Названы регионы-аутсайдеры по освоению бюджета

1175

В Казахстане требуется тщательная проработка и ускорение принятие мер по восстановлению платежеспособности граждан.  

Названы регионы-аутсайдеры по освоению бюджета

Сенатор Сергей Карплюк поделился своими мыслями об исполнеии бюджета, передает inbusiness.kz.

"Первое. На сегодня одной из главных задач является обеспечение устойчивого роста доходов населения и снижение неравенства. Правительством разработана программа по повышению доходов населения до 2025 года, нацеленная на развитие масштабной занятости. Вместе с тем, депутатским корпусом, предлагалось проработать вопросы молодежной безработицы, повышения квалификации выпускников, реализации индустриальных и сельскохозяйственных проектов, модернизации производств", – сказал он.

Несмотря на постоянную положительную динамику по уровню бедности и безработицы в стране, вызывает беспокойство уменьшение доли доходов от трудовой деятельности в структуре доходов населения, которая в 2015 году составляла 80 процентов, а в 2021 году этот показатель снизился до 70-ти, отметил депутат.

"Соответственно отсутствие у людей возможности иметь сбережения вынуждает их обращаться за кредитами. И в этом плане закредитованность населения может стать серьезной проблемой. Так, в 2021-м и в текущем годах из общего объема кредитов населению, кредиты на потребительские цели составили в среднем порядка 56%. То есть, такой рост кредитов физическим лицам, наряду с повышением цен на товары и услуги несет тревожную тенденцию увеличения долговой нагрузки населения и усиления социальной напряженности. Поэтому во избежание недопущения указанных рисков, требуется тщательная проработка и ускорение принятие мер по восстановлению платежеспособности граждан, в том числе посредством внедрения системы банкротства физических лиц", – пояснил депутат.

Второе, по его словам, неосвоение по итогам 2021 года составило 69 млрд. тенге и является максимально высоким в абсолютном выражении за последние 15 лет. Одним из значимых факторов систематического неосвоения являются недостатки государственных закупок. 

"Из года в год хронически повторяются случаи непроведения запланированных тендеров, отсутствие заявок на участие в конкурсе, несоответствие потенциальных поставщиков квалификационным требованиям, поздние процедуры проведения госзакупок и прочие нарушения, которые отрицательно сказываются на эффективном освоении бюджетных средств. К примеру, из-за несостоявшихся конкурсов по государственным закупкам средства в сумме 460 млн. тенге, предусмотренные на повышение квалификации и переподготовку кадров организаций здравоохранения, не освоены в полном объеме. Наиболее остро стоят вопросы неосвоения средств регионами по причине несовершенства процедур госзакупок", – подчеркнул он.

В связи с чем, сенаторв полагает целесообразным, рассмотреть вопрос по расширению компетенции местных исполнительных органов, обеспечив им больше самостоятельности.

"Третье, в отчетном периоде в очередной раз отмечается единая для большинства местных исполнительных и государственных органов проблема некачественного планирования, слабого администрирования и управления реализуемыми проектами и расходами. С сохранением общей тенденции увеличения объемов целевых трансфертов, регионам было выделено 2,5 триллиона тенге. При этом сумма неосвоенных средств составила 59 миллиардов тенге, из которых более 95 процентов составляют целевые трансферты из Национального фонда (56,8 млрд. тенге). Аутсайдерами здесь являются Алматинская область (11,3 млрд. тенге), города Нур-Султан (9 млрд. тенге) и Алматы  (5,9 млрд. тенге)", – привел он цифры. 

У всех регионов основная доля неосвоения приходится на Дорожную карту занятости, проект "Ауыл – Ел бесігі" Программы развития регионов, программу "Нұрлы жер", отметил депутат.

"Отдельно следует отметить проблемы при реализации регионами комплексных планов социально-экономического развития. Так, по итогам анализа реализации двенадцати комплексных планов, отмечается недофинансирование   более чем на один триллион тенге, наибольшее из которого, по Кызылординской области на 86%, Карагандинской области на 52% и города Нур-Султан на 56%. И как следствие из запланированных 748 мероприятий не исполнено 122.  Актуальным остается вопрос по межбюджетным отношениям, который на сегодня не до конца решает задачу выравнивания условий жизни в регионах, а также распределения доходов и расходов между регионами", – сказал Карплюк.

Четвертое, по его словам, продолжается финансирование расходов по особому порядку, в частности, по целевому перечислению и целевому вкладу. Так, по данным Счетного комитета с 2014 года целевые перечисления составили порядка трех триллионов тенге, а целевые вклады - 700 млрд. тенге, в том числе в прошлом году по 30 млрд. тенге соответсвенно.

Он привел пример, Национальной компании "Каз экспо конгресс" целевым перечислением на содержание 14 объектов Международной специализированной выставки Астана ЭКСПО-2017 направлено 18 млрд. тенге, что в 2,7 раза больше чем в 2020 году (в 2020 году – 6 693,7 млн. тенге).

Тогда как ранее рекомендовалось дальнейшее их содержание осуществлять за счет сдачи в аренду (арендаторы: МФЦА, "Астана Хаб", IТ Университет, Международный центр зеленых технологий) и оказания дополнительных платных услуг в поствыстовочный период, напомнил сенатор.

"Однако, судя по темпу роста расходов на содержание указанных объектов, данная рекомендация Каз экспо конгрессом игнарируется и соответственно бюджет "не разгружается". Аналогично и по Международному финансовому центру "Астана". Несмотря на значительные целевые перечисления, поставленная перед ними задача по вхождению до 2020 года в десятку лучших азиатских финансовых центров и тридцатку ведущих мировых финансовых центров не выполнена. Поэтому эта задача снова включена в качестве внешнего КPI в новую Стратегию развития со сроком реализации до 2050 года.

Таким образом, средства расходуются  на текущие и капитальные затраты, тогда как  экономически целесообразно было бы направить их на капитализацию организаций", - считает депутат.

И поскольку государство от такого рода вложений никаких финансовых инвестиций не получает, полагаем целесообразным пересмотреть данный механизм финансирования, предложил он.

"В заключение следует отметить, что все существующие проблемы бюджетного законодательства указывают на необходимость продолжения работы по его совершенствованию. И только при условии применения эффективных способов реализации бюджетных процедур будут выполнены задачи, поставленные Главой государства, по повышению благосостояния граждан и обеспечению устойчивого развития экономики. Мы надеемся, что правительство учтет высказанные замечания и предложения в своей дальнейшей работе для решения вопроса по обеспечению эффективного исполнения бюджета", – резюмировал он.

Дана Карина