/img/tv1.svg
RU KZ
Не гони тариф!

Не гони тариф!

Антимонопольный орган может прописать монополистам после 2020 года тарифную диету.

09:20 07 Октябрь 2016 3072

Не гони тариф!

Автор:

Саян Абаев

Комитет по регулированию естественных монополий и защите конкурении министерства национальной экономики РК (КРЕМЗК) рассматривает возможность ухода от действующего затратного метода, при котором субъекты естественных монополий поднимали тарифы для того, чтобы получить дополнительные деньги на выполнение инвестиционных программ. Исполнение инвестпрограмм позволяло провести модернизацию предприятий, но стало искушать монополистов на необоснованное завышение необходимых расходов.

По словам главы КРЕМЗК Серика Жумангарина, антимонопольный орган совместно с Европейским банком реконструкции и развития провел соответствующее исследование в прошлом году и теперь хотел бы привнести зарубежный опыт работы с монополиями в Казахстане.

«В следующем году пилотно на некоторых предприятиях внедрим. При этом особом порядке мы собираемся уйти от затратного метода регулирования, но жестко контролировать прибыль субъектов естественных монополий и амортизацию, которая отправляется на инвестиции, и саму инвестиционную программу субъекта. Специалисты Европейского банка контролируют не только правильное написание, но участвуют в разработке технико-экономического обоснования проекта, участвуют в разработке инвестиционной программы проекта», - сказал он журналистам.

Для этого в июне 2017 года в парламент планируется внести проект закона «О естественных монополиях».

«Старый закон будет поставлен на утрату. Задача нового закона «О естественных монополиях» - внедрить стимулирующие методы тарифообразования, во-первых, а, во-вторых, понять нужно ли нам после 2020 года дальше наращивать эту тарифную гонку за инвестициями – «тариф в обмен на инвестиции»? Либо мы уже достигли насыщения и сегодняшнего уровня тарифов хватает, чтобы субъекты естественных монополий проводили модернизацию, текущий ремонт, капитальный ремонт, не повышаяэтих тарифов», - проинформировал Серик Жумангарин.

По его словам, новые подходы были презентованы в июле этого года премьер-министру РК и получили предварительное одобрение.В настоящее время по работе с законопроектом создана рабочая группа, в которую входят представители госорганов и национальной палаты предпринимателей «Атамекен».

Г-н Жумангарин отметил, что изменения коснутся регулирования деятельности только предприятий в сфере естественных монополий: коммунальный сектор, газо-, водо-, теплоснабжение, канализация, сфера аэропортов, портов, транспортировка газа, нефти по магистральным трубопроводам.

«Остальных это не касается, поскольку они с 1 января 2017 года не будут регулироваться. Мы оставляем 4 общественно-значимых рынка, на которых мы сохраняем регулирование. Это грузовые железнодорожные перевозки, 5 базовых видов услуг в сфере аэропортов, в сфере газоснабжения это снабжение товарным и сжиженным газом потребителей, сжиженным газом домовладений, и сфера электроснабжения, поскольку там есть риски резкого повышения цены. Все остальные цены мы переводим на антимонопольный контроль», - сообщил он.

При этом в КРЕМЗК считают, что в ближайшие годы текущие инвестиционные программы монополистов будут завершаться, что в свою очередь должно создать возможности для снижения тарифов.

«У субъектов высокие тарифы на сегодняшний день связаны с выполнением инвестиционных програм. В определенное время инвестиционные программы заканчиваются, то есть субъект брал инвестиционный тариф для того, чтобы использовать их в качестве инвестиций, либо заплатить по кредитам, которые он брал на обновление своих фондов и так далее. Когда этот срок закончится – я не могу сказать, что это точно будет 2018 год, но инвестиционные обязательства из тарифной сметы уйдут. Естественно, на эту сумму тариф снизится», - сказал глава комитета.

По его словам, на фоне завершения инвестиционных программ предприятий-монополистов будет снижаться и вклад монополий в инфляцию.

«Мы сейчас перешли на предельные тарифы во всех сферах естественных монополий. Большая часть субъектов в самых крупных городах уже переведена и у нас если вклад регулируемых услуг в инфляцию был 1,2%, то в этом году мы прогнозируем 1%, а на следующий год – 0,7%, то есть у нас пик инвестиций проходит», - сказал он.

«После этого – 2017-2018 год, инвестиционная составляющая начинает уменьшаться, а в 2020 году мы должны понять нужны ли нам новые инвестиционные программы либо инвестиционные программы могут быть написаны в рамках того тарифа, который мы достигнем к 2020 году, и этих средств должно хватить субъекту, чтобы в какой-то определенный долгосрочный период, скажем 10 лет, то есть растягивать инвестиции на более долгий период», - сказал г-н Жумангарин.

При этом он отметил, что у монополистов все же сохранится возможность повышать тарифы при увеличении цен на закупаемые ими товары, работы и услуги.

Саян Абаев

Игры в монополию

Сокращение тарифов на коммунальные услуги в регионах произошло за счёт снижения цен на энергоисточники, а также оптимизации инвестиционных программ предприятий.

14 Январь 2019 09:26 4338

Фото: Татьяна Шестакова

В Костанайской области с 1 января 2018 года тарифы для населения снизили многие коммунальные и сервисные компании, занимающиеся обслуживанием жилого фонда. По данным Управления энергетики и ЖКХ, падение тарифов на самые разные коммунальные услуги для населения составило от 1% до 14%. В то же время стоимость воды, тепла и других благ для бюджетных организаций и юрлиц осталась на прежнем уровне.

Коммунальные предприятия регонов в целом имеют сильную зависимость от цен на газ и электроэнергию, затраты на оплату которых в тарифах, к примеру, теплокомпаний северных и центральных регионов страны превышают 60%. Власти Костанайской области уже не раз поднимали на республиканском уровне вопрос о снижении стоимости энергоносителей, в частности природного газа, на котором работает большинство котельных региона. Согласно статистическим данным за 2018 год, самые высокие тарифы на тепло сложились в Костанайской области и Алматы.

Народу легче

Тарифы на предоставляемые услуги снизили все крупные компании-монополисты области. В то же время субъекты естественных монополий малой мощности оставили тарифы на уровне прошлого года. Речь о 21 государственном коммунальном предприятии и ТОО, которые обслуживают сельские населённые пункты. При этом в департаменте Комитета по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и прав потребителей (КРЕМЗК) по Костанайской области заняли жёсткую позицию: не допускать любого самостоятельного повышения тарифов коммунальными предприятиями малой мощности. Следить за исполнением поручения будут акиматы сёл и городов.

Таблица 1. Процент снижения тарифов с 1 января 2019 года для физлиц по отношению к декабрю 2018 года.

Власти взялись рьяно и за сервисные организации, обслуживающие жилой фонд. В Костанайской области большей частью речь идёт о кооперативах собственников помещений (КСП), хотя есть ТОО и ИП, специализирующиеся на предоставлении этих услуг. Всего таких организаций в области 228. Определённые успехи по снижению тарифов есть. В Костанайском районе, по данным областного Управления энергетики и ЖКХ, тариф снизили на 8%, в Житикаре – на 3%, ПКСК (потребительский кооператив собственников квартир. – Прим. авт.) «Спутник» в Рудном – на 5%.

В то же время в Управлении энергетики и жилищно-коммунального хозяйства согласились, что у акиматов нет права устанавливать тарифы на обслуживание многоэтажных жилых домов. Сделать это можно только на общем собрании членов кооператива, где право голоса имеют лишь владельцы жилья. Тем не менее, до конца года работу акиматам провести придётся.

Аналогичная ситуация с организациями, обслуживающими лифты. Все сервисники снизили тариф на 5%, кроме ОЮЛ «Костанайский координационный союз ПКСК и КСК». Компания обслуживает 171 лифт и снизила тариф лишь на 3%. Акимату Костаная поручили ещё раз «проработать вопрос по снижению тарифов на услуги лифтов».

Коммунальщика – в яму

Если проанализировать статьи затрат коммунальных предприятий Костанайской области, то окажется, что снижение тарифа напрямую зависит от стоимости энергоносителей и размеров инвестиционных программ.

Самая большая статья семейных расходов на коммунальные услуги – тепло. В области самый крупный поставщик тепловой энергии – ГКП «Костанайская теплоэнергетическая компания» (ТЭК). По данным директора предприятия Аскара Бекпаганбетова, в январе 2019 года тариф для населения стал ниже на 8% в сравнении с декабрём 2018 года. То есть потребители, имеющие счётчики тепла, в начале отопительного сезона за гигакалорию платили 5058,88 тенге. В квитанциях за январь КТЭК выставит уже 4678,06 тенге за каждую гигакалорию, согласно озвученной в компании информации. Разница в 7,5%. Этот показатель будет несколько отличаться для каждой группы населения, в зависимости от того, использует или нет потребитель счётчики воды и тепла.

«АО «КазТрансГаз Аймак» с 1 января 2019 года снизило цены на товарный газ для населения на 20,2 процента. Затраты на газ в тарифной смете у компании снижены на 385,5 миллиона тенге. Еще 27,7 миллиона тенге сэкономим на воде, тариф на которую снизило КГП «Костанай су». Однако планируемый доход предприятия на 2019 год снижается на 413 миллионов тенге», – отметил Аскар Бекпаганбетов.

Тариф для юрлиц у компании, по словам руководства КТЭК, несбалансирован: расходы на подачу тепла и горячей воды превышают фактически установленный тариф.

Как отметил Аскар Бекпаганбетов, та деятельность компании, что отнесена к сфере естественных монополий, для них априори убыточна. Расходы на топливо, а именно газ, в тарифе занимают 60%. Любой скачок цен серьёзно влияет на стабильную работу. По факту производить, передавать, распределять и снабжать тепловой энергией в рамках тарифа компании без финансовых потерь не получается. В 2018 году, по предварительным подсчётам, предприятие недополучило 282,6 млн тенге. В 2017 году убытки от основной деятельности составили 257,7 млн тенге, в 2016-м – 456 млн тенге. Причиной стали в том числе резкие повышения тарифов на электроэнергию, а также рост других услуг, который не предусмотрен тарифом. В компании отмечают, что любое повышение, даже в рамках чрезвычайной меры (даёт право внепланово повышать утверждённые предельные тарифы в случае роста стоимости энергоносителей. – Прим. авт.), требует месяца на подачу и рассмотрение документов.

Перекрывают этот минус в компании за счёт так называемой иной деятельности. В перечне статей, попадающих под понятие «иная деятельность» более 10 пунктов, по каждому их которых КТЭК получает небольшой, но довольно ощутимый в общей массе доход. В 2018 году от иной деятельности КТЭК дополучила 350,1 млн тенге, в 2017-м – 317,6 млн тенге, в 2016-м почти 284 млн тенге. Это те деньги, которые позволяют КТЭК быть в плюсе при оценке финансового результата по итогам каждого года. Важно, что в 2017-м здесь прибыль составила 57,4 млн тенге, а по итогам 2018 года здесь ждут прибыль на уровне 19,8 млн тенге. В 2016 году компания понесла убытки в размере 173 млн тенге.

КТЭК пока ещё имеет право оказывать услуги по аренде спецтранспорта, проводить строительно-монтажные работы на праве субподряда, ремонтировать и диагностировать приборы учёта. Однако здесь есть одна важная деталь. По словам главы КТЭК, в ближайшем будущем монополистам планируют запретить зарабатывать за счёт предоставления этих работ и услуг. Это значит, что и доходы станут ниже. А ведь именно эти средства компании направляют в том числе на ремонтные работы и даже оплату больничных листов сотрудников компании, потому что в самом тарифе средства на эти цели не заложены.

Отказаться от денег

Вышеперечисленные факторы, касающиеся доходности деятельности предприятия, важны по нескольким причинам. В случае с костанайской теплокомпанией одна из главных – договор с Европейским банком реконструкции и развития. Он предполагает реализацию нескольких крупных проектов по ремонту и замене сетей и оборудования на более энергоэффективные. Общая сумма средств банка по договору – 3,7 млрд тенге. Еще около 3 млрд тенге – средства государства в качестве софинансирования и технического сопровождения работ. На сегодня, по словам Аскара Бекпаганбетова, КТЭК потратила 1,7 млрд тенге средств ЕБРР и ещё около 1 млрд тенге бюджетных средств. Однако в связи с запретом на повышение тарифа и, более того, его снижением, компания приостановила выборку средств, а значит, и реализацию проектов.

Источники финансирования проекта «Модернизация системы теплоснабжения Костаная» (тыс. тенге).

* ФТС – фонды технического содействия.

Как уточнили в КТЭК, по условиям договора, заключённого с банком, для дальнейшего освоения средств необходимо повышение тарифа. В частности, речь идёт о том, чтобы заложить деньги на погашение займа в стоимость услуг. В существующих условиях это пока невозможно. Уже выбранная сумма тарифом учтена.

Как отметил заместитель директора теплокомпании Костаная Валерий Солодов, сегодня они работают над тем, чтобы включить несколько ранее запланированных, но не реализованных в рамках договора с ЕБРР проектов в программу «Нурлы жол». Экономисты компании говорят, что такое решение вопроса для коммунального предприятия будет выгоднее банковского займа. Хотя и тут идёт речь о заёмных средствах, пусть и более дешёвых и длинных.

В любом случае запрет на повышение тарифов означает, что часть проектов по модернизации и ремонту в рамках крупных проектов компании придётся отложить на пока неопределённый срок. Собственная инвестиционная программа, умещающаяся в 65 млн тенге, не покроет финансовые потребности на ремонты и модернизацию, которые исчисляются миллиардами тенге.

Непросто придётся и ГКП «Костанай су», отвечающему за водоснабжение и водоотведение в Костанае. Для того чтобы снизить тариф на 10%, здесь урезали саму инвестпрограмму.

«Чтобы снизить тариф, снижаем инвестиционную нагрузку, то есть пересматриваем объекты, которые нам нужно сделать в первую очередь и которые мы можем продлить на более длительный срок. Мы снижаем свои инвестиции на 174 миллиона тенге в связи с планами снижения тарифа на электроэнергию поставщиками. Ориентировочно предполагаем, что сумма затрат на электроэнергию будет снижена на 154 миллиона тенге», – отметили в пресс-службе коммунального предприятия.

Кого понижать

Анализ тарифов ряда коммунальных предприятий показал, что в первую очередь снижение цен на их услуги приведёт к снижению объёмов ремонтных работ. Существующие соглашения с ЕБРР, которые есть у многих предприятий республики, не позволяют проводить ремонты без повышения тарифов. Сокращать же расходы на фонд оплаты труда, обязательные налоговые отчисления и оплату услуг банков нельзя.

Каким образом в последующем будет решаться вопрос обновления сетей, износ которых в крупных городах редко опускается ниже 50-60%, пока непонятно. Ведь даже кредиты через госпрограммы потребуют расходов на выплату процентов. А учитывая, что часть видов иной деятельности у монополистов забирают, зарабатывать на ремонты им станет ещё сложнее.

Татьяна Шестакова

Пятилетние тарифы «Казводхоза» утвердили наполовину

Оператор предоставит регулируемые услуги по подаче воды по расценкам вдвое ниже заявленных на общественных слушаниях.

27 Июль 2018 12:10 10935

Оператор водного хозяйства «Казводхоз» в течение пяти лет будет предоставлять услуги по подаче воды по тарифам в среднем более чем в два раза ниже заявленных на общественных слушаниях в Астане 2 июля. Об этом стало известно после публикации специального приказа Комитета по регулированию естественных монополий (КРЕМиЗК), размещенного на веб-сайте ведомства.

Приказ КРЕМиЗК регулирует уровень предельных тарифов и тарифной сметы республиканского госпредприятия на праве хозяйственного ведения «Казводхоз» при Комитете водных ресурсов МСХ на услугу по подаче воды дифференцированным группам потребителей в зависимости от способа поставки с 1 августа 2018 года по 31 июля 2023 года.

Утвержденная планка тарифов на воду от «Казводхоза» для сельхозтоваропроизводителей при механизированной подаче будет составлять 11,441 тенге за кубометр с начала августа. Через год этот вид тарифа повысится до 16,135 тенге за куб, с августа 2020 года – до 20,644 тенге за куб, 2021 года – до 26,205 тенге за куб, а в последнем месяце лета 2022 года достигнет 26,285 тенге за кубометр, указывается в приказе.

Напомним, в первоначальной тарифной сетке, презентованной на общественных слушаниях в начале июля, «Казводхоз» заявлял для услуги механизированной подачи воды аграриям ставку на уровне в 29,88 тенге за кубометр со второй половины 2018 года и последующим увеличением расценок до 51,65 тенге за куб в 2022 году (без учета возможных субсидий МСХ в 60-85%. – Ред.).

Такие же умеренные тарифы для аграриев установлены в самотечной подаче воды. Так, с 1 августа 2018 года сбор водного оператора составит 0,209 тенге за кубометр воды. Через год он повысится до 0,295 тенге за куб, с августа 2020 года вырастет до 0,377 тенге за куб, а в 2021-2022 годах тарифы будут на уровнях в 0,479 и 0,480 тенге за куб соответственно, говорится в документе КРЕМиЗК. Это значительно ниже предложенных «Казводхозом» тарифов в проектной заявке, которые начинались от 0,55 тенге за самотечный кубометр в 2018 году до 0,95 тенге за куб в 2022 году.

Для водоканалов и бюджетных организаций подача воды механически будет рассчитываться по тарифу 8,973 тенге за куб с августа этого года. Спустя год он увеличится до 12,654 тенге за куб, а еще через годовой период достигнет 16,189 тенге за куб. Во второй половине 2021 года этот вид тарифа будет равен 20,551 тенге за куб, а в следующем году составит 20,614 тенге за кубометр. Для сравнения, изначально в тарифной заявке «Казводхоза» механизированная подача воды для коммунальных и бюджетных учреждений закладывалась на 2018 год на уровне 23,43 тенге за куб с увеличением до уровня 40,51 тенге за кубометр в августе 2022 года.

При самотечной подаче коммунальные организации смогут получать воду по утвержденным КРЕМиЗК расценкам: 0,309 тенге за куб в 2018 году, 0,436 тенге за куб в 2019-м, 0,558 тенге за куб в 2020-м, 0,708 тенге за кубометр в 2021-м и 0,71 тенге за куб в 2022 году. Это несравнимо с коридором тарифов при самотеке воды для водоканалов и госпредприятий, которые ранее заявлял «Казводхоз» – от 0,81 тенге за куб с августа 2018 года до 1,40 тенге за куб через пять лет, в 2022 году.

Предприятиям, производящим электроэнергию, начиная с августа придется платить по 19,72 тенге за куб при механизированном потреблении воды. С конца лета следующего года эта плата увеличится до 27,811 тенге за куб, а в 2020 году вырастет до 35,582 тенге за кубометр. В последующий год энергостанции будут платить за кубометр механически подаваемой воды 45,167 тенге за куб, а в 2022 году начнут выплачивать по 45,306 тенге за кубометр. При самотечной подаче тарифы для электрических станций вырастут с 0,161 тенге за куб в 2018 году до 0,371 тенге в 2022 году за кубометр.

Это гораздо ниже проектных уровней тарифов для этой дифференцированной группы потребителей воды от «Казводхоза», так как до общественных слушаний предлагалось, чтобы электростанции начали возмещать в августе по 51,5 тенге за кубометр при механизированной поставке воды с доведением тарифной планки до 89,02 тенге за куб в 2022 году. Притом что в самотеке энергостанции должны были получать воду с тарифом 0,42 тенге за куб в 2018 году с ростом до 0,73 тенге за кубометр в 2022 году.

В проектной заявке «Казводхоза», рассмотренной на публичных слушаниях, также предполагалось, что ставки для промышленных предприятий за механику в водопользовании будут на уровне 73,88 тенге за кубометр в 2018 году с ростом до 127,72 тенге за куб в 2023 году, а за самотек – 5,58 тенге за куб в 2018 году с увеличением до 9,65 тенге за кубометр в 2022 году.

Однако в утвержденном КРЕМиЗК тарифном плане на пять лет для промышленных предприятий ставки складываются более благосклонно. Так, заводы будут платить всего 28,293 тенге за куб воды, доставленной механизированным путем, с августа 2018 года, 39,9 тенге за куб – через год и 51,049 тенге за кубометр – начиная с восьмого месяца 2020 года. В 2021 году тариф за механизированное водопользование вырастет до 64,801 тенге за куб, а в 2022 году достигнет планки в 65 тенге за куб. При этом самотечная подача воды будет стоить промышленникам всего 2,138 тенге за кубометр с августа 2018 года с увеличением до 4,912 тенге за куб в 2022 году.

Даяна Кокушева, Данияр Сериков