История со строительством компанией G-Park наглядно иллюстрирует пробелы в законодательстве, процедурах, практике и госконтроле в данной сфере. Напомним, застройщик вел строительство ЖК, распродав еще не построенные "квадраты" людям, после чего местные исполнительные власти решили навести порядок, обязав снести незаконное строение. После "битвы на спецтехнике", акимат и застройщик договорились об узаконении всех процедур. Почему такое происходит и какие правила игры работают на столичном рынке земли? Об этом в интервью inbusiness.kz рассказал исполнительный директор РОО "Әділдік жолы" Дидар Смагулов.
– Здравствуйте, Дидар. Что выявил анализ выдачи земельных участков под строительство жилых комплексов, который провел комитет по управлению земельных ресурсов по вашей просьбе в Астане?
– Проверка, проведенная по нашим обращениям комитетом по управлению земельных ресурсов в Астане, выявила нарушение действующего законодательства при выдаче некоторых участков СПК "Астана". А именно была нарушена статья 48 Земельного кодекса, которая предписывает проводить аукционы при реализации земельных участков. В то же время выдача земли без проведения аукциона возможна только при реализации крупных инвестиционных проектов в соответствии со статьей 284 Предпринимательского кодекса.
Однако строительство жилых комплексов не может быть отнесено к инновационным проектам, что делает такое нарушение крайне серьезным. Суды признают данные сделки недействительными. К сожалению, подобные нарушения земельного законодательства наблюдаются не только в Астане, но и в других регионах, где есть СПК (социально-предпринимательские корпорации. – Ред.). Для решения проблемы и предотвращения подобных нарушений необходимо проводить аукционы при реализации земельных участков, а также строго соблюдать законодательство в будущем.
– Если говорить о конкретных цифрах, то сколько земельных участков выдано незаконно?
– Невозможно точно определить количество земельных участков. Но, как озвучивала депутат Дания Еспаева в своем запросе, в период правления Алтая Кульгинова через торги были проданы 6 земельных участков и 889 – без конкурса через СПК. Проверка может выявить, что каждый второй дом, построенный за последние три года, стоит на земле, полученной незаконно. Однако из-за моратория можно проверять только по поданным заявлениям. Убытки бюджета могут составить 1 трлн тенге, так как 889 участков было передано без конкурса, минимум они стоят 1,1-1,3 млрд тенге. Таким образом, государство потеряло не менее триллиона тенге.
– Каковы дальнейшие действия?
– Наша цель – обеспечить исполнение законов. Государство должно заставить строительные компании выкупить эти земли по рыночной стоимости. Если эти земли были получены через СПК в 2021 году, то необходимо провести оценку, учитывая наличие коммуникаций и расположение. Большинство этих участков находятся в центре столицы и могут стоить не менее миллиарда тенге.
К примеру, в Астане есть земельный участок на пересечении Туран – Сыганак площадью 0,4 гектара, его в ноябре 2021 года предоставили незаконно. Строительство еще не началось, и сейчас мы работаем над тем, чтобы вернуть его.
– Вы писали в Instagram, что обратились в антикор по поводу того, что сын экс-чиновника Тимура Карагойшина – "успешный" бизнесмен. В чем суть вашего обращения и есть ли у него результаты?
– Суть обращения была в том, что он работал в сфере, которую курировал его отец, будучи председателем комитета по делам строительства и жилищно-коммунального хозяйства МИИР РК. Нас это заинтересовало, неужели уполномоченный орган не видит в этом коррупционных рисков? К сожалению, оказалось, что не видит.
– Что касается компании G-park, было принято решение по ЖК "Вашингтон" – застройщику поручено устранить допущенные нарушения и оформить все необходимые разрешительные документы. Таким образом, создан негативный прецедент – сначала прозвучала безапелляционная информация, что ЖК будут сносить, потом пошли навстречу. Не приведет ли это к тому, что другие застройщики будут продолжать заниматься самостроем, так как у властей нет твердой позиции? Получается, такой инструмент, как вывод дольщиков на митинг, в арсенале у бизнеса работает. Не слишком ли мягко повели себя власти, тем самым усугубив ситуацию с незаконным строительством?
– Власти открыли "ящик Пандоры", тем самым признав, что в нашей стране законы не работают. Конечно, я не сторонник того, чтобы жилье тысяч дольщиков снесли. Но на самом деле это не та ситуация. G-park – серьезная компания с активами, они могут ответить по своим обязательствам. Но, прикрываясь митингами людей и выходами на площади, государство в лице акимата попирает законодательство. Так как есть вступившее в законную силу решение суда. Таким образом, мы дали сигнал стройкомпаниям: захвати земельный участок, построй как можно выше этажей, как можно больше продай, а когда потребуют исполнять закон, выведи людей на площади. Это манипуляция. К сожалению, власть идет на поводу таких нехитрых приемов.
– Какими могли быть рациональные действия?
– Логичным шагом было бы прекратить строительство комплекса G-park после того, как было выявлено нарушение закона в конце прошлого года, уже на двух-трех этажах, и довести до совершенства все документы. Это связано с тем, что на некоторых объектах имеется определение суда о том, что авторского и технического надзора не было.
Однако власти игнорировали ситуацию. Возможно, существовал сговор между акиматом и строительной компанией, когда чиновники говорили, что строительство должно было быть завершено быстрее, а власть закроет на это глаза. Более того, в настоящее время активно обсуждается вопрос об узаконивании выдачи земельных участков через СПК, то есть подводится черта над прошлыми нарушениями, и закончится тем, что не будут рассматриваться вопросы, связанные с незаконным получением земельных участков.
Вместо этого ожидается легализация подобных схем. В предполагаемых изменениях в Предпринимательский кодекс поясняется, что инновационные и инвестиционные проекты включают в себя строительство многоквартирных жилых комплексов. Вот такой абсурд.