Названы основные проблемы автоперевозок в Казахстане

1096

Требования к водителям автобусов могут быть снижены, а министерство национальной экономики рассмотрит вопрос выделения допсредств на субсидирование социально значимых маршрутов отдельным регионам.

Названы основные проблемы автоперевозок в Казахстане

Проблемные вопросы автоперевозок, имеющие системный характер, обсудили представители комитета транспорта МИИР, НПП "Атамекен" и региональных ассоциаций международных автомобильных перевозчиков в пятницу, 24 июня, передает корреспондент inbusiness.kz.

Одной из ключевых проблем является субсидирование социально значимых маршрутов, что является законодательным обязательством МИО. Чтобы регламентировать данный вопрос, в стране в 2020 году утвержден комплекс мер по развитию городских пассажирских перевозок. По словам Алтая Али, зампредседателя комитета транспорта МИИР РК, за последние 4 года объем субсидирований вырос на 5%, составив более 100 млрд тенге. При этом более 80% приходится на города республиканского значения: Нур-Султан, Алматы и Шымкент.

Увеличению субсидий препятствует отсутствие средств у местных бюджетов. Поэтому в минэкономики было внесено предложение по выделению средств на субсидирование из республиканского бюджета. Объем необходимых средств на эти цели из бюджета озвучен не был.

Параллельно с этим остро стоит вопрос обновления автобусного парка на городских маршрутах, где сейчас задействовано 10,7 тыс. автобусов, износ которых приблизился к 46%. По мере обеспечения полного субсидирования перевозчик получит возможность обновить свой парк. Напомним, в рамках программы льготного лизинга за 2018-2021 годы из республиканского бюджета выделено порядка 79 млрд тенге и поставлено 2283 автобуса местной сборки.

Проблемы и с кадровым обеспечением, а именно дефицитом водителей в городские автобусы. Одна из озвученных причин  высокие требования для получения категории D. Упрощение данного требования требует внесение поправок в законы о дорожном движении и автотранспорте. Этот вопрос неоднократно рассматривался на уровне руководства правительства. Депутатами инициированы законодательные поправки в части сокращения возраста для получения категории D с 25 лет до 22 лет и стажа их работы по категории D1 от 3 до 1 года.

По пресечению нелегальных перевозок быстрое развитие цифровых технологий создает условия заниматься перевозкой лицам, не являющимся официальными перевозчиками. В рамках комплексного плана мероприятий по противодействию теневой экономики утверждением правительства создана рабочая группа в составе заинтересованных экспертов, в полномочия которой войдет работа по противодействию и пресечению нелегальных перевозок, отметил Алтай Али.

Напомним, что 31 марта текущего года заместителем премьер-министра РК утвержден план организационных мероприятий по развитию международных грузовых перевозок, который предусматривает освобождение тягачей от сбора за первичную регистрацию и снижение утильсбора до 2028 года, расширение географии перевозок, увеличение уровней штрафов для иностранных перевозчиков, допускающих нарушения.

По итогам 2021 года объем международных автомобильных перевозок составил 5,9 млн тонн, что на 20% выше прошлогоднего показателя. Из общего грузооборота 31%, или 1,8 тонн, перевезли отечественные перевозчики.

По информации МИИР РК, на 2022 год 42 странами получено более 40 тыс. единиц разрешений. С учетом сегодняшней геополитической ситуации в мире резко увеличилась потребность казахстанских перевозчиков в бланках-разрешениях в европейские и другие страны. Достигнута договоренность по увеличению квоты обмена бланками-разрешениями с Турцией, Россией, Грузией, Азербайджаном, Латвией, Кыргызстаном и Словакией, а также рядом европейских стран.

Индира Кусаинова