряд вопросов на выявление общего уровня осведомленности и определению уровня информированности госслущащих об основных положениях Этического кодекса. При этом 93,1% опрошенных отметили, что ознакомлены с содержанием документа. При этом, для 30,2% госслужащих многие пункты остались ясны не в полной мере. В рамках опроса были заданы тестовые вопросы на знание положений норм Кодекса. В среднем только 43,4% госслужащих верно ответили на вопросы, 40,8% неверно", - поделилась данными координатор проекта.
Учитывая, что значимую роль в институциональном становлении норм и положений этического кодекса играет уполномоченный по этике, исследователи выяснили, что в лицо его знает только 73,5% госслужащих. Остальные затрудняются ответить. При этом только 72,6% опрошенных знают по каким вопросам можно обратиться к уполномоченном у по этике, остальным круг вопросов непонятен. Уровень доверия к уполномоченному также достаточно высок - 71% госслужащих заявили, что могли бы рассказать обо всех известных фактах несоблюдения Кодекса, не опасаясь наказания начальства, порицания коллег, конфликтов в коллективе. Тогда как 13,1% уверены, что это повлечет за собой определенные проблемы или конфликтные ситуации.
"Госслужащие оценили эффективность работы уполномоченного. Так, 69,1% согласны, что работа проводится эффективно. Но при анализе оценки необходимо учитывать, что не все обращались к уполномоченному по этике, не все знакомы с его функциональными обязанностями, и в целом на недавность появление данной позиции. То есть оценка сравнительно субъективна", - поделилась своим мнением исследователь.
Что касается доверия дисциплинарной комиссии и совету по этике, которая рассматривает факты нарушения госслужащими и выносит соответствующие решения, 73,6% уверены в их справедливости. При этом, как оказалось, 35,9% не знакомы с процедурой подачи апелляции.
Оценка опроса госслужащих по соблюдению правил поведения в рабочее и нерабочее время показала уверенность госслужащих в правильном поведении - 71% опрошенных заявили, что соблюдают правила служебной этики в полной мере, а 81% высказали уверенность в соблюдении общепринятых морально этических норм поведения своими коллегами.
Больше половины опрошенных, а точнее 56,5% рассказали, что ежедневно задерживаются на рабочем месте в среднем на 1 час 20 минут, и в 78,5% случаев сверхурочные им не оплачиваются. Больше 40% респондентов отметили, что выполняют поручения руководства, не связанные со своими прямыми служебными обязанностями, и заявили, что не согласны с обоснованностью своей рабочей нагрузки. И только 66,4% респондентов отметили, что их рабочая нагрузка обоснована.
"Данные факторы могут значительно снизить эффективность работы. Справедливые условия труда являются одним из факторов эффективной деятельности госслужащих. Так в пункте 9 подпункта 4 руководители должны предпринимать меры, направленные на охрану труда, а также создание нормальной благоприятной морально психологической атмосферы", - заметила Алия Оразгалиева.
Не менее интересными оказались данные по штатному расписанию, с которым сталкиваются госслужащие при выполнении своих функциональных обязанностей. Так, 32% респондентов отметили, что в штате есть незанятые вакансии, при этом кто-то выполняет работу за этого специалиста, 5,4% отметили, что в штате числятся мертвые души, 11,6% отметили, что все позиции заняты, но некоторые специалисты не выполняют своих обязанностей, за них это делает кто-то другой.
Кроме того, исследование показало, что госслужащие верят в карьеру без связей. Во всяком случае, 53% опрошенных считают, что шансы на повышение по карьере равны для всех, а политика распределения должностей открытая. У опрошенных даже есть понимание, как заслужить ту или иную должность. Тогда как мнение 47% опрошенных полностью отличается. Они заявили, что политика карьерного роста не вполне ясна, скорее формально открыта, а значительную роль в продвижении по службе играют патронаж, трайбализм и личные связи.
В рамках данного исследования, отметили специлисты, были выявлены явные нарушения этики поведения госслужащего, хоть и не значительные. Так, 4,6% опрошенных заявили, что были свидетелями того как коллеги или руководители принимали подарки посетителей, причем 5,1% из них приняли подарки и оставили себе, не сдав по описи. Около 15% опрошенных госслужащих отметили, что на рабочем месте сталкивались со случаями дискриминации по уровню образования, престижности вуза, происхождению, знанию языка, социального имущественного происхождения, а также по признаку пола. Около 18% респондентов отметили, что наблюдали разговоры на повышенных тонах, переход на личности, мат при решении рабочих вопросов. А 5,5% респондентов рассказали о злоупотреблении начальства служебным положением, либо невольном вовлечении других сотрудников в коррупционные действия, как подготовка документов, сокрытие, либо раскрытие информации. Случаи рукоприкладства, драки, и другие формы физического воздействия и запугивания при решении рабочих вопросов и конфликтов отметили 2% опрошенных. менее 2% респондентов заявили о нежелательных знаках внимания с сексуальным подтекстом. Тогда как 1,4% столкнулись с домогательствами со стороны начальства, либо других сотрудников. Около 2% опрошенных заявили, что их коллеги частенько находятся на работе в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.
"Понятно, что эти данные являются скорее исключением из правил, это по цифрам видно, но тем не менее подобные инциденты существуют. Об этом говорят результаты анонимно проведенного опроса", - заявила координатор проекта Алия Оразгалиева.
И попросила агентство по делам госслужбы учесть эти данные при разработке методических рекомендаций для уполномоченных по этике, которым предстоит решать конфликтные и иные сложные вопросы в трудовом коллективе.
Алина Альбекова