Сегодня глава государства Касым-Жомарт Токаев дал интервью на казахском языке для телеканала Qazaqstan, передает inbusiness.kz
– Давайте поговорим о "трагическом январе". Кровавые события в начале года, к сожалению, унесли много человеческих жизней. Неужели все вышедшие на митинг были террористами? Наверное, первоначально люди все же собирались на мирные демонстрации?
– Безусловно, все начиналось с мирных митингов. Во многих регионах страны люди выходили на площади, где высказывали свои требования, выражали недовольство, протестовали. Действительно, не было никаких погромов, криминальных действий.
Но позже ситуация стала развиваться совсем в другом русле. Появились провокаторы и настоящие бандиты. И их целью было не участие в мирных митингах, а нападение на органы власти.
Одним словом, в определенный момент на площади вышли настоящие террористы. Бандиты похитили тысячи единиц оружия, которые полиция ищет до сих пор. К сожалению, еще не все оружие найдено. И есть вероятность, что оно вновь будет использовано.
Естественно, возникает много вопросов по поводу того, кто причастен к этим событиям. В действительности это было дело рук профессиональных бандитов, а не тех, кто изначально вышел на мирные митинги.
– А откуда они взялись?
– Я уже не раз отвечал на этот вопрос. Это была спланированная акция. В эпицентре январских событий находились преступные группировки, террористы, которые прошли специальную подготовку и руководили бандитами и преступниками.
Конечно, в этих группировках оказались и мирные граждане. Теперь наша задача состоит в том, чтобы разобраться, кто из них преступник, а кто нет. Это очень сложная работа, все станет ясно по итогам следствия.
И это надо правильно понимать. Нельзя сказать, что все вышли на мирный митинг. Это полный абсурд. Ни один здравомыслящий человек никогда не поверит этому.
Террористы стремились обострить ситуацию с целью подорвать стабильность в стране и запугать наш народ. А обычные граждане, пришедшие на мирный митинг, к сожалению, "попались на их удочку". Мы должны в первую очередь защитить права таких людей. Я поручил провести тщательную проверку по каждому делу. Те, кто виновен в нарушении прав граждан, будут привлечены к ответственности.
– Как же тогда правильно называть те события? Что это было: попытка переворота, мирные протесты против власти или что-то еще?
– Знаю, что эти события сейчас у нас оценивают и называют по-разному. Как бы то ни было, эти дни стали самыми трагическими в истории нашей страны. Это надо признать. За 30 лет независимости мы выдержали немало испытаний. Но с подобной жестокостью столкнулись впервые. Абсолютно ясно, что настоящие патриоты, преданные своей стране и своему народу, никогда не пойдут на такое.
Надо говорить открыто, что люди, которые хотели воспользоваться ситуацией в своих корыстных целях, пытались совершить coup d’etat. Это государственный переворот по-французски. Это были действия, направленные против нашей государственности, целостности страны и безопасности народа. Это мое личное мнение.
Действительно, людям еще не все ясно. Но понятно, что простые граждане, любящие свой родной город, никогда не будут его разрушать собственными руками. Бандиты пришли в Алматы извне. Их цель очевидна: запугивание и убийства граждан, насилие над женщинами, мародерство, погромы и, в конечном счете, захват власти.
– Почему же они пошли против власти?
– Дело в том, что заговорщики хотели повернуть вспять курс реформ. Они выступили против президента, потому что преобразования могли затронуть их личные интересы.
Между тем основная цель реформ – построение справедливого общества, демонополизация, осуществление политической трансформации, ускорение экономического развития страны. Это в полной мере отвечает чаяниям наших граждан. Поэтому мы никуда не свернем с намеченного пути и продолжим реформы.